Три маленьких фотографии с Ялтинской встречи.

  • Три маленьких фотографии с Ялтинской встречи.
  • Три маленьких фотографии с Ялтинской встречи.
  • 7 500 руб.

Это Наше предположение...  Размер каждой карточки небольшой - 7х5 см. Фотографии напечатаны в 50-ых годах с оригинальных негативов для С частного фото-архива художника, работающего в годы Второй Мировой Войны в студии М.Б.Грекова.


Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав (4 — 11 февраля 1945) — одна из встреч лидеров стран антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании, посвящённых установлению послевоенного мирового порядка. Конференция проходила в Ливадийском (Белом) дворце в Ялте, в Крыму и стала последней конференцией лидеров Антигитлеровской коалиции "Большой тройки" в доядерную эпоху.


В первые же дни войны часть художников Студии имени М.Б.Грекова ушла на фронт с маршевыми ротами.
Другая часть была направлена в агитационные пункты, где за короткий срок ими были выполнены сотни
панно, призывающих воинов к выполнению своего патриотического долга.

Листок красноармейца
Студии было поручено организовать выпуск плакатов под названием «Листок красноармейца» специально
для рассылки в воинские части. Художники работали совместно с армейскими поэтами. Размножались
листовки путем трафаретов и сотнями отправлялись в воинские части. «Листки красноармейца», столь
памятные фронтовикам, выпускала целая бригада грековцев - П.Кривоногов, А.Горпенко, К.Гогоберидзе,
Б.Комаров, Н.Беляев, Г.Храпак.

К сожалению, погибли оригиналы этих листовок. В казарму, где находилась Студия в годы войны, попали
зажигательные бомбы. Пожар начался в большой мастерской, где находились картины Грекова и довоенные
работы студийцев. Из пламени удалось спасти только картины Грекова, — это отчасти объясняется тем,
что ни в фондах Студии, ни в фондах Центрального Музея Вооруженных Сил в Москве практически нет
довоенных работ художников Студии имени М.Б.Грекова.

Грековцы на передовой

Многие грековцы рвались на фронт в действующую армию, помня образное выражение В.Верещагина
о том, что невозможно создать ничего значительного в искусстве, «глядя на сражение в бинокль
из прекрасного домика».

Первый организованный выезд коллектива был на Западный фронт в 16 армию, которой командовал
К.К.Рокоссовский. 22 февраля 1942 года в район Сухиничей, где располагался штаб армии, выехали
П.Кривоногов, А.Горпенко, Н.Беляев, Г.Прокопинский, Е.Комаров, Г.Черенщиков и другие. Работой группы
руководил начальник Студии Х.Ушенин.

Видеть художника, зарисовывающего в свой походный альбом боевую ситуацию, жизнь солдата на войне,
стало привычным. В условленное время художники съезжались в свою фронтовую штаб-квартиру на окраине
города, чтобы сдать выполненные на местах зарисовки, запастись необходимыми рабочими материалами.
20 апреля 1942 года при налете вражеской авиации рядом с домом, где в это время находился Н.Беляев,
К.Гогоберидзе, А.Горпенко и Г.Прокопинский, взорвалась бомба. Погиб Карло Гогоберидзе. На долю
Х.Ушенина выпала тяжелая обязанность - послать первую «похоронку» от Студии имени Грекова.
К.Гогоберидзе посмертно был награжден медалью «За боевые заслуги», и это была первая в ту войну
награда военного художника.

Геннадий Прокопинский и Николай Беляев были ранены. Особенно тяжело — Николай Беляев, ему
пришлось ампутировать правую руку. Но его жизненный пример достоин легенды. Потеряв правую руку,
он научился писать левой и поныне это один из признанных и любимых московских художников.

Фронтовая выставка грековцев
Но жизнь и работа на войне продолжались. Командование Западного фронта решило организовать
выставку художников-грековцев. 16 апреля 1942 года в помещении уцелевшего склада в прифронтовой
полосе была открыта экспозиция, представляющая более двухсот рисунков, этюдов и эскизов будущих
картин, посвященных боевым действиям 16 армии. Среди тысяч рисунков, хранимых теперь в фондах
военно-исторических музеев, есть немало листов, обагренных кровью и пробитых осколками снарядов.
И за каждым из них стоит человеческая судьба, история, увиденная и пережитая художником рядом
с ее героем. «Товарищи по оружию, боевые товарищи» — так называли художников солдаты и офицеры.

