Финка. Рукоять с коловой лошади

  • Финка. Рукоять с коловой лошади
  • 17 500 руб.

Avauspuukko - это нож с небольшим клинком для потрошения птицы, мелкой дичи и рыбы. По работе это довоенное изделие , ориентировочно 30 годы. Отличное состояние. Навершие финки (Конская голова) и вся фурнитура ножен выполнена из латуни. На ножнах сохранился оригинальный кожаный подвес. очень антуражное и качественное изделие.

Финка - история легендарного ножа

По фински “финка” звучит как “пуукко” (puukko). Этимология слова исходит от puu (“пуу”) — дерево, слово которое на всех родственных финскому языках звучит одинаково: у марийцев “пу”, у удмуртов - “пу”, у юраков - “па” и т. п. “Пуукко” означает нож с деревянной ручкой. Есть и другое предположение происхождения слова “пуукко”. В XII веке немецкие купцы привозили в южную часть северного побережья, в районы заселённые шведами, типичные ножи, которые именовались pook. Отсюда, из районов шведско-говорящих поселений, слово это распространилось в финно-язычную среду. Слово “пуукко” распространилось с севера на юг Финляндии только с XVIII века. 

 Своей формой пуукко восходит к глубокой древности и считается одним из самых старых ножей в мире! Кстати, до относительно недавнего времени пуукко был широко известен под разными названиями: в Швеции похожий нож называют brukskniv, в Норвегии — tollekniv. Российским "аналогом" финского ножа можно считать корякский нож. Ношение пуукко (порой по 2-3 шт.) никак не оговаривалось уставом финской армии. Но пуукко, судя по громадному количеству фотографий периода 1939-1945 гг., носили чуть ли не все финны. В основном пуукко носили на поясе, как справа, так и слева, как спереди, так и сзади. Некоторые ножи (в основном миниатюрные) крепились к нагрудным карманам. Способов крепления ножа к одежде и элементам формы и амуниции - великое множество. Пуукко очень разнообразны, как по размерам, так и по форме, как по материалу рукоятей, так и по материалу ножен, как по расцветке, так и по оформлению. Различаются пуукко и по месту изготовления.  Размеры"классического пуукко" весьма скромные – считается, что клинок должен соответствовать ширине ладони владельца, а рукоятка чуть-чуть длиннее этого значения. Средняя длина клинка классического пуукко – 7-11 см, реже 13 см. Общая длина – около 20-25 см. Угол заточки – 15-21 градуса. Ширина клинка – чуть больше толщины большого пальца руки. Известно несколько типов головок рукоятей пуукко:  1. без головки (бочкообразная, цилиндрическая или овальная в сечении рукоять); 2. без головки (бочкообразная рукоять с металлической оковкой_;  3. головка с гребнем; 4. головка «грибком»;  5. головка с изгибом;  6. головка с фигурным изображением головы лошади; 7. головка с фигурным изображением головы дикого животного (медведя, рыси, лося и др.) и др. По своему предназначению пуукко также разделялись – отсюда масса вариаций и подвариаций: - Yleispuukko — нож для работы с деревом (плотницкий); - Vuolupuukko — нож для резьбы по дереву; - Eräpuukko — большой охотничий нож; - Vaarinpuukko — малый охотничий нож; - Metsästyspuukko — охотничий нож; - Avauspuukko — нож с небольшим клинком для потрошения птицы, мелкой дичи и рыбы; - Nylkypuukko — шкуросъёмный нож (скиннер); - Fileerauspuukko — рыбацкий филейный нож и др.  Централизованных поставок пуукко в финскую армию не осуществлялось. Финны приобретали ножи за свой счёт (финские ножи выпускал ряд фирм), дарили друг другу и изготавливали в местных (деревенских) кузнях, а также кустарно в полевых условиях.  Шюцкор (Охранный корпус, Гражданская гвардия) принял на вооружение свою модель пуукко – М/27, или «Укко-Пекка» (финск. Ukko-Pekka).  Ножи различных организаций Финляндии вошли в моду начиная с 1920-х гг. Ряд финских организаций заказывал свои ножи. На ножах обычно наносились буквосочетания или сокращения различных организаций, например: AKS, IKL, SKY, Lotta Svärd и др. Свои пуукко были у скаутов Финляндии – Partiopuukko.  Были и миниатюрные пуукко, которые носились в паре (в одних ножнах) с "обычным" ножом. А некоторых "малышей" финны носили на нагрудном кармане.  Pikkunikkarinpuukko — это нож для маленьких детей с гардой и скруглённым остриём.



Клинок финки

  Изготовление клинка - самая важная часть в производстве холодного оружия вообще и финского ножа в частности. Последовательность изготовления ножа не изменялась столетиями. Как и древний, современный “финкокователь” в первую очередь изготавливает клинок, а уж затем черен ножа. В качестве заготовки используется стальная заготовка (в кустарных условиях это может быть стальной напильник или обойма старого шарикоподшипника). Металлический предмет нагревается, и ему придаётся нужная форма. Это надо делать довольно искусно, так как перегрев может ухудшить механические свойства стали. Почти на всех клинках современных финских ножей имеется личное клеймо изготовителя (на фото хорошо видна монограмма мастера Ярмо Хаккарайнена) или фабричная марка. Клинок “финки” должен быть определённой формы, неправильная форма сразу же бросается в глаза. Длина клинка традиционной деревенской финки всегда была не более 10 сантиметров, а его форма отличалась пропорциональностью. Скос заточки лезвия был только с одной стороны. Позднее на клинках появилась выборка для обеспечения жёсткости, которую по неведению обыватели стали называть канавкой для стока крови. В общей массе клинки финских ножей не украшались, если только не считать за украшение следы от молота или имя (знак) изготовителя. Только однажды в захоронении был найден нож, на котором было выбито украшение из треугольников. Но это было исключение, пришедшее, скорее всего, от викингов. Лишь начиная 1880 года, в некоторых случаях, клинки украшались орнаментом, как, например, финка, подаренная Николаю II. 

Рукоять финки

Традиционно рукоятка изготавливалась из дерева. Как уже упоминалось, в основном это были различные сорта берёзы. Берёза — достаточно прочный материал, к тому же она в больших количествах растёт на территории Финляндии. Но рукоятка может быть и из корня ивы, и из рябины, и из яблони. Украшенные финки могут иметь рукоятки из различных материалов: из декоративных пород деревьев, из кокосового дерева, из кости, рога, бересты, латуни и алюминия. 

Ножны финки

Ножны это дом, в котором живёт “финка”. Как любой дом, он должен быть уютным и удобным для жизни. Раньше ножны подвешивались к ремню за два конца и висели параллельно земле. Затем один ремешок стали делать длиннее. Ножны современных финок подвешиваются к поясу за одну кожаную петлю и висят перпендикулярно земле. Кожаные ножны не всегда были принадлежностью финки. Ещё в 1800-е годы они были довольно редки, а ножи хранились в плетёных берестяных ножнах. Внутри ножен располагаются деревянные пластины, которые фиксируют клинок ножа. В XIX веке в моду вошла окраска ножен, обычно в чёрный или красный цвета. Сегодня ножны являются неотъемлемой частью финского ножа. К их изготовлению относятся творчески. Хороший пример - ножны работы мастера Ярмо Хаккарайнена из деревни Кёюлиё. Когда-то в XII веке в этой местности финский крестьянин по имени Лалли убил епископа Хенрика, который без приглашения явился в его дом, забрал все припасы приготовленные на зиму и оскорбил жену крестьянина. За всё это он поплатился жизнью. Финны страшно гордятся этим поступком их предка. 06 этом пишутся книжки для детей, и в деревне Кёюлиё стоит бронзовый памятник Лалли. В память об этом событии ножны для своих финок Ярмо Хаккарайнен делает в форме головного убора католического епископа. 

Финский нож в фольклоре

Конечно, как и любой предмет повседневного быта, финка не могла не найти своего места в фольклоре народа и в его обычаях. Из-за того, что пословицы и поговорки в дословном переводе ничего не скажут представителям другой народности, чтобы не утомлять читателей приведу только одну из них, а затем перейду к описанию некоторых наиболее интересных обычаев. “Туда ходить под дождём “финок”. Эта поговорка обозначает какое-то труднодоступное место или трудновыполнимую работу. Из наших поговорок, пожалуй, ближе всего по смыслу подходит выражение “куда Макар телят не гонял”. В Карелии девушки, в определённый срок своей жизни, носили на поясе пустые ножны от финки. Молодой человек, желающий посвататься к девушке, вставлял в её пустые ножны свою “финку”. При следующей их встрече юноша с волнением смотрел, есть ли в ножнах у девушки его “финка”, если “финка” была в ножнах, значит, он был желанным женихом и мог засылать в дом девушки сватов. Если девушка вытаскивала финку из ножен, то это служило знаком, что она не хочет замуж за этого парня. В начале XIX века, в южной Карелии и частично в Саво существовал “Праздник ножен”. Это тоже своеобразный обычай сватовства. Согласно этому обычаю, в конце лета или в начале осени молодежь собиралась после праздничного или воскресного богослужения вблизи церкви. Незамужние девушки стояли рядком с пустым ножнами на поясе. Юноша вставлял свою “финку” в ножны той девушке, которая была ему милее всего. Через неделю после “Праздника ножен” парень приходил в дом выбранной им девушки и метал свою “финку” от дальней стены дома к противоположной стене и, если “финка” втыкалась в стену, получал рукавицы и невесту. Таким образом, сватовство считалось состоявшемся. В старину, на Дальнем Севере, если мужчина долго работал в лесу, то в том месте, где ему приходилось ночевать, он втыкал в стену высоко над головой свою финку, и, таким образом, защищал себя от злых духов. Так же поступали, если в доме беспричинно, как полагали, плакал младенец. В стену над входной дверью втыкали в стену финский нож. Задачей ножа было охранять духовную жизнь плачущего младенца и прогонять кошмары. Игроки в азартные игры тоже верили в волшебную силу ножа. Перед началом игры, игрок втыкал в карточный столик свою финку с тем, чтобы она оберегала его от обольщения князя тьмы и от неправильных решений. Современный закон запрещает появляться с финкой в местах большого скопления людей и на общественных мероприятиях. Напротив, она всегда должна быть при себе в трудах праведных. Она качается на боку владельца в момент растопки субботней сауны, где-нибудь на даче, в лесу или когда финн идёт в берёзовую рощу заготовить веников для баньки.  Заключение  Во всех финских энциклопедических словарях относительно “финки” особо подчёркивается, что этот нож не оружие, по орудие труда. Как получилось, что действительно финский нож, особенно в современном своём виде, совершенно не выглядит грозным оружием? Видимо, ответ на этот вопрос надо искать в особенностях финского характера. Тем временем как другие более воинственные племена вступали в вооружённую борьбу с пришельцами из других регионов, финны отступали на север, в леса, пока не оказались почти на краю земли, до тех пор, пока уходить уже стало некуда. И им пришлось полюбить их суровую родину, которая тоже оказала влияние на формирование финского характера. У финна нет персонифицированного образа врага, но нет и персонифицированного образа защитника. Это тоже особенность его сознания. Финн не будет ждать помощи от других. Да он бы и не поверил в её искренность. Он верит только в себя. Образ личного защитника отождествляет с самим собой, замыкает на себе. Он сам себе защитник, и финский нож, в данном случае, не оружие, а надёжный друг. Можно понять, почему маленький симпатичный ножик стал другом одинокого финна. В одном финском журнале была статья под названием: “Как “финка” владеет сердцем мужчины”, в которой рассказывалось о подготовке специалистов-финкоделов, будущих искусных кователей, у которых в душе живёт яростное желание делать лучшие “финки”. Но мне очень понравилось название статьи, потому что оно точно выражает отношения между “финкой” и финном. Она действительно, как женщина, владеет сердцем финна, она всегда рядом, всегда под рукой, может быть она даёт ему возможность чувствовать себя уверенно, как в любимом финскими мужчинами анекдоте: “маленький человек, но о-о-очень жилистый”, который следует понимать как: “маленький народ, но о-о-очень крепкий”.



Рекомендуемые товары


Схожие по цене