Икона резная из кипариса. 19 век.

  • Икона резная из кипариса. 19 век.
  • Икона резная из кипариса. 19 век.
  • Икона резная из кипариса. 19 век.
  • Икона резная из кипариса. 19 век.
  • Икона резная из кипариса. 19 век.
  • Икона резная из кипариса. 19 век.
  • 45 000 руб.

Святая мученица Параскева и Святая великомученица Варвара. Тончайшая резьба по дереву. Присутствуют небольшие трещинки, склеенные обычным клеем. Без утрат и реставрации.

Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних - пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает - Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. На этом праведном пути суждено было Параскеве, носившей в имени своем память о дне великих Страстей Иисусовых, приобщиться и в жизни Страстям Христовым через телесные муки. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав ее к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей, бросили в темницу. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову.

Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов. В древних русских месяцесловах и святцах имя мученицы пишется так: "Святая Параскева, нареченная Пятница". Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получали в старину на Руси небольшие придорожные часовни. Простой русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой. Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались нашими предками. Русские иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье. По церковному верованию, святая Параскева - покровительница полей и скота. Поэтому в день ее памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года. Кроме того, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа. Святая мученика - целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов.



Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца (кондак 2). Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех

делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5) (икос 2).

Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.

Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.

За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно — во образ Троичного Света (икос 3). Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном, «Три лучше чем два, — говорила Варвара, — ибо у неприступного, неизреченного Света, Троичного, Три Окна (Ипостаси или Лица)». Услышав от Варвары христианские веро-учительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.

К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.

В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем". На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, — на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь

верными Христу, по приказанию правителя, мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081—1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь — в кафедральном соборе святого князя Владимира.