Сталинград
За поездкой на Западный фронт последовал выезд большой группы художников в конце 1942 года
в Сталинград, где шли ожесточенные сражения. В составе группы, которую возглавлял И.Лукомский,
были С.Годына, В.Медведев, П.Кирпичев, В.Комаров, Г.Прокопинский, В.Савенков, Ф.Сачко. Художникам
были выданы специальные удостоверения личности. "Предъявитель сего военный художник Савенков
Виктор Яковлевич состоит на действительной службе в военно-художественной Студии имени Грекова
Московского военного округа; личное оружие парабеллум № 6145",- читаем мы в документе, выданном
художнику 18 декабря 1942 года в самый канун этой поездки. Такой документ давал право пребывания
художника не только в тылу, но и на передовой, в самом сражении.

Переправившись через Волгу, художники оказались в расположении легендарной 62-й армии, девизом
которой было: "Ни шагу назад, стоять насмерть". Этот выезд стал одной из самых ярких и драматических
страниц фронтовой биографии Студии. Везде, где шли бои, будь то Мамаев Курган или цеха завода "
Красный Октябрь", просто на улицах города, когда земля содрогалась от разрывов снарядов, рядом
с героическими защитниками города были художники.

Выставка в ГМИИ имени А.С. Пушкина
Зимой 1942-43 годов в залах Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
была открыта выставка фронтовых рисунков художников Москвы и Ленинграда, на которой Студия имени
Грекова предстала, как коллектив художников-профессионалов, показавших высокий уровень репортажной
фронтовой графики.

Художники Студии
Деятельность Студии была одобрена Главным политическим управлением Красной Армии. Ее состав
пополнился новыми талантливыми художниками, находившимися в действующей армии. В коллектив
вошли скульпторы Е.Вучетич, И.Макогон; живописцы В.Гавриков, Б.Неменский, Б.Преображенский.
И.Евстигнеев, М.Домащенко, Н.Денисов, В.Правдин; графики Н.Аввакумов, Л.Голованов, В.Климашин,
Н.Жуков, М.Маторин, В.Богаткин, А.Кокорин, Н.Соколов, Р. Житков и другие.

Не было ни одной сколько-нибудь значительной военной операции, в которой не участвовали бы грековцы.
Энциклопедией Великой Отечественной войны в рисунках можно назвать собранный ими фронтовой
материал. Н.Н.Жукову принадлежала идея ведения коллективного дневника с записями и зарисовками,
что давало обширную картину деятельности Студии: запас мыслей и впечатлений как бы суммировался
в этом дневнике и давал возможность художникам оценивать свою работу.

Группы художников, отъезжающих на фронт, становились более многочисленными. Заслуга Н.Н.Жукова
состояла и в том, что он не только регулировал деятельность художников на фронте, но и активно
привлекал в ряды студийцев новые творческие силы. И такого масштаба художники уже были в Студии.
В годы войны они создавали полноценные сюжетно-тематические картины, батальные полотна высоко
"грековского" класса. Это, прежде всего Петр Кривоногов.

Петр Кривоногов
Художник, который уже в 1942 году написал "Рейд Доватора", а в 1943 году представил две картины
"Зверства в Речице" и "В Волоколамске". Через год в феврале 1944 в районе Корсуня, где только что
нашими войсками была завершена Корсунь-Шевченская операция. П. Кривоногов собрал большой
натурный материал, а к концу года представил одну за другой две грандиозные батальные картины
"17 февраля в районе Корсуня" и "Корсунь-Шевченковский". Картины были выстраданы сердцем
художника, во многом носили документальный характер, но в них он еще не вполне обрел свое
творческое лицо, решая тему традиционными верещагинскими приемами. Впоследствии художник
выработал свою манеру, в которой органически слились традиции батального искусства прошлого
с индивидуальностью таланта самого П.Кривоного.

В глубоком рейде нашей конницы по тылам врага принял участие художник Студии К.Китайка. Именно
тогда им был выполнен с натуры этюд конного портрета генерал-майора И.В.Туторинова, который
впоследствии лёг в основу замечательного конного портрета-картины "Генерал И.В.Туторинов
и полковник М.В.Турчанинов", завершённого и показанного художником ещё до конца войны.

Также нельзя обойти стороной одну из самых ранних батальных картин А.Горпенко "Бой под станцией
Крюково", которая была завершена уже в 1943 году и явилась несомненной удачей художника.

Настрой на создание серьёзных картин, идущий от художественного руководителя, заставил многих
художников изменить метод своей работы уже во фронтовых условиях, и перейти от графики к сбору
живописного материала к тематическим батальным полотнам и их созданию ёще до завершения войны.
А шёл уже последний год Великой Отечественной. Художники, как и раньше, продвигались вместе
с войсками.. Их можно было встретить на улицах Варшавы, Праги, Бухареста, Будапешта, Вены. Рисунки
и живописные этюды грековцев этого периода отличаются особой остротой восприятия: незнакомые
края, истерзанная войной чужая земля, и, воздух, напоённый предчувствием победы. Становились
историей сотни эпизодов боевого пути грековцев, пути, который привёл их к Берлину. Ожесточённые
бои, которые шли в предместьях и на улицах города, были зафиксированы в ряде замечательных
рисунков В.Богаткина, В.Медведева, Б.Неменского, И.Лукомского, П.Глобы, К.Китайки, В.Климашина,
Г.Прокопинского, Г.Черенщикова, С.Годыны, Б.Комарова, в тончайших живописных этюдах Н.Денисова.

Победа

Обосновавшись в полуразрушенном доме на Потсдамерштрассе, в дни самых ожесточенных схваток
выходил на этюды с мольбертом П.Кривоногов. Когда наши части ворвались в здание рейхстага и водрузили
над ним знамя Победы, П.Кривоногов сделал с натуры несколько этюдов к своей будущей картине "Победа".
2 мая 1945 года в день капитуляции Берлина у самых Бранденбургских ворот произошла неожиданная
встреча художников Студии, находившихся до сих пор на разных фронтах. Трудно описать радость этой
встречи! Каждый из тех, кто был в эти дни в Берлине, мог написать своё имя под строками из дневника
В.Богаткина: «Вот, она, Победа! Победа! Победа!... Ходим по улицам Берлина, и гордость за свою Родину
переполняет сердца наши. Работать, работать, работать, чтобы донести историю нашим потомкам".

День победы не был последним фронтовым эпизодом в жизни студийцев. После объявления войны
империалистической Японии художники Ф.Усыпенко, В.Высоцкий, В.Кирпичев, Д.Пяткин выехали
на Дальний Восток в район боев с Квантунской армией. Среди работ этого периода особое внимание
привлекает графическая серия "Бои в горах Хингана" Ф.Усыпенко, которая впоследствии легла в основу
создания композиции большого живописного полотна "Переход советских войск через Большой Хинган
в 1945 году".

Война, как школа профессионального мастерства
Война для всех художников Студии имени М.Б.Грекова стала школой профессионального мастерства.
Война сроднила художников с армией, сблизила их с советским солдатом в момент наивысшего подъёма
его духовных и физических сил. Именно в этом кроется причина высоких духовно-нравственных качеств
произведений художников-грековцев, выполненных непосредственно в годы войны и в последующий
период. Зарисовки боевых эпизодов, фронтового пейзажа, каждый портрет, сделанный с натуры, любой
набросок - вся эта изобразительная летопись Великой Отечественной стала для художников драгоценной
основой для из будущих произведений.

Творческим отчетом художников Студии стали выставки, которые традиционно открывались в Центральном
Доме Красной Армии. Первая выставка 1945 года подводила своеобразный творческий итог всем
наброскам за годы войны.

Написать отзыв

Пожалуйста авторизируйтесь или создайте учетную запись перед тем как написать отзыв

Рекомендуемые товары


Схожие по цене