Славяне. 17-18 век.
У восточных славян сохранились рассказы о том, как Перун преследуя змея
(дракона), пронзал его в одном случае копьем, в другом - молнией. Такой
сюжет можно было встретить и в деревянном творчестве, и в резьбе по
кости (в Новгороде). Вспомним возвращенное из прошлого наследия
изображение нынешнего герба Москвы - Георгия Победоносца, пронзающего
копьем змея-дракона.
Не только дракон занимал сознание, мысли и умы славян, но и лев.
Не случайно изображение этого экзотического для России животного мы
встречаем в сюжетах лубочных сказок, украшениях одежды и даже на
предметах обихода.
В народных сказаниях русалками становились утонувшие девушки,
которые могли защекотать припозднившегося купальщика насмерть или
утащить за собой в воду одинокого ночного путника - гостя, оказавшегося
на берегу водоема. Покойник, не погребенный по обряду, становился
вампиром. Это был еще один из распространенных персонажей народных
сказок и былин древних славян. Поэтому они надевали на себя
всевозможные обереги (амулеты), которые могли защитить их от нечистой
силы - упырей, колдунов, оборотней. Обереги древних славян были
различными, но чаще всего они представляли собой фигурку животного
(мифического или реального), птицу, к которым прикреплялись
всевозможные бубенчики, своим звучание отгонявшие злых духов.
Славяне-язычники глубоко верили в духов, колдунов, домовых, леших,
банных и тому подобных фантастических существ, которые, по их
представлениям, жили по соседству с ними. Одних они любили, других
боялись. И все это, естественно, находило и продолжает находить свое
отражение в их творчестве.
Предметно-образные символы реальных и нереальных существ, животных
и птиц, которых древние славяне использовали в своем фольклоре,
изобразительно-художественном и декоративном творчестве, стали
излюбленными персонажами (героями) сюжетно-композиционных решений
накожной живописи у современных россиян. Это драконы, львы, русалки и
вампиры, леший, Баба-Яга и им подобные существа.