Копия немецкого кольца с Железным крестом.

  • Копия немецкого кольца с Железным крестом.
  • Копия немецкого кольца с Железным крестом.
  • Копия немецкого кольца с Железным крестом.
  • Копия немецкого кольца с Железным крестом.
  • Копия немецкого кольца с Железным крестом.
  • Копия немецкого кольца с Железным крестом.
  • Копия немецкого кольца с Железным крестом.
  • 3 000 руб.

В единственном экземпляре. Изготовлено из серебра. Размер: 20.
С четким клеймом.


К ИСТОРИИ ЖЕЛЕЗНОГО КРЕСТА.

       1.Тевтонские предтечи
       
       Железный крест является, вне всякого сомнения, наиболее известной военной наградой Пруссии, а позднее – объединенной Германии до 1945 года.

       Тем не менее, существует множество малоизвестных, но от того не менее интересных деталей, связанных с историей этой награды – чёрного, со светлым серебристым ободком, лапчатого креста, напоминающего цветом и формой крест рыцарей Тевтонского (Немецкого) Ордена, в результате секуляризации основной, расположенной в Пруссии, территории которого – так называемого Тевтонского, или Немецкого, Орденского государства ("Дейчорденсштата", Deutschordensstaat) – Верховным Магистром (Гохмейстером) Альбрехтом фон Гогенцоллерн-Ансбахом, перешедшим в 1525 году, под влиянием знаменитого реформатора Мартина Лютера, из католичества в протестантизм и положившим начало прусской королевской династии, было основано светское прусское государство, на первоначальном этапе своего существования зависевшее от польской короны.

       Лапчатую форму своему орденскому кресту, имевшему первоначально прямую – именуемую в западноевропейской геральдике "балочной" - форму, тевтонские рыцари придали со временем, в подражание "бедным рыцарям Христа и Храма Соломонова" (тамплиерам), которым папа римский даровал на концы их орденского креста "иерихонские трубы" - в знак того, что перед натиском Христовой рати не могут устоять твердыни врагов Христианства, как некогда стены ветхозаветного безбожного Иерихона не смогли устоять перед звуками труб воинства пророка Иисуса Навина. Но, поскольку католический (по преимуществу) Тевтонский Орден, подчиненный формально римскому папе, в описываемую эпоху продолжал не только существовать (хотя и в форме династического Ордена австрийских Габсбургов), но и в полный голос претендовать на территорию Пруссии, отторгнутую у него «уклонившимися в лютеранскую ересь» Гогенцоллернами, по мнению самих рыцарей-тевтонов и их покровителей-Габсбургов, хранивших верность католицизму, совершенно незаконно, прусский король Фридрих-Вильгельм III распорядился придать Железному кресту равностороннюю форму, в отличие от тевтонских "латинских" крестов (имевших удлиненный нижний луч).

       Тем не менее, прусский король, возродив древний тевтонский крест в новой форме, вольно или невольно, как бы мысленно обращался к истокам возникновения прусского государства, так мало интересовавшим еще Фридриха Великого (франкмасона и вольтерьянца), что он чуть было не распорядился снести древний замок тевтонских Верховных магистров в Мариенбурге, но в последний миг "умилосердился" и повелел устроить там зернохранилище!

       2.Прусские продолжатели
       
       Прусский Железный крест (das Eiserne Kreuz) был учрежден королевским указом 10 марта 1813 года и предназначен для награждения, прежде всего, всех чинов прусской королевской армии – от генералов до рядовых солдат и ополченцев-ландверовцев (ратников), отличившихся в Освободительной войне против наполеоновской Франции. Именно этот не узко-сословный, как у прежних королевских орденов, а общенародный характер новой награды, пожалование которой не зависело от знатности, чина или звания награждаемого, самым радикальным образом отличал ее от всех предыдущих прусских наград, носивших (впрочем, не только в Пруссии, но и во всех других тогдашних европейских государствах!) строго сословный характер. Поэтому встречающееся иногда (даже в специальной литературе!) определение Железного креста как "ордена", строго говоря, неточно. Награждение орденом в описываемое время имело своей необходимой предпосылкой (или же, наоборот, следствием) возведение награждаемого в дворянское (кавалерское, или рыцарское) звание и знаменовало собой как бы его причисление к некоему избранному рыцарскому братству, главой (Гроссмейстером) которого являлся (или считался) правящий Монарх.

