Пламегаситель от орудия самоходной установки СУ -76

  • Пламегаситель от орудия самоходной установки СУ -76
  • Пламегаситель от орудия самоходной установки СУ -76
  • Пламегаситель от орудия самоходной установки СУ -76
  • Пламегаситель от орудия самоходной установки СУ -76
  • Пламегаситель от орудия самоходной установки СУ -76
  • Пламегаситель от орудия самоходной установки СУ -76
  • Пламегаситель от орудия самоходной установки СУ -76
  • Пламегаситель от орудия самоходной установки СУ -76
  • 15 000 руб.

1942 год. Найдена в Тверской области на месте подорванной СУ-76.  Весит более 25 кг. Редчайший предмет в музей или частную коллекцию.


СУ-76 и машины на её базе


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ



Легкая самоходная установка СУ-76М. На ней виден зимний камуфляж в виде широких белых полос, нанесенные кистью. Белорусский фронт, неизвестная танковая часть, зима 1944 года.

Легкая 76,2-мм самоходно-артиллерийская установка СУ-76М. Машина имеет регистрационный номер "312439" На борту рубки красной краской нанесена эмблема 8-й самоходно-артиллерийской бригады - "птица в круге", под которой нарисовано четыре красных треугольника. Так как над изображением птицы есть две горизонтальны* красные метки, то САУ принадлежит 4-й батарее 2-го дивизиона. Белорусский фронт, февраль 1944 года.

Легкая 76,2-мм самоходно-артиллерийская САУ СУ-76М из состава 1223-го легкого самоходно-артиллерийскогс полка в городе Вильнюсе. Она имеет тактический номер "14" и регистрационный номер "434040". 3-й Белорусский фронт, 5-я гвардейская танковая армия, июль 1944 года.

Дивизион самоходных орудий СУ-76М выдвигается для участия в совместном параде войск Антигитлеровской коалиции по поводу 1-й годовщины победы над нацистской Германией. На САУ видны элементы "парадной" раскраски. Берлин, 9 мая 1946 года


Одной из самых распространенных и массовых самоходных установок в годы Великой Отечественной войны была легкая самоходная установка СУ-76 (СУ-76М). Эта машина использовалась в качестве орудия сопровождения пехоты (конницы), а также как противотанковое средство для борьбы с легкими и средними танками и САУ противника. Для борьбы с тяжелыми машинами СУ-76 (СУ-76М) была малоэффективна из-за слабой броневой защиты корпуса и недостаточной мощности орудия. Но, несмотря на это она внесла свой вклад в разгром войск противника.

Легкие самоходно-артиллерийские установки в годы Великой Отечественной войны создавались на базе легких танков Т-60 и Т-70 с установкой в броневой рубке76,2-мм орудия ЗИС-3* на заводах промышленности: завод № 38 (главный конструктор М.Н. Щукин), № 40 (главный конструктор Л.Ф. Попов) и Горьковском автозаводе (зам. главного конструктора Н.А. Астров).

Установка оружия в броневом корпусе САУ упрощала производство самоходных установок по сравнению с производством танков и способствовала увеличению общего выпуска боевых машин. Вместе с тем, она приводила к весьма ограниченным углам наводки орудия в горизонтальной плоскости, что наряду с отсутствием спаренного, курсового или лобового пулеметов сужало по сравнению с танками боевые возможности САУ и обуславливало иную тактику их боевого применения.



Фото легких танков Т-60(2) и Т-70(3). Снимки военных лет (АА).

76,2-мм штурмовое орудие поддержки конструкции завода № 37. Снимок 1942 года

Самоходная установка СУ-71 конструкции Горьковского автозавода . 1942 год


К созданию легких самоходных установок   в   начале   марта    1942   года приступило специальное бюро самоходной артиллерии, организованное на базе технического отдела Наркомата танковой промышленности (НКТП) во главе с СА Гинзбургом. С использованием базы легкого танка Т-60 и агрегатов грузовых автомобилей ЗиС и ГАЗ этим бюро был разработан эскизный проект унифицированного шасси,  предназначавшегося для создания различных типов самоходных установок, включая и противотанковые. В качестве основного оружия на данном шасси предполагалось установить 76,2-мм пушку с баллистикой дивизионного орудия образца 1939 года (УСВ) или 76,2-мм танковую пушку образца 1940 года (Ф-34). Однако С.А. Гинзбург предполагал значительно шире использовать унифицированное шасси и предложил в трехмесячный срок совместно с конструкторами из МВТУ им. Баумана и НАТИ разработать целый ряд боевых машин:

  • 76,2-мм   штурмовое   самоходное орудие поддержки пехоты;

  • 37-мм    зенитный    самоходный автомат;

  • 37-мм зенитный танк с башенной установкой конструкции Савина;

  • легкий   танк   с   45-мм   пушкой большой мощности и 45-мм броней;

  • бронированный спец транспортер пехоты и боеприпасов, на базе которого могли быть созданы санитарная машина, машина технической помощи и самоходный миномет;

  • артиллерийский тягач.

