Черепки от горшков с поселения 16-18 века.

  • Черепки от горшков с  поселения 16-18 века.
  • Черепки от горшков с  поселения 16-18 века.


Фрагменты чернолощеной и белой керамики. 15 штук. Размер от 0.5 см до 2 см.

История создания чернолощеной керамики.


Изобретение глиняной посуды было одним из последних изобретений человечества. Впервые люди стали использовать этот материал в неолите, последнем периоде каменного века (5-3 тыс. до н.э.)

Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древнейшие времена. Глина очень легко поддается обработке: из нее можно вылепить все что угодно. А с открытием обжига глиняные изделия, прежде всего глиняная посуда и утварь, стали самыми необходимыми и самыми практичными в быту древнего человека.

Примерно в IX-X вв. в России появился гончарный круг - простейший станок или скорее приспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой. Гончарный круг упростил, ускорил изготовление глиняной посуды и утвари, вместе с тем работа мастера-гончара не утратила своей индивидуальности, а его сосуды - своей рукотворности, так как и при наличии гончарного круга основное было в руках гончара, и в его мастерстве, и в его воображении.

На керамике нового времени наряду со множеством позднейших мотивов сохраняются и старинные, но в ином, собственно декоративном значении.

Одним из старейших приемов украшения посуды является лощение. При «лощении»-поверхность изделия наиграют до зеркального блеска камнем-голышом, косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком. Покрывают часть либо всю поверхность сосуда, не совсем высохшего, еще не обожженного. Одновременно лощение уплотняет поверхность черепка, делает его менее водопроницаемым и более прочным. При этом верхний слой глины уплотняется, становится более прочным и меньше пропускает воду. Этот легкий способ в старину даже заменял более трудоемкое глазурирование.

Существует краснолощеная и чернолощеная керамика. Первая - естественного цвета красной гончарной глины. Вторая - задымленная, обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода. В самом конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, ненужное тряпье, сырой навоз и траву - словом все, от чего возникал густой черный дым. После томления сосуды получали глубокий черный цвет. На бархатистом черном фоне узоры отливали синеватым стальным блеском, за что такую посуду в народе прозвали «синюшками».

Существует краснолощеная и чернолощеная керамика. Первая - естественного цвета красной гончарной глины. Вторая - задымленная, обожженная в коптящем пламени без доступа кислорода. В самом конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, ненужное тряпье, сырой навоз и траву - словом все, от чего возникал густой черный дым. После томления сосуды получали глубокий черный цвет. На бархатистом черном фоне узоры отливали синеватым стальным блеском, за что такую посуду в народе прозвали «синюшками».

Задымливание применялось с XII века. В документах Великого княжества Литовского печные горшки, обработанные данным способом, упоминаются под названием «dymezi». Задымливание производилось при окончании обжига. В топку подбрасывали дрова - «смолякi» и ждали, чтобы от них пошел дым, после чего сооружение герметизировали. Затем горн засыпали землей, устье закрывали заслонкой и замазывали глиной. Через сутки посуду доставали.

Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо
  • 300 руб.