       Нижний чин ни в коем случае не мог получить Орден, оставаясь при этом по-прежнему нижним чином. Именно поэтому лица, пожалованные Железным крестом, именовались отнюдь не "кавалерами", или "рыцарями" (Ritter), а "обладателями" (Inhaber) Железного креста. Даже после введения, уже много позднее, при фюрере НСДАП и канцлере Германской империи Адольфе Гитлере, придавшем изначально прусскому Железному кресту общегерманский статус, дополнительной степени "Рыцарского креста Железного креста", награжденные крестом этой степени лица именовались все-таки не "кавалерами", а "носителями Рыцарского креста" (Ritterkreuztraeger).
       
       Тем не менее, существование определенной преемственности между крестом духовно-рыцарского Тевтонского ордена (основная территория "орденского государства" – "орденсштата" – которого исторически располагалась на территории будущего Прусского королевства) и Железным крестом 1813 года (учрежденным не где-нибудь, а именно в этом Прусском королевстве!) отрицать невозможно.

       Все объясняется наступлением в Пруссии (как, впрочем, и по всей Германии) наполеоновской эпохи, эпоха чужеземного владычества и борьбы с ним "сумрачного германского гения" (эпохи Освободительных войн).

       В эту эпоху средневековые тевтонские рыцари не только перестали казаться "просвещенным умам" спесивыми и жестокими фанатиками католицизма (какими они казались "образованным сословиям" еще совсем недавно, в конце прошлого, XVIII столетия), но даже превратились в своего рода образец для всех "честных пруссаков", и, более того – для всех "честных немцев" (причем не только военных). Ведь орденские рыцари, будучи выходцами из всех земель Германии (а не только из какой-то ее отдельной части), создали не одно из бесчисленных «удельных» карликовых германских государств, а государство Тевтонского, то есть (Обше-) "Немецкого" ордена, имевшее принципиальные "немецкие" устои и видевшееся немецким патриотам эпохи антинаполеоновских войн воплощением государственной идеи, равным образом заложенной и в Прусском государстве того времени. Все более широко распространным становилось мнение, что между государственной идеей древнего духовно-рыцарского государства Тевтонского ордена и идеей светского Прусского государство под скипетром королей из династии Гогенцоллернов имелись черты очевидного сходства.

       Данное обстоятельство иллюстрируется историей учреждения Железного креста, не случайно появившегося именно в 1813 году, в период Освободительной войны. Железный крест являлся почти полной копией эмблемы средневекового Немецкого ордена – черного креста, который братья Ордена носили на своих белых плащах. Впрочем, сходство было парадоксальным, ибо прусский Железный крест, несмотря на свое внешнее сходство с тевтонским орденским крестом былых времен и, тем самым, как бы напоминая о прошлом, являлся, в силу своего упомянутого выше "общенародного" характера, во всех других отношениях наградой Нового времени.

       Известный поэт эпохи Освободительных войн Макс фон Шенкендорф воспел связь новой прусской награды с былым Тевтонским (Немецким) рыцарским орденом, в следующем стихотворении, посвященном прусскому королю Фридриху-Вильгельму III:

       Лента сего ордена обвивается
       Вокруг духов отважных героев,
       А ее магистр – король,
       Отыскавший сей древний знак.

