Железный крест

  • Железный крест
  • 9 500 руб.

Подлинная редкая коллекционная награда в отличном состоянии. Маркировка на кольце с пробой 800 ! Магнитная сердцевина в подлинно окрасе.

Боевая награда Германии – Железный крест 

Знак отличия - Железный крест был восстановлен прусским королём Вильгельмом I (1797-1888) в первый же день начавшейся в 1870 году Франко-прусской войны (завершившейся объединением Германии под гегемонией Пруссии и возникновением Германской империи), в память о славных подвигах и боевых традициях предков. Как и свой предшественник, Крест учреждался только на период предстоявшей кампании.  По указу короля, который, кстати, сам был удостоен Железного креста 2-й степени ещё за кампанию 1813 года, восстанавливался и прежний статут награды с сохранением неизменными трёх её степеней (2-ой, 1-ой и Большого креста), двух разновидностей низших из них (за боевые и небоевые заслуги), а также порядка награждения и ношения ордена. Однако следует заметить, что выдача кавалерам крестов началась только через два года(!) после окончания боевых действий. Поэтому все наградные документы периода Франко-прусской войны датируются 19 января 1873 года

Железным крестом награждались не только генералы и офицеры, но и рядовые солдаты, отличившиеся в бою личной храбростью и героизмом. 

История ордена Железного креста 

Орден Железный крест был учрежден 10 марта 1813 года прусским королем Фридрихом Вильгельмом III во время войны с Наполеоном. Толчком к созданию новой германской награды послужило резкое оживление антифранцузского движения после катастрофы, постигшей Великую армию Наполеона в России. Поражение французов в Московском походе вдохнуло силу и решительность во все европейские страны и, прежде всего, в Пруссию и Австрию. Всеобщий патриотический подъем и привел Фридриха Вильгельма к решению учредить новую награду. 

В основу нового ордена был положен черный равносторонний тевтонский крест с серебряной окантовкой. Лишенный орлов, корон и мечей, без которых в ту пору не обходилась ни одна немецкая награда высокого ранга, он выделялся и был узнаваем издалека благодаря четким и простым линиям, а также контрасту черного и белого цветов. С тех пор форма и цветовое решение Железного креста практически не менялись. На крестах первого учреждения на лицевой стороне были отчеканены барельефы трех дубовых листьев — в центре, короны и букв «FW» — на верхнем луче и даты «1813» — на нижнем. Изначально имелись 3 класса награды: 2-й, 1-й и «Большой крест Железного креста». Железный крест 1-го класса прикалывался на грудь; 2-й класс и Большой крест носились на одинаковой черно-белой ленте, причем 2-й класс носился как медаль на груди или только в виде ленты в петлице мундира. Большой крест был точно такого же вида, что и первые два класса, но большего размера; он носился на шее. Кроме этого, 2-й (низший) класс делился на две версии: «боевую» и «не боевую». При этом сами кресты ничем не отличались, а версии определялись цветами ленты — у «не боевого» креста они были обратными по отношению к черно-белым полосам ленты во¬енной версии. «Не боевую» версию Железного креста получали те, кто отличился на войне не в сражениях, не находясь непосредственно под пулями и ядрами противника. Это были военные хирурги, инженеры, снабженцы, картографы, т.е. та группа людей, которая относилась к категории военных чиновников.  В это же время было учреждено дополнение к Большому кресту Железного креста как высшее отличие — Большая звезда Железного креста. Это была исключительно полководческая награда за выдающиеся победы в крупных сражениях. Единственным обладателем Большой звезды и Большого креста стал генерал-фельдмаршал князь Блюхер. Именно он переломил ход битвы при Ватерлоо, подоспев со своей армией, преследуемой французскими корпусами маршала Груши, к месту сражения армии Наполеона с англо-бельгийскими войсками герцога Веллингтона. Блюхер, оторвавшись от Груши, атаковал измотанные французские дивизии, после чего была поставлена победная точка не только в этом сражении, но и во всей борьбе Европы с Наполеоном Бонапартом. По окончании наполеоновских войн награждения Железным крестом прекратились. Новые учреждения Железного креста производилось для каждой новой большой войны, в которую вступала Германия - в 1870, 1914 и 1939 годах. О том, к какой войне относилась данная награда, свидетельствовали даты в нижней его части на лицевой стороне; на обратной стороне всегда чеканился год первого учреждения — «1813». С окончанием очередной войны всякие награждения крестом опять прекращались. Таким образом, крест учреждался за всю свою историю 4 раза.  В период 1-й мировой войны Железный крест стал настоящим символом германской армии. Кавалеры креста 1-го класса преподносились в прессе как национальные герои. Пропаганда этой самой демократичной и массовой военной награды стала государственной политикой. Ею гордились как рядовые, так и генералы, несмотря на то, что в ту пору в Германии было великое множество красивых крестов, звезд и медалей. Гитлер учредил новую версию Железного креста 1 сентября 1939 года - в первый же день войны. Внешне кресты образца 1939 года отличались от своих предшественников наличием выпуклой свастики в центре и надписью «1939» на нижнем луче. С обратной стороны по-прежнему чеканилась дата «1813». Несколько изменилась и расцветка ленты награды – центральная полоса стала красной. При новом учреждении Гитлер отменил «не боевой» вариант, но добавил к существовавшим ранее классам Рыцарский крест Железного креста (носился на ленте на шее), располагавшийся по рангу между крестом 1-го класса и Большим крестом, который по-прежнему оставался высшей, полководческой степенью. Но это было только начало; к концу 2-й мировой войны общее количество степеней Железного креста выросло до восьми.  Отмена «не боевой» версии Железного креста была компенсирована учреждением Креста за военные заслуги, цвета ленты которого (за исключением белых полос) были обратными к цветам ленты Железного креста. Но об этой награде речь пойдет позже. Малый временной промежуток между 1-й и 2-й мировыми войнами явился причиной ситуации, с которой ранее немцам не приходилось сталкиваться. Большое количество кавалеров Железного креста 2-го и 1-го классов, полученных во время Великой войны, вновь очутились в действующей армии. Однако главная военная награда новой войны оказалась как бы не для них. Ведь награждать повторно одним и тем же крестом было нельзя. Рыцарскую же степень нового Железного креста можно было получить только после того, как снова заслужишь его первые два класса. Точно так же владелец креста 2-го класса образца 1914 года не мог рассчиты¬вать на крест 1-го класса нового образца. Таким образом, с одной стороны, «старые» кресты считались полноправными и уважаемыми, но, с другой, в зачет в новой войне не шли. Коллизия со старыми и новыми крестами была разрешена с помощью изобретения совершенно нового наградного знака, учрежденного в двух классах (соответственно для 2-го и 1-го классов Железного креста). Конечно, все это относилось исключительно к крестам «боевой» версии, т.е. к тем, лента которых была черной с белыми полосками, а не наоборот. Итак, владельцы Железных крестов образца 1914 года продолжали носить именно их, а для того, чтобы отметить их заслуги в новой войне, были учреждены шпанги (пристежки или пряжки) Железного креста образца 1939 года 1-го и 2-го классов. Шпанга - знак повторного награждения - представляла собой знак серебристого цвета в виде имперского орла с трапецеидальной планкой и датой «1939». Шпанга 2-го класса крепилась к черно-белой орденской ленточке креста 1914 года 2-го класса, продетой в петлицу. Шпанга 1-го класса, отличавшаяся более длинными крыльями орла, пристегивалась к кителю непосредственно над Железным крестом 1-го класса.


Рекомендуемые товары


Схожие по цене