Солонка (перечница). « М.С. Кузнецова».

  • Солонка (перечница). « М.С.  Кузнецова».
  • Солонка (перечница). « М.С.  Кузнецова».
  • Солонка (перечница). « М.С.  Кузнецова».
  • Солонка (перечница). « М.С.  Кузнецова».
  • Солонка (перечница). « М.С.  Кузнецова».
  • Солонка (перечница). « М.С.  Кузнецова».
  • Солонка (перечница). « М.С.  Кузнецова».
  • Солонка (перечница). « М.С.  Кузнецова».
  • Солонка (перечница). « М.С.  Кузнецова».
  • 7 500 руб.

Солонка (перечница). «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова». Хорошее коллекционное состояние. С сохранившейся оригинальной резиновой заглушкой (с цифрой). 12 см в высоту.

«Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», существовавшее в конце XIX - начале XX веков, объединяло фарфоровые заводы в Дулево, Новгороде, Вербилках, Риге и было ведущим российским производителем недорогого, но очень качественного фарфора. Основателем семейного дела был Яков Васильевич Кузнецов - обычный деревенский кузнец. Профессия эта для того времени была довольно прибыльной - крестьяне часто обращались, чтобы подковать коня, купить земледельческий инструмент или ось к телеге.

Правда, когда Яков начал строить фарфоровый заводик в родном селе Гжель, пошли слухи, что он убил и ограбил богатого купца-постояльца. Была ли это обычная зависть или же подобные предположения имели основание - неизвестно. Факт остается фактом - кустарное производство работало довольно успешно, и вскоре перешло по наследству к сыну Якова Кузнецова - Терентию. 

В 1832 году сын расширил дело отца, построив еще один завод - в селе Дулево Владимирской губернии. А заодно купил фарфоровое производство в соседнем селе Сафроново, причем дело поставил на широкую ногу, выделив живописную мастерскую, сортировочный цех и склад. Позже бразды правления принял сын Терентия Сидор, который, ко всему прочему, основал фарфоровый завод в Риге. Наконец, окончательно закрепить позиции своего производства на рынке удалось еще одному наследнику династии Кузнецовых, Матвею.Матвей поставил перед собой цель - добиться монополии на российском рынке. Достигнуть ее удалось не с последнюю очередь благодаря, если говорить современным языком, методам менеджмента и маркетинга, о которых Кузнецов, конечно, не знал, но интуитивно применял их в руководстве предприятиями.

Первым шагом к заветной мечте стала покупка фарфорового завода Ауэрбаха, которых находился в Тверской губернии и считался одним из лучших в стране. Техническое перевооружение, реконструкция, установка паровых котлов, расширение числа рабочих - такими были первые шаги Матвея на новом предприятии. Аналогично промышленник вкладывает деньги в покупку других заводов - и очень скоро его империя расширилась до восемнадцати предприятий.

Одно из них - завод Гарднера, лучшее фарфоровое производство в России. Покупка его далась Кузнецову нелегко - ходили слухи, что он «приложил руку» к тому, чтобы знаменитый и очень успешный завод вдруг оказался на грани разорения. Как бы то ни было, сделка была совершена, и именитое производство, а также  его модели, образцы и, что самое главное, торговая марка, оказались в руках Матвея Кузнецова. В 1889 году было организовано «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», имевшее правление в Москве.

Матвей Сидорович, несомненно, был очень талантливым предпринимателем, постоянно стремившимся к усовершенствованию производства. Так, для своих заводов он приобретает французские автоматы для формовки чашек, налаживает новое производство переводных рисунков, оплачивает обучение своих мастеров в Строгановском училище, приглашает для работы знаменитых живописцев - например, над росписью блюдца по мотивам «Садко» трудился Михаил Врубель.

Следующие несколько лет стали для «Товарищества» движением исключительно вверх. Монополия на российском рынке, торговля в Персии, на Балканах и в Турции (специально для этого рынка выпускалась посуда с восточным орнаментом), Золотые медали на выставках в Париже и Льеже и, наконец, вершина успеха - в 1892 году «Товарищество» получает звание «Поставщика императорского двора», а Матвей Кузнецов - ордена святой Анны, Владимира и Станислава, орден французского Кавалерийского креста и Почетного легиона.Роспись на посуде и предметах интерьера, изготовленных на заводах Кузнецовых, довольно узнаваема. Обычно это крупные рисунки или небольшие цветочки - стиль, который иногда называли «трактирным» за его броскость, яркость, напоминающую декоративные игрушки. И все-таки особенно ценились эти изделия за уникальные качества фарфора. Ходили даже слухи, что кузнецовская посуда может распознавать яд - впрочем, не исключено, что источником их был сам хозяин.

Загадкой долгое время оставалась и надежность фарфора, который по крепости не уступал керамике - при этом был намного изящнее и отличался необыкновенной белизной. Этот секрет был раскрыт лишь в 1969 году, когда в подвалах предприятий обнаружили керамический состав. Оказалось, что перед обжигом его долго хранили при особом режиме температуры и влажности, в результате чего глина становилась очень пластичной. Кроме того, в производстве использовали лишь торф, собранный до двадцатого июля - в противном случае он мог не успеть дойти до нужных «кондиций». Ну и, конечно, говоря о качестве кузнецовского фарфора, нельзя не отдать должное мастерам, которые трудились над его производством.

Написать отзыв

Пожалуйста авторизируйтесь или создайте учетную запись перед тем как написать отзыв

Рекомендуемые товары


Схожие по цене