Крест наперстный "Пропеллер". 16 век.

  • Крест наперстный "Пропеллер". 16 век.
  • Артикул: 28586
  • Нет в наличии

Хорошее состояние. Медный сплав. Литье.

Крест наперсный односторонний круглоконечный с дугами в средокрестии.

 Центральную часть лицевой стороны занимает рельефное изображение Распятия.

Тело Христа плавно изогнуто, голова склонена к правому плечу


Наперсный Крест — это крест, носимый на груди (на персях), поверх одежды.

На Руси носились как и мирянами, так и священством. Хотя для попов появились сравнительно недавно и сначала у синодальных иереев. До ХVIII века только епископы имели право носить наперсные кресты.
Предшественником наперсного креста является употреблявшийся в древней христианской церкви, а также в старину на Руси, так называемый энколпий или энколпион (от греч. έν κολπειώ — за пазухой, на груди). Энколпионы сначала имели форму четырёхстороннего ящичка, пустого внутри; с наружной стороны их помещалось изображение монограммы имени Иисуса Христа, а позже — и креста различной формы. В этом ящичке хранились частицы мощей, а в эпоху гонений — списки священных христианских книг. Два экземпляра энколпия, относящиеся, по мнению археологов, ко времени не позже IV века, найдены в 1571 году при раскопке одной из могил Ватикана. О существовании энколпиев в IV веке свидетельствует Иоанн Златоуст.


Различия между наперсными Крестами мирян и попов, особо не большие, но главное отличие , у священников в середине цепи - перемычка, так что цепь спереди охватывает шею, а сзади спускается на спину. Толкование двухконечной цепи Креста - знамение заблудшей овцы, то есть пастырского попечения о душах вверенных священнику прихожан, и Креста, который Христос нес на спине Своей, как знамения подвигов и страдания в земной жизни.

Ношение- наперсных Крестов у мирян, сохранилось у староверов (хотя сейчас, встречается крайне редко, на Севере)
Старообрядческие наперсные Кресты мирян.

"Цепь с крестом — особое украшение. Называли ее цепь "колетцатая", так как ширину ее составляли несколько скрепленных между собой маленьких колечек — от двух до пяти. "Двухколетчатые" — узкие, "пятиколетчатые" — широкие, они и стоили дороже, особенно если цепь была серебряная. Различие в этих украшениях тоже говорило о достатке семей. На цепь подвешивался крест, массивный, медный либо серебряный, или из простого металла. Одновременно носили от одной до трех цепей с крестами. Если надевали три креста, то один располагался по центру, а два других — по краям. "(Л. Ф. КИСЛУХА "ДЕВИЧИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ повязочницы НА ПИНЕЖЬЕ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА")

П. С. Ефименко пишет: "...к шейным украшениям относим: кресты, они бывают деревянные (кипарисные), медные и серебряные массивные, висят на шеях... на серебряной широкой цепочке"'. Цепи были настолько длинными, что кресты находились почти у пояса. Как свидетельствуют источники, носили на Пинеге и цепи без креста, либо крест прятали под сарафан. По всей видимости, это связано с антирелигиозной пропагандой в советский период, что подтверждают и некоторые помнящие старину пинежанки.", ""На "метище" съезжались не только парни со всей округи - приезжали гости из соседних волостей. Эти мероприятия превращались в настоящие смотрины, где решалась судьба многих юных сердец - выбирали невесту, "приглядывали" жениха... Особенно эффектно на этих праздниках смотрелись девушки - "повязочницы" из 4 богатых крестьянских семей, чьи наряды были самыми дорогими. Они стояли на "метище" столбами, не смея шелохнуться: "роскошно разряженные... на затылке к золотой повязке из широкого позумента привязано множество ярких лент, которые шелковым каскадом спускаются по спине; на лбу и на висках - жемчужные переплеты".

Известно, что вся их одежда весила около сорока килограммов.



Рекомендуемые товары


Схожие по цене