  О свойствах этой древесины и о своей работе над реставрацией уникальной кипарисовой миниатюры начала XIX века нам согласился рассказать Валерий Васильевич Сологуб, один из самых известных мастеров-реставраторов Москвы. О свойствах материала  - Расскажите немного о свойствах древесины кипариса.  - Кипарис - уникальный материал. Он не коробится, не трескается, не подвержен порче жучком. Древесина практически не имеет слоев, т. е. режется как вдоль, так и поперек. Это монолит, материал совершенно равномерной плотности, который позволяет мастеру реализовать все самые смелые замыслы, не отвлекаясь на "сопротивление материала". Но это в высшей степени дорогостоящая древесина, поскольку даже в каталогах самых известных фирм-поставщиков кипарис не представлен. Первые фрагменты кипарисовой древесины попали ко мне вместе со старыми сундуками. Не случайно, видимо, из кипариса изготавливали именно сундуки для хранения вещей, поскольку в них никогда не заводится моль, древоточцы вне зависимости от условий хранения.  - Есть ли какие-то особые ощущения при работе с кипарисом?  - Самое основное, пожалуй, - ощущение благородства материала. Это помогает мастеру выразить ту пластику, которая задумана. Стамеска слушается каждого движения, ничто ей не мешает двигаться в том направлении, которое задано, и мастер может провести любую, самую изысканную линию. Такое ощущение, что вы гравируете металл - настолько это однородный материал. При этом кипарис достаточно твердый, он хорошо держит форму. Предметы из кипариса  - Видимо, древесина с такими необычными свойствами применялась для изготовления уникальных, "избранных" предметов?  - Да, у нее было совершенно особое применение. Она почти не использовалась при изготовлении мебели. Мне приходится реставрировать в основном предметы мебели XVIII-XIX веков, и я могу сказать, что в это время из древесины кипариса мебель практически не делалась. По крайней мере, я не встречал таких вещей (кроме старинных сундуков, которые относятся еще к доекатерининским временам). Это объясняется и дороговизной материала, и тем особым отношением, которое сложилось у русского народа к кипарисовой древесине. Основная сфера ее применения - предметы церковного обихода. Вокруг кипариса как материала и символа всегда был ореол святости.  - Наверное, это связано и со свойством "нетленности" кипарисовой древесины? Известно ведь, что знатных греков и римлян хоронили в мраморных или кипарисовых саркофагах, подчеркивая тем самым, что они достойны вечности.  - Я могу только подтвердить эту особенность кипариса. У меня хранятся кусочки древесины, которым больше двухсот лет, но они словно не подвержены воздействию времени. Достаточно слегка снять циклей верхний слой - и вы почувствуете необыкновенный аромат и свежесть, исходящие от этого древнего предмета. Поскольку древесина кипариса не усыхает и не теряет своих свойств с течением времени, он считается идеальным материалом для писания икон. Наиболее досточтимые иконы делались на кипарисовых досках. Насколько мне известно, последний самый известный и масштабный проект, в котором широко задействована древесина кипариса - это оформление внутреннего убранства храма Христа Спасителя. Некоторые приделы храма, где использовалась не сквозная резьба, были полностью выполнены из кипариса. Миниатюра с изображением Святой Варвары-великомученицы  - На этой миниатюре видно, какой сложной и тонкой может быть резьба по кипарису. Это единственная порода, которая позволяет мастеру выразить резцом столь мелкие детали. Здесь хорошо видно жемчужное ожерелье и крестик на шее Святой Варвары - а ведь он размером миллиметр на миллиметр.  Эта миниатюра выполнена в 1822 году, в эпоху классицизма, что отражено в миниатюре: обратите внимание, как выполнены архитектурные детали интерьера, как уложены, драпированы ткани. Только эта древесина позволяет мастеру изобразить легкость, пластичность ткани, даже передать ее фактуру. Кроме того, древесина кипариса еще и очень красива - цвета золотистой охры.  - А почему эта миниатюра такого темного цвета? Она тонирована?  - Нет, это патина. Патина - это слой, образующийся на старинных предметах с течением времени. Это дым и копоть от печного отопления и свечей, это буквально само овеществленное Время. А поздние работы (например, конца XIX - начала ХХ века, выполненные мастерами Троице-Сергиевой лавры) - золотисто-желтого цвета. В бывших Загорских мастерских (ныне мастерские Сергиева Посада) изготавливали уникальные вещи из кипариса. Самая большая и полная коллекция резных миниатюр из кипариса находится в собрании Патриарха в Сергиевом Посаде. Иногда произведения посадских мастеров конца XIX века попадают в продажу: я видел подобные резные миниатюры в магазине "Софрино" на Пречистенке. Но эта миниатюра, конечно, ни с чем не сравнимая, уникальная вещь.  - Вам пришлось восстанавливать какие-то детали этой миниатюры?  - Когда я реставрировал эту миниатюру, я заново изготавливал, например, вот эти деревья, облака, пальмовую ветвь в руках Святой Варвары.  - Это ваше творчество, или вы следовали определенному канону?  - Нет, творчество в том виде, как принято это понимать - как полет фантазии, - в работе над предметами церковного обихода недопустимо. Художник, который берется за реставрацию, а уж тем более за изготовление резных миниатюр сакрального содержания, обязан следовать определенному канону. Он должен знать, например, что Святая Варвара всегда изображалась с пальмовой ветвью. Я сделал это в том каноне, в каком был вырезан этот предмет. Однажды мне пришлось изготовить недостающую часть триптиха - к двум крестам с изображением Спасителя с Предстоящими и Иоанна Крестителя с Предстоящими я сделал третий - Богоматерь с Предстоящими. Мне понадобилось проштудировать массу литературы, прочувствовать то время, тот образ, прежде чем я смог определить, как это должно быть.  - Насколько важна в вашей работе вот эта, психологическая составляющая?  - Пожалуй, это важнее всего. Я должен буквально вжиться в образ художника, изготовившего вещь, понять, какими движениями инструмента он это делал - попасть в руку мастера. Моя пластика должна читаться точно так же, как пластика старого мастера, чтобы ни одна живая душа не смогла отличить новодел от оригинала. Важная деталь: мастер написал здесь свое имя - редчайший случай при изготовлении миниатюры. Это означает, что работа была сделана безукоризненно, и он сам понимал это.  - Как вы готовитесь к работе? Нужно ли вам специально настраиваться на нее?  - Безусловно, чтобы реставрировать такую миниатюру, необходимо прежде всего себя привести в порядок, нужно, чтобы дома все было идеально, чтобы не тревожили мысли о близких людях. То есть необходим полный душевный покой, определенный ритм жизни - вы должны прийти в соответствие с той гармонией, в которой только и могут делаться подобные вещи. Известно, что мастера иконописи подолгу постились, а иногда вовсе уходили от мира на много лет, чтобы очиститься, достичь необходимого состояния тела и души. Мне очень понятно это стремление, поскольку в ином состоянии неизбежно возникает чувство несоответствия, своей недостойности, и неизбежны ошибки и недовольство самим собой. Поэтому могу сказать, что подобная работа - это большая ответственность, вы в буквальном смысле стоите перед вечностью, и когда вещь удается, вы чувствуете особое удовлетворение и гордость.  Интервью взяла Наталья Проскурня. 

Материал из журнала - "Дерево.ru"


Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо

Рекомендуемые товары


Схожие по цене