Две фотографии для советской прессы. "Как делалась история".

  • Две фотографии для советской прессы. "Как делалась история".
  • 6 000 руб.

Кавалеристы Красной армии времен Гражданской войны.  Ворошилова Климента Ефремовича просто "вклеили" в ряды красноармейцев. Ворошилов Климент Ефремович (4 ФВ 1881-2 ДК 1969) - партийный и государственный деятель, Маршал Советского Союза (НЯ 1935).  Фотографии эти с архива художника, работавшего в студии военных художников имени М.Б.Грекова. Фотокарточки отпечатаны с негатива в середине прошлого века для газеты.



Маршал Советского Союза (1935), дважды Герой Советского Союза (1956 и 1968), Герой Социалистического Труда (1960). Член Коммунистической партии с 1903. Родился в семье рабочего-железнодорожника. С 1896 работал на Юрьевском металлургическом заводе (станция Алчевская), с 1903 в Луганске на паровозостроительном заводе Гартмана. В 1904 член Луганского большевистского комитета. В 1905 председатель Луганского совета, руководил стачкой рабочих, созданием боевых дружин. Делегат 4-го (1906) и 5-го (1907) съездов РСДРП. Вёл в 1908-17 подпольную партийную работу в Баку, Петербурге, Царицыне. Неоднократно подвергался арестам, отбывал ссылку. После Февральской революции 1917 член Петроградского совета, делегат 7-й (Апрельской) Всероссийской конференции и 6-го съезда РСДРП (б). С марта 1917 председатель Луганского совета и городской думы. В ноябре 1917 был комиссаром Петроградского ВРК (по градоначальству). Вместе с Ф. Э. Дзержинским вёл работу по организации ВЧК. В начале марта 1918 В. организовал 1-й Луганский социалистический отряд, оборонявший Харьков от германо-австрийских войск. В годы Гражданской войны командующий царицынской группой войск, заместитель командующего и член Военного совета Южного фронта, командующий 10-й армией, нарком внутренних дел Украины, командующий Харьковским военным округом, командующий 14-й армией и внутренним Украинским фронтом. Один из организаторов и член РВС Первой Конной армии. За боевые заслуги в 1920 награждён почётным революционным оружием. На 8-м съезде РКП (б) (март 1919) В. примыкал к "военной оппозиции". В 1921 во главе группы делегатов 10-го съезда партии участвовал в ликвидации Кронштадтского антисоветского мятежа. В 1921-24 член Юго-Восточного бюро ЦК РКП (б), командующий войсками Северо-Кавказского военного округа. В 1924-25 командующий войсками Московского военного округа и член РВС СССР. С 6 ноября 1925 по 20 июня 1934 нарком по военным и морским делам и председатель РВС СССР; в 1934-40 нарком обороны СССР. С 1940 заместитель председателя СНК СССР и председатель Комитета обороны при СНК СССР. В годы Великой Отечественной войны член Государственного комитета обороны, главнокомандующий войсками Северо-Западного направления, командующий войсками Ленинградского фронта, главнокомандующий партизанским движением. В 1943 участвовал в работе Тегеранской конференции. В 1945-47 председатель Союзной контрольной комиссии в Венгрии. В 1946-53 заместитель председателя Совета Министров СССР. С марта 1953 по май 1960 председатель Президиума Верховного Совета СССР. С мая 1960 член Президиума Верховного Совета СССР. С 1921 по октябрь 1961 и с 1966 член ЦК КПСС, с 1926 по 1952 член Политбюро ЦК КПСС, с 1952 по июль 1960 член Президиума ЦК КПСС. Делегат 10-23-го съездов партии. Депутат Верховного Совета СССР 1-7-го созывов. Герой МНР. Награждён 8 орденами Ленина, 6 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й степени, Красного Знамени Узбекской ССР, Красного Знамени Таджикской ССР, Красного Знамени ЗСФСР и иностранными орденами и медалями, а также почётным оружием с изображением Государственного герба СССР. Похоронен в Москве на Красной площади



Сильное государство невозможно себе представить без сильной армии. Славные воинские традиции русского оружия прошлых веков, традиции Советской Армии достойно несут нынешние защитники Родины. Дух патриотизма, жертвенного служения своему народу, уроки ратной доблести не могут быть переданы только генетически. Они формируются отношением народа к армии, всем укладом армейской жизни и ежедневной, кропотливой работой деятелей культуры и воспитательных структур Вооруженных сил России. Огромная роль всех армейских учреждений культуры уже доказана историей и так необходима в наши дни. Особое место среди них занимает Студия военных художников имени М.Б.Грекова, где трудятся на благо Отечества известные мастера живописи, графики и скульптуры. Художники-грековцы все 70 лет существования своего коллектива являются подлинными летописцами ратного труда и ратного подвига нашей славной героической армии, блестящими мастерами, известными не только в России, но и во всем мире, хранителями лучших традиций русской реалистической школы живописи.

Художники Студии, находившейся под контролем Главного политического управления Красной Армии, были включены в пропагандистскую работу, предоставляли отчеты о командировках на фронт, участвовали в выставках. Они зависели от командного состава частей, в которых находились, получали рекомендации о том, что изображать. Эти обстоятельства определили специфику их взгляда на Сталинградскую битву.В рисунках грековцев она предстает напряженным сражением, развернувшимся в огромном пространстве, в которое вовлечены сотни тысяч человек – безымянных участников, уходящих в бой как в небытие.

Много внимания уделено изображениям боевых эпизодов: действиям штурмовых групп, артиллеристов, работе переправ. Также в рисунках зафиксированы моменты официальной парадной жизни 62-й армии, например, вручение гвардейского знамени 39-й стрелковой дивизии. В пейзажах сохранена документальная точность. Но каждый автор по-своему художественно осмысливает и интерпретирует увиденное. Облик города приводит к очевидному выводу о варварской сущности фашизма, противоестественности войны. Не зная, как выглядели и назывались до битвы городские районы, художники подписывали работы просто – Сталинград. С. Годына запечатлел примеры «величественных руин». Напротив, И. Лукомский и Г. Прокопинский были сосредоточены на передаче затихающих ритмов сражения в безмолвных, пустынных пейзажах разоренного и опустошенного города. Грековцы имели возможность показать места наиболее ожесточенных боев: Мамаев Курган, Банный овраг, завод «Красный Октябрь». Первыми из художников они обратили внимание на картины разрушений в заводских цехах. В рисунках они предстают как арены столкновения созидательного, мирного труда и стихии войны.

и образов защитников Сталинграда преобладают портреты командиров и знаменитых героев, например, снайперов В. Зайцева и А. Чехова. Простые солдаты почти не изображаются. Чаще портретируемые – отличившиеся в боях сержанты и лейтенанты – наиболее опытная и боеспособная часть армии. С особенной теплотой и симпатией изображали художники юных солдат и женщин, участниц боев.

Один из лучших военных художников-портретистов И. Лукомский через множество изображенных лиц и характеров доносит мысль, что только совокупное усилие тысяч разных людей может привести к победе. Точно выражен перелом в морально-психологическом состоянии советских людей – появление уверенности, которой раньше не было.

В зарисовках военнопленных отражены моменты непосредственной встречи художников с врагом, который перестает быть абстрактно-плакатным и обретает лицо, индивидуальность, судьбу. В Сталинграде, месте ожесточенного противостояния, они создали трагические образы вражеских солдат, показав боль и страдание живых людей. В портретах военнопленных отсутствуют карикатурность, ирония, превосходство.

По причине ограниченного времени пребывания на фронте, определенной творческой несвободы, невозможности уйти от насущных целей пропаганды, вне поле зрения художников-грековцев осталась судьба гражданского населения города, мало показаны фронтовой быт и портреты рядовых бойцов. В то же время можно делать вывод о стремлении запечатлеть Сталинградскую битву во всем многообразии и сложности.


Рекомендуемые товары


Схожие по цене