Килевидный крестик. 16 век.

  • Килевидный крестик. 16 век.
  • Килевидный крестик. 16 век.
  • Килевидный крестик. 16 век.
  • Килевидный крестик. 16 век.
  • 1 000 руб.

 Крест четырехконечный двухсторонний с прямым углом в средокрестии и с расширениями на концах вертикального древа и килевидным завершением нижней оконечности.      

ОПИСАНИЕ. ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА ОГЛАВИЕ     В виде граненой бусины с изображением ромбовидного креста.

ВЕРХНЯЯ ОКОНЕЧНОСТЬ     В прямоугольном клейме рельефная монограмма ЦРСЛ (Царь Славы) под титлами. По бокам в прямоугольных узких клеймах вертикальный ряд рельефных точек.

СРЕДОКРЕСТИЕ     Рельефный семиконечный Голгофский крест с копием и тростью и венком в средокрестии. Каждый элемент креста изображен отдельным, окантованным рельефной линией, прямоугольником. Копие и трость направлены вертикально вверх. Нижний конец древа креста переходит в плетенку.

ПРАВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ     Рельефная монограмма IC (Иисус) под титлами в квадратном клейме.

ЛЕВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ     Рельефная монограмма XC (Христос) под титлами в квадратном клейме

НИЖНЯЯ ОКОНЕЧНОСТЬ     В прямоугольном клейме рельефная монограмма НИКА (Победитель), под титлами. По бокам в прямоугольных узких клеймах вертикальный ряд рельефных точек.      

ОПИСАНИЕ. ОБОРОТНАЯ СТОРОНА СРЕДОКРЕСТИЕ     оформлена также как и лицевая ДАТИРОВКА     Тверь, к. XV - XVI в.


Заступив на великое княжение, сын Софьи Пелеолог, Василий III оказался достойным продолжателем дела отца. Менее отца склонный прислушиваться к мнению других, с детства слышавший от матери о своей исключительности, Василий III превратился в настоящего самодержца. И это признано было самим народом и боярами, о чем мы узнаем из рассказа Сигизмунда фон Гербершейна побывавшего на Руси в тот период. Он отмечал, что все с кем он общался говорили, что “Воля князя-воля Божья и все что делается князем, делается по Божьему повелению”. Этот наблюдательный политик отмечал, что при вопросе о чем то не ясном следовал ответ: “ Про то знает Господь и великий князь”. Говоря о предметах христианской мелкой пластики того времени нельзя не сказать о состоянии веры и Церкви этого периода. Как писал Лев Гумилев: ”По условиям времени вся мысль в XVI веке была мыслью церковной. Вопросы веры имели огромное значение, ибо форма исповедания отождествлялась с определенным поведением, определенной идеологической программой и легко переходила в политику и быт.”

Фактически правя страной в последние пять лет жизни Ивана III, Василий III принял активное участие в борьбе с ересью жидовствующих. Судьбу еретиков решали два мнения существовавшие в церкви того периода. Нестяжатели, последователи заволжского старца Нила Сорского и его последователя Вассиана Патрикеева, были против казни еретиков, говоря о долге церкви во вразумлении грешников. Иосифляне-сторонники Иосифа Волоцкого по примеру инквизиции призывали огнем и мечем искоренять ересь. Собор 1504 года под началом Ивана III, но фактически Василия III и епископов принял сторону иосифлян и еретики были обречены на казнь. Но главным идеологическим стержнем для всего XVI в Московской Руси была идея “ Москва-третий Рим”, так ярко выраженная в “Увещевании” к великому князю от старца Филофея. Чувствуя себя потомком византийских императоров благодаря своей матери Софьи Палеолог, Василий III воспринял эти идеи как должное быть. Собственно послание старца было истинным пророчеством. Вся дальнейшая история России тому подтверждение. Если говорить о “третьем Риме” с точки зрения духовной, как о центре православного христианства, то постулат о “четвертом Риме” полностью воплотился. И после мученической смерти последнего православного царя Николая II, наследника византийской империи, империя “ромеев” ни куда не перешла. “А четвертому Риму не бывать” говорится в пророчестве старца Филофея. Осталась только надежда на возрождение православной Руси, а с нею и “третьего Рима”. В XVI веке было создано несколько произведений в духе учения о праве на наследие Византии и роли Руси как защитницы православия.