       Иными словами, современный автору стихотворения король (Пруссии), отыскавший (то есть вновь начавший почитать) былой символ Ордена, стал его новым (Верховным) магистром-"Гохмейстером", а современное автору Прусское королевство – возрожденным средневековым орденским государством в Пруссии. Чтобы особо подчеркнуть преемственность Прусского королевства по отношению к средневековому рыцарскому Ордену Пресвятой Девы Марии Тевтонской, стихотворец даже пошел на сознательную неточность, назвав прусский Железный крест "орденом" (хотя отлично знал, что тот таковым не является)!
 
       В связи с этим в восстановленном орденском замке Мариенбург (средневековой резиденции Верховных магистров Тевтонского ордена в Пруссии) спустя несколько лет после учреждения прусским королем Железного креста появился витраж, на котором был слева изображен средневековый рыцарь Тевтонского ордена, а справа – прусский ратник-"ландштурмман", участник Освободительной войны 1813-1815 гг. против Наполеона Бонапарта. Добровольцы-"ландштурмисты" ("ландверовцы") 1813 года виделись создателям витража преемниками рыцарей Тевтонского (Немецкого!) ордена (как защитника "общенемецких" или "общегерманских" интересов, в существовании которых в эпоху средневековых рыцарей-тевтонов мы очень склонны усомниться!).
 
       Одновременно с учреждением Железного креста прусский король временно прекратил выдачу всех иных наград (в том числе и из соображений экономии). Новый крест изготовлялся, в полном соответствии со своим названием, из железа и, в отличие от прочих наград, не обладал сам по себе материальной ценностью. Впрочем, стремление к экономии поначалу завело прижимистого прусского короля так далеко, что первые двенадцать награжденных получили кресты, "железные" только по названию, в действительности же состоявшие из двух наложенных крестообразно друг на друга черных, с белой каймой, шелковых ленточек. Но "ленточный" крест не прижился. На протяжении некоторого времени "железные" кресты вырезались из черного бархата (причем при этом порой вставлялись в серебряную или посеребренную бронзовую рамку по форме креста) и пришивались к мундирам. Затем награды стали изготавливать все-таки из металла, покрывая лаком или краской и оставляя по краю серебристый рант. Кстати, кокарды, украшавшие головные уборы упоминавшихся нами выше ратников прусского народного ополчения (ландштурма или ландвера), также имели форму Железного креста – причем за трусость в бою, мародёрство, иное воинское преступление или недостойное поведение, ополченец мог быть лишен права на ношение этой почетной кокарды, как бы приравнивавшейся тем самым к боевой награде, хотя и не представлявшей собой материальной ценности.

       3."Неуставная" степень

       Единственным исключением в этом плане являлась эксклюзивная форма Железного креста, изготовленная в одном единственном экземпляре для прусского фельдмаршала Гебгарда Леберехта фон Блюхера, князя Вальштатского, в 1815 году за победу над Наполеоном I в битве при Бель-Альянсе (Ватерлоо) в 1815 году – Железный крест в обрамлении сияния из золотых лучей – так называемая "Звезда Блюхера" (Bluecherstern). Эта не предусмотренная Статутом "экстраординарная" степень Железного креста, вопреки широко распространенному даже среди фалеристов заблуждению, несмотря на свое (неофициальное!) название, отнюдь не являлась "звездой к высшей степени ордена", поскольку Железный крест, как мы уже знаем, собственно орденом не являлся и никакой звезды к нему не полагалось. Точно такими же уникальными, эксклюзивными, изготовленными в единичных экземплярах формами Железного креста являлись, например, шейный Большой крест Железного креста, изготовленный во время Великой (Первой мировой) войны специально для германского фельдмаршала (и будущего второго и последнего рейхспрезидента Веймарской республики) Пауля фон Гинденбурга унд Бенкендорфа с золотым обрамлением (хотя обрамление для всех степеней Железного креста по Статуту должно было быть не золотым, а серебряным!), или "парадный вариант" шейного Большого креста Железного креста, изготовленный во время "Европейской Гражданской (Второй мировой) войны" 1939-1945 гг. специально для рейхсмаршала Германа Геринