Иван Моз­жу­хин в военной форме, 1916 год

  • Иван Моз­жу­хин в военной форме, 1916 год
  • Иван Моз­жу­хин в военной форме, 1916 год
  • Иван Моз­жу­хин в военной форме, 1916 год
  • Иван Моз­жу­хин в военной форме, 1916 год
  • 2 500 руб.

Оригинальная фотокарточка начала прошлого века с известным русским актером . Иван Ильич Мозжухин (26 сентября 8 октября 1889, Кондоль, Саратовская губерния — 17 января 1939, Париж) — это известный русский актёр эпохи немого кино, работал также во Франции, Германии и США.


Фильмы с Мозжухиным пользовались огромным успехом, и это вызвало интерес к нему со стороны конкурирующих кинофирм, которые стали делать актёру всё более заманчивые предложения. В конце концов Мозжухин под предлогом того, что в очередном фильме ему не досталась главная роль (речь идёт о фильме «Леон Дрей» по роману С. С. Юшкевича, когда режиссёр Евгений Бауэр вместо И.Мозжухина, как предполагалось, пригласил на главную роль Н. М. Радина), перешёл в киноателье И. Ермольева, где начал работать с Яковом Протазановым. У Протазанова он сыграл роль Германна в «Пиковой даме» (1916) и множество других, ставших классикой русского кино. В 1917 году исполнил роли пастора Тальконса и его сына Сандро ван-Гогена в фильме «Сатана ликующий». Вершиной актёрского мастерства Мозжухина считается роль князя Касатского в фильме Протазанова «Отец Сергий» (1918). До 1917 года актёр также играл в театре Корша и Свободном театре. В 1919 году вместе со съемочной группой Ермольева работал в Ялте. В Крыму был арестован вместе с женой и приговорён к расстрелу. Один из красных командиров оказался давним поклонником творчества артиста, что и спасло им жизнь...

В феврале 1920 года на греческом товарном судне «Пантера» вместе с другими артистами, режиссёрами и служащими самого знаменитого и процветающего кинопредприятия России — «Товарищества И. Ермольева», такими как Александр Волков, Яков Протазанов, Виктор Туржанский, Наталья Кованько, Иван Мозжухин вместе с женой Натальей Лисенко покинул Россию. Обосновавшееся в предместье Парижа, в Монтройе, «Товарищество Иосифа Ермольева» вскоре было преобразовано в студию «Альбатрос», а Мозжухин стал её ведущим актёром. В 1923 году поставил по собственному сценарию фильм «Костёр пылающий», сыграв в нём несколько ролей — от демонического героя до эксцентрического персонажа. Под названием «Гримасы Парижа» этот фильм с успехом демонстрировался и в советском прокате. Он снимался в Берлине, когда получил приглашение в Голливуд на очень выгодных условиях. Его ставили в один ряд с Дугласом Фербенксом, Джоном Барримором, сравнивали с самим Чарли Чаплином. Весной 1926 Мозжухин заключил контракт с компанией Universal Pictures и уехал в Голливуд. Но судьба часто играет с человеком очень жестокие шутки. Голливудская карьера не состоялась. Когда Иван приехал в Голливуд, его выпустили в двух-трех нарочито неудачных картинах, где он играл то великого князя, который устраивает еврейские погромы, то "большевика", который расстреливает невинных аристократок, как куропаток на охоте. Наивная американская публика, которая имеет привычку переносить на актера все личные качества тех лиц, роли которых он играет, - невзлюбила его. Позже Вертинский говорил, что вся эта история, происшедшая с Мозжухиным, была спланированной провокацией, чтобы убрать с небосклона слишком яркую европейскую звезду. Во-первых, Мозжухина превратили в Джона Москина, так как его фамилия якобы очень трудна для произношения. Не только трудную славянскую фамилию, но и орлиный нос Мозжухина пришлось укоротить с помощью пластической операции: видите ли, с таким носом на голливудском экране могут появляться только актеры-комики! Добрых пятнадцать лет снимался Иван Мозжухин в России, в Германии и во Франции с тем носом, который был дан ему природой, имел успех у зрителей, нравился женщинам. А Голливуд вскоре после операции порвал договор с курносым Москиным, мотивируя это тем, что теперь актер потерял свою индивидуальность…  Снявшись всего в одном неудачном фильме с довольно символичным названием «Капитуляция», Мозжухин вернулся в Европу. Здесь еще играл несколько лет, то во Франции, то в Германии, зарабатывая все еще огромные деньги. С 1928 по 1930 работал в Германии, исполнил в частности роль Хаджи-Мурата в фильме «Белый дьявол» (Der weiße Teufel, 1930) режиссёра Александра Волкова. Появление звукового кино положило конец его актёрской карьере — у него был, во-первых, сильный акцент, а во-вторых — тембр голоса, который плохо получался в записи. В своём единственном удачном звуковом фильме «Сержант Икс» (Le sergent X, 1932) режиссёра Владимира Стрижевского Мозжухин играл русского, который постепенно осваивает французский язык. Всего Иван Мозжухин снялся в более чем сотне фильмов (для некоторых из них он также писал сценарии). Иван Мозжухин был связан узами тесной дружбы с Вертинским . Проживая в Париже, Мозжухин нередко делился с Вертинским самыми сокровенными замыслами. В частности, он намеревался еще раз снять фильм по повести "Отец Сергий" Л.Толстого. Первую экранизацию, с участием Мозжухина в главной роли, осуществил в 1915 году режиссер Яков Протазанов. А в 1935 году, через двадцать лет после первой экранизации, Мозжухин вместе с С.Рафаловичем написал киносценарий "Алеко", предложив его для постановки германской кинофирме "УФА". В своих, пока еще не опубликованных мемуарах Вертинский так характеризует своего друга: - У нас было много общего в характерах, и в то же время мы были совершенно различны. Но я, как-то еще с юности, имел на него влияние: - Ты мой самый дорогой, самый любимый враг! - полушутя, полусерьезно говорил он. Действительно, по свидетельству разных источников, на первых порах успех Мозжухина за рубежом был огромен. В памяти многих зрителей еще были роли, сыгранные им в дореволюционных картинах. В "Пиковой даме" он сыграл роль Германа, в "Отце Сергии" Л.Н.Толстого - князя Касатского. В эмиграции добавились "Михаил Строгов", "Покойный Матиас Паскаль", ряд других лент. Только на студии "Альбатрос", созданной в Париже русским предпринимателем И.Ермольевым, Мозжухин снялся в девяти картинах. Многие фильмы с участием Мозжухина в 20-е и 30-е годы шли на экранах Бессарабии. Некоторые были даже допущены на экраны России. О том, что лента "Проходящие тени" показывалась в Пензе, из России ему в Париж пишет отец - Илья Мозжухин. И все же Вертинский был прав. После поездки в Голливуд актерское реноме Мозжухина заметно пошатнулось. Он едет в Бердин, работает на студии "УФА", снимается в картинах "Адъютант царя", "Манолеску", "Белый дьявол", "1002-я ночь", "Приключения Казановы". Однако прежнего успеха эти ленты не имеют. Вероятно, поэтому ни под новый киновариант "Отца Сергия", ни под "Алеко" продюсеры денег не дают. Остаток жизни Иван Мозжухин прожил в уединении и умер от скоротечной чахотки в Париже 17 января 1939 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.



Рекомендуемые товары


Схожие по цене