Взойдя на престол и повзрослев, сын Василия III, Иван IV ощущал себя прямым наследником византийских императоров, гордился своей бабкой Софьей Палеолог. Иван Грозный был первым российским государем венчавшимся на царство по византийскому образцу. Стремление стать “ третьим Римом” логически привело и к установлению на Руси патриаршества в конце XVI века. Время правления Ивана Грозного, как период укрепления абсолютизма, характеризуется не только репрессиями и казнями, но и возрастающим влиянием Церкви на все общество. Огромное влияние на молодого царя оказал митрополит Макарий. До макарьевских соборов 1547-1549 гг. было канонизировано шестьдесят семь общерусских святых. Подтвердив их канонизацию эти соборы внесли в списки многих местночтимых святых, частично уже забываемых за давностью лет. Обращаясь к собору Иван IV говорил: “взыде на память мне и вожделе и возревнова душа моя, яко великое и неистощимое богатство от многих времен и прародителей наших сокровено и забвению предано: великие светильники, новые чудотворцы многими и неизреченными чудесы прославляемы Богом.” Конечно подобный духовный подъем не мог не отразится на предметах личного благочестия и вероятно в это время и появляются некоторые разновидности нательных и наперсных крестов, что совершенно логично учитывая тенденции развития общества и Церкви.

Идеология периода второй половины XV-XVI вв. отражалась на произведениях мелкой пластики того времени, в частности на нательных крестах которые мы рассматриваем в этой работе. Основное время бытования этих предметов это последняя четверть XV и первая половина XVI веков, но некоторые разновидности бытовали и до “Смутного времени”.

Следованием византийской традиции могли быть кресты с образом Христа Благословляющего. Некоторые из них могли появиться еще при Иване III, например Христос Благословляющий вправо, (влево от зрителя). Обращение благословляющего жеста в сторону Богородицы, находящейся справа, наводит на мысль о Боголюбской иконе Богородицы, считавшейся покровительницей великокняжеской семьи. К этому времени, а возможно и несколько раньше появляется крест с сидящим Христом Благословляющим в положении анфас со свитком в руке, о чем говорит и стилистика оформления креста. Последующие разновидности вероятно приходится на конец княжения Ивана III, княжение Василия III и его сына Ивана IV.

К этому времени относятся и редкие кресты с изображениями отдельного святого в средокрестии. Хотя заказные кресты такой тематики появляются гораздо раньше, особенно на крестах работы ювелиров, представленные в этой работе кресты ограничиваются описываемым временем. Объединённые стилистическими особенностями оформления характерными для этого периода, эти кресты представляют собой немногочисленную группу, выделяющуюся среди огромного массива пластики этого периода. Для более точного определения времени бытования той или иной разновидности нужны четкие археологические данные о встречаемости этих крестов на поселениях этого времени. Следует сказать, что редкость этих крестов, особенно отливок близких к оригиналу, создает определенные трудности в атрибуции. Поэтому особенно ценны находки крестов отливки материнской мастерской и в хорошем состоянии.

Килевидные кресты 15 века с изображением благословляющего Христа
Килевидные кресты 15 века с изображением благословляющего Христа

Крест под № 10 несет в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении вправо (влево от зрителя) с предстоящими по бокам. В левой руке Спасителя свиток. Вверху табличка с монограммой в две строки МРIO / IСХС. В кил е видном о конч ании по г рудно е изображение Николая Угодника над ним надпись NI КО. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Известны кресты двухсторонние где одна из сторон повторяет широко распространенный крест с Голгофским крестом, венком в средокрестии и плетенкой внизу.

Крест под № 11 несет в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении вправо (влево от зрителя) с предстоящими по бокам. В левой руке Спасителя свиток. Вверху табличка с монограммой в две строки МРIO / IСХС. В килевидном окончании погрудное изображение Николая Угодника над ним надпись NI КО. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Состояние креста и качество отливки предполагает одну из первых копий. Здесь хорошо видно что Спаситель сидит на престоле с разворотом 3/4 вправо.

Крест под № 12 несет в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении “анфас” с надписями по бокам NI КA. Спаситель держит в левой руке свиток, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. Вверху монограмма ICXC. Фигура Христа занимает все поле древа и ограничивается внизу в килевидном окончании монограммой IMPI. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание украшено декоративными вырезами. Крест отлит в серебре и учитывая состояние отливки и сохранность можно предположить его изготовление в главной мастерской.

Крест под № 13 несет в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении “анфас” с надписями по бокам HI КA. Спаситель держит в левой руке свиток, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. Вверху монограмма ICXC. Фигура Христа занимает все поле древа и ограничивается внизу в килевидном окончании монограммой IМPI. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание завершается овалом. Реплика-переливок с креста №12.

Средневековые килевидные кресты с изображением благословляющего Христа
Средневековые килевидные кресты с изображением благословляющего Христа

Крест под № 14 несет в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении “анфас” с надписями по бокам NI КA. Спаситель держит в левой руке свиток, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. Вверху монограмма ICXC. Фигура Христа занимает все поле древа и ограничивается внизу в килевидном окончании монограммой IMPI. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины без рельефного крестика в ромбе. Отличается от №12 завершением килевидного окончания. Является репликой-переливком.

Крест под № 15 несет в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении “анфас” с надписями по бокам NI КA. Спаситель держит в левой руке свиток, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. Вверху монограмма CXC. Фигура Христа занимает все поле древа и ограничивается внизу в килевидном окончании монограммой IMPI. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание завершается срезанными гранями. Является репликой-переливком.

Крест под № 16 несет в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении “анфас”. Спаситель держит в левой руке свиток, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. Надписи заключены в круглые медальоны. Вверху монограмма IC, по бокам XC NI, внизу КА. Фигура Христа занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины без рельефного крестика в ромбе. Переход верхней лопасти в оглавие оформлен в соответствии с видом килевидного окончания которое имеет копьевидное завершение. Силуэт креста тоньше.

Крест под № 17 несет в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении “анфас”. Спаситель держит в левой руке свиток, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. Надписи заключены в круглые медальоны. Вверху монограмма NI, по бокам IC XC, внизу КА. Фигура Христа занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в в виде не широкого ушка. Верхнее расширение древа чуть меньше нижнего. Килевидное окончание имеет копьевидное завершение. Силуэт креста тоньше.

Средневековые килевидные кресты с изображением благословляющего Христа
Средневековые килевидные кресты с изображением благословляющего Христа

Кресты под № 18 и 18 А, несут в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении “анфас”. Спаситель держит в левой руке свиток, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. Надписи заключены в круглые медальоны. Вверху монограмма NI, по бокам IC XC, внизу КА. Фигура Христа занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе или без крестика. Верхнее и нижние расширения древа одинаковы по форме. Килевидное окончание имеет овальное завершение. Силуэт креста тоньше.

Крест под № 19 несет в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении “анфас”. Спаситель держит в левой руке свиток, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. Нечитаемые надписи заключены в круглые медальоны. Фигура Христа занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Крест является местным подражанием и несет следы правки изображения мастером литейщиком по сырой форме.

Больше были распространены кресты с изображением Христа на престоле. Реплики-переливки этих крестов встречаются на поселениях вплоть до правления Бориса Годунова. Существуют несколько вариантов этих крестов. Очевидно самый ранний вариант где Пантократор изображен с двумя поднятыми руками и предстоящими по бокам горизонтальных лопастей. Это наиболее близкий к византийскому вариант изображения. В килевидном окончании образ св. Николая Чудотворца.

Второй вариант близок к иконописному образцу. Евангелие в левой руке находится на сгибе ноги от торса, а благословляющая правая рука вытянута по плоскости креста. С этой иконографией образа Христа существуют несколько вариантов крестов. Один, очевидно переходный вариант, с изображением Спаса Нерукотворного вверху и св. Николая внизу. Второй вариант с надписями вверху, на горизонтальных лопастях и внизу.

Нательные килевидные кресты XV - XVI веков, Иисус Христос Пантократор.
Нательные килевидные кресты XV - XVI веков, Иисус Христос Пантократор.