Подобная компоновочная схема унифицированного гусеничного шасси САУ предусматривала переднее расположение силовой установки (два двигателя ЗиС или ГАЗ-АА (ГАЗ-ММ) и кормовое размещение боевого отделения (десантного отделения или грузовой платформы). Две коробки передач были размещены по бортам в передней части корпуса. В ходовой части предполагалось применять пять или шесть опорных катков на каждом борту.



Самоходная установка СУ-71 конструкции Горьковского автозавода с различных ракурсов, а также ее боевое отделение. 1942 год

Самоходная установка СУ-76 (СУ-12) на НИБТ полигоне.1943 год


14-15 апреля 1942 года состоялся пленум Артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления (Артком ГАУ), на котором также были подняты вопросы создания САУ. Артиллеристами были выработаны собственные требования к самоходным установкам, которые отличались от тактико-технических требований (ТТТ), выдвинутых 2-м отделом НКТП.

Проектирование унифицированного шасси было завершено к концу апреля месяца 1942 года. Однако средства были выделены только на изготовление двух опытных образцов: 76,2-мм самоходного штурмового орудия поддержки пехоты и 37-мм зенитной самоходной установки. Ответственным исполнителем по изготовлению самоходных установок был назначен завод № 37 НКТП. Специально для унифицированного шасси по тактико-техническому заданию НКТП конструкторское бюро под руководством В.Г. Грабина разработало вариант дивизионной пушки ЗИС-3, получившей наименование � ЗИС-ЗШ (Ш � штурмовая). В мае-июне 1942 года заводом № 37 были изготовлены опытные образцы штурмовой и зенитной самоходных установок, которые прошли заводские и полигонные испытания.

76,2-мм штурмовое орудие поддержки завода № 37 НКТП было создано с использованием агрегатов трансмиссии и узлов ходовой части легкого танка Т-60. Оно относилось к типу закрытых самоходных установок. Схема общей компоновки предусматривала переднее расположение трансмиссии и ведущих колес САУ, кормовое размещение неподвижной броневой рубки и установку двух двигателей, работавших параллельно, по бортам в средней части корпуса.

Командир машины и заряжающий находились у правого борта броневой рубки, наводчик � слева от пушки. .Для наблюдения за полем боя в крыше рубки устанавливался перископ-разведчик, который имел шкалы измерения углов для корректирования стрельбы. В походном положении этот прибор укладывался внутри машины. Рабочее место механика-водителя САУ было оборудовано в центре отделения управления в носовой части корпуса. У механика-водителя имелся свой входной люк, располагавшийся в верхнем лобовом листе корпуса, в крышке которого устанавливался смотровой перископический зеркальный прибор. Посадка и выход экипажа, а также загрузка боекомплекта производилась через двухстворчатую бронедверь, располагавшуюся в верхнем кормовом листе боевой рубки.

В качестве основного оружия в боевом отделении на станке была установлена 76,2-мм пушка ЗИС-3 образца 1942 года с клиновым затвором и полуавтоматикой механического (копирного) типа. Горизонтальные цапфы орудия устанавливались в подшипниках, закрепленных на переднем листе рубки. Две боковые распорки станка пушки были связаны с бортами корпуса машины. Выходящие за бронестенки рубки противооткатные устройства были прикрыты подвижной бронировкой, а возникающая вследствие этого неуравновешенность качающейся части была устранена за счет установки специального груза на люльке орудия. При стрельбе прямой наводкой использовался штатный прицел пушки ЗИС-3, при стрельбе с закрытых огневых позиций � панорамный прицел. Кроме того, в лобовом листе боевой рубки справа от пушки автономно был установлен 7,62-мм пулемет ДТ.



Самоходная установка СУ-76 (СУ-12) на НИБТ полигоне. Снимки в различных ракурсах. 1943 год

Установка перископа-разведчика и смотрового перископического прибора на САУ СУ-76(СУ-12).

Вращающаяся часть пушки 76,2-мм орудия ЗИС-3 образца 1942 года с лобовой коробкой и боевой осью (вид справа).


Броневая защита корпуса и рубки � противопульная, выполненная из броневых катаных бронелистов, расположенных с рациональными углами наклона. В крыше рубки был вырезан люк для головки панорамного прицела. На верхнем лобовом листе корпуса, кроме люка механика-водителя, имелись еще два люка, закрывавшихся броневыми крышками, для доступа к агрегатам трансмиссии. В нижнем лобовом листе � два лючка для заводной рукоятки машины. Смотровые люки, закрывавшиеся броневыми крышками со смотровыми щелями, расположенные в бортах и лобовом листе боевой рубки использовались как для наблюдения, так и для стрельбы из личного оружия. После проведения испытаний для самоходной установки отделом главного конструктора НКТП была разработана новая конструкция бортовых амбразур для стрельбы из личного оружия.

Силовая установка состояла из двух четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 жидкостного охлаждения, установленных параллельно вдоль бортов корпуса. Общая мощность силовой установки составляла 140 л.с. (103 кВт). На двигателях устанавливались карбюраторы марки "М-1". Система зажигания � батарейная.

Пуск двигателей САУ производился с помощью двух электростартеров СТ-06 мощностью 2 л.с. (1,5 кВт) каждый или вручную с помощью заводной рукоятки. Включение стартеров отдельное � для каждого двигателя. Емкость топливных баков составляла 320 л, запас хода машины по шоссе достигал 250 км. Механическая    трансмиссия     САУ располагалась в передней части корпуса и состояла из двух однодисковых главных фрикционов сухого трения; двух четырехступенчатых коробок передач, конструкция которых была аналогична конструкции коробки передач автомобиля ГАЗ-ММ; двух главных передач; соединительного вала; двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух бортовых редукторов. В качестве механизма поворота     использовались бортовые фрикционы. Приводы управления были механические. Максимальная скорость движения по шоссе составляла 45 км/ч.

В ходовой части использовались индивидуальная торсионная подвеска, мелкозвенчатые гусеницы с открытым металлическим шарниром (ОМШ), два ведущих колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления, а также два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц, двенадцать опорных и восемь поддерживающих катков с наружной амортизацией. Большое число узлов и деталей ходовой части было заимствовано у танка Т-60. Ширина трака гусеницы от танка Т-70 составляла 300 мм.



Прицельные приспособления, установленные на пушке ЗИС-3.

Установка 76,2-мм пушки ЗИС-3 в рубке СУ-76 (СУ-12) попоходному (вид слева).

Схема броневой защиты самоходной установки СУ-76 (СУ-12).


Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи типа ЗСТЭ-112, соединенные последовательно, общей емкостью 112 А ч и генератор Г-64 мощностью 250 Вт с реле-регулятором РРА-44 или генератор ГТ-500 мощностью 500 Вт с реле-регулятором РРК-ГТ-500. Для внешней радиосвязи предусматривалась установка радиостанции 9Р, для внутренней � танкового переговорного устройства ТПУ-ЗР. Для связи командира с механиком-водителем использовалась световая сигнализация (сигнальные цветные лампочки).

По результатам испытаний в июне 1942 года последовало распоряжение Государственного   Комитета   Обороны(ГКО) о скорейшей доводке машины и подготовке серии для проведения войсковых испытаний. Но в связи с началом Сталинградской битвы, завод № 3? срочно стал наращивать выпуск легких танков, а заказ на изготовление опытной серии самоходных установок был отменен.

Выполняя решения пленума Арткома ГАУ РККА от 15 апреля 1942 года о создании самоходно-артиллерийских установок для поддержки пехоты в конструкторском бюро Уральского завода тяжелого машиностроения им. Серго Орджоникидзе (УЗТМ) весной 1942 года был разработан проект САУ с установкой 76,2-мм пушки ЗИС-5 на базе легкого танка Т-40 (проект У-31). Непосредственная разработка проекта самоходной артиллерийской установки была выполнена конструкторами К.Н. Ильиным и А.Н. Шляковым совместно с конструкторами завода № 37, причем установку орудия вел УЗТМ, а базу проектировал завод № 37.  Во второй половине октября 1942 года по решению правительства разработанный проект самоходной установки У-31 был передан в КБ завода № 38, где он был использован при разработке легкой самоходной артиллерийской установки СУ-76.

В июне 1942 года распоряжением ГКО была выработана совместная программа Наркомата вооружения (НКВ) и НКТП по созданию новой "Системы самоходной артиллерии для вооружения Красной Армии". При этом на НКВ возлагались задачи разработки и изготовления артиллерийской части новых будущих самоходных артиллерийских установок, а НКТП должен был заниматься созданием базовой машины. Общую координацию работ по самоходным установкам должно было осуществлять специальное бюро НКТП под руководством самого С.А. Гинзбурга � начальника конструкторского отдела наркомата.

19 октября 1942 года по ходатайству ГАУ РККА было принято постановление ГКО,     согласно     которому     заводам промышленности была поставлена задача к 1 декабря 1942 года изготовить опытные партии самоходных установок: легких � с 37- и 76,2-мм


Рекомендуемые товары


Схожие по цене