Тельный крест корсунчик. 14-15 век.

  • Тельный крест корсунчик. 14-15 век.
  • Тельный крест корсунчик. 14-15 век.
  • Тельный крест корсунчик. 14-15 век.
  • 2 000 руб.

Отличное состояние. Ровная патина. Крест равносторонний криноконечный с рельефными дугами в средокрестии, своими концами образующие парные выступы на концах.    

ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА ОГЛАВИЕ     Оглавие в виде граненого уплощенного ушка.

СРЕДОКРЕСТИЕ, ВЕРХНЯЯ, ПРАВАЯ, ЛЕВАЯ, НИЖНЯЯ ОКОНЕЧНОСТЬ     В центре средокрестия помещено рельефное изображение двенадцатиконечного крестика. От рельефного контурного ромба в средокрестии по центральным осям лопастей крестообразно отходит двухчастная плетенка, заканчивающаяся рельефными трехлепестковыми завершениями, вписанными в трехчастные концы лопастей.       

ОПИСАНИЕ. ОБОРОТНАЯ СТОРОНА СРЕДОКРЕСТИЕ, ВЕРХНЯЯ, ПРАВАЯ, ЛЕВАЯ, НИЖНЯЯ ОКОНЕЧНОСТЬ     Гладкая. ДАТИРОВКА     XIV - п.п. XV вв. АНАЛОГИИ     Кутасов С.Н., 2010, тип XII, вар.1,№214, 219; (Станюкович А.К., 2003, 3-33)

  Аналогичные кресты были широко распространены на территории Руси. Встречаются в раскопках городов и сельских поселений с монетами и вещами XIV - п.п. XV веков.

ВЕС     1.39 г

РАЗМЕРЫ     28х21 мм. 

Основная же масса орнаментальных украшений, едва ли не более 90 процентов, имеет исконно русское происхождение. Но прежде чем охарактеризовать их, необходимо обратить свой взгляд к самой форме крестов. Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы можем судить, и средневековая Европа. Феномен этого многообразия требует исторического объяснения. Но прежде чем говорить об этом, необходимо хотя бы кратко описать наиболее характерные формы «ветвей» домонгольских тельных крестов. Естественнее всего было бы ожидать доминирование прямоконечной формы «ветвей», как это мы находим в Византии. Однако это не так – прямоконечная форма встречается относительно редко по сравнению с другими формами ветвей. Крестов «мальтийского типа», с «ветвями», расширяющимися к оконечности, которые были достаточно популярны в Византии, на Руси известно лишь несколько типов, и то достаточно редко встречаемых. Основную же массу составляют кресты, ветви которых завершаются «криновидным», то есть подобным цветку лилии окончанием. Было бы неверным утверждать, что такая форма «ветви» креста – чисто русская специфика. Эта форма встречается и в Византии, но в очень небольшом пропорциональном отношении к равноконечным крестам, и по преимуществу – на Балканах. Строго говоря, нельзя утверждать, что «криновидный» тип «ветвей» доминирует на тельных крестах XI-XIII веков в своём чистом виде. «Идеальный» криновидный тип охватывает, быть может, не более четверти от всех типов тельников этой эпохи. Однако принципиальное влияние «криновидной» формы на морфологию домонгольского креста-тельника мне представляется очевидным. Помимо «идеального» криновида мы находим следующие формы завершения «ветвей»: три точки, расположенные треугольником, треугольник, окружность с тремя точками с внешней стороны, бусина с тремя точками или одной, наконец, просто бусина или окружность. На первый взгляд округлое завершение «ветви» креста едва ли может быть сведено к криновидному, однако, если построить типологический ряд, с лёгкостью может быть видна морфологическая трансформация, превращающая криновид в окружие или в бусину.  Таким образом, выявляя доминирование криновидного типа «ветвей» креста, мы можем предположить, что и характер декора креста, который неотделим от его формы, будет определяться именно этой формой. Этим, по-видимому, и объясняется самобытность декора древнерусских тельных крестов.


Рекомендуемые товары


Схожие по цене