Крест под № 20 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель держит в поднятой левой руке Евангелие, правая рука поднят а в благословляющем же сте. По бокам изображения предстоящих. Вверху надпись в две строки MРΘИNI/IIСХСI в килевидном окончании образ св. Николая Угодника под надписью NIКОΛА. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным ажурным крестиком в ромбе.

Крест под № 21 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель держит в поднятой левой руке Евангелие, правая рука поднят а в благословляющем жесте. По бокам изображения предстоящих. Вверху надпись IC XC под титлами. В килевидном окончании образ св. Николая Угодника под надписью NIКО . Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с вдавленным крестиком. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Отлит в серебре.

Крест под № 22 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель держит в поднятой левой руке Евангелие, правая рука поднят а в благословляющем жесте. По бокам изображения предстоящих. Вверху надпись IC XC под титлами. В килевидном окончании образ св. Николая Угодника под надписью NIКО. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы.

Крест под № 23 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель держит в поднятой левой руке Евангелие, правая рука поднят а в благословляющем жесте. По бокам изображения предстоящих. Вверху надпись IC XC под титлами. В килевидном окончании образ св. Николая Угодника под надписью NIКО. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Отличается от № 21 формой килевидного окончания.

Нательные килевидные кресты XV - XVI вв c изображением Иисуса Христа на престоле.
Нательные килевидные кресты XV - XVI вв c изображением Иисуса Христа на престоле.

Крест под № 24 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель держит в поднятой левой руке Евангелие, правая рука поднят а в благословляющем жесте. По бокам изображения предстоящих. Вверху надпись IC XC под титлами. В килевидном окончании образ св. Николая Угодника под надписью NIКО. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Реплика-переливок. Грубоватые изображения и изменения свидетельствуют о правке сырой формы или модели.

Крест под № 25 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель держит в поднятой левой руке Евангелие, правая рука поднят а в благословляющем жесте. По бокам изображения предстоящих. Вверху надпись IC XC под титлами. В килевидном окончании образ св. Николая Угодника под надписью NIКО. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Реплика-переливок. Грубоватые изображения с увеличением рельефа свидетельствуют о правке сырой формы или модели.

Крест под № 26 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель придерживает левой рукой Евангелие, правая рука в благословляющем жесте почти горизонтально. По бокам изображения предстоящих. Вверху образ Спаса Нерукотворного, в килевидном окончании образ св. Николая Угодника. Надписи отсутствуют. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Крест имеет вытянутую форму. Реплика-переливок. Видны следы доработки формы.

Крест под № 27 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель придерживает левой рукой Евангелие, правая рука в благословляющем жесте почти горизонтально. По бокам изображения предстоящих. Вверху образ Спаса Нерукотворного, в килевидном окончании образ св. Николая Угодника. Надписи отсутствуют. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Крест имеет вытянутую форму. Хорошо видны следы доработки и правки формы.

Нательные килевидные кресты XV - XVI вв c изображением Иисуса Христа на престоле.
Нательные килевидные кресты XV - XVI вв c изображением Иисуса Христа на престоле.

Крест под № 28 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель придерживает левой рукой Евангелие, правая рука в благословляющем жесте почти горизонтально. Вверху монограмма IСХС, на горизонтальных лопастях неясные одиночные буквы. В килевидном окончании монограмма HIКА. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы.

Крест под № 29 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель придерживает левой рукой Евангелие, правая рука в благословляющем жесте почти горизонтально. Вверху монограмма IСХС. По бокам монограммы NI КΑ под титлами. В килевидном окончании, в две строки надпись ЦΑР / СΛΑ. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Крест отлит в серебре, возможно в главной мастерской.

Крест под № 30 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа с предстоящими. Спаситель придерживает левой рукой Евангелие, правая рука в благословляющем жесте на уровне груди. Обозначен престол и подставка для ног. Вверху надписи в три строки. По бокам Богородица и Иоанн Богослов. В килевидном окончании, отделенном от образа Спасителя табличкой с надписью, ростовые изображения двух святых анфас. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкой, граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Крест имеет не проливы и согнут. С такой иконографией известен и крест “тверского” типа,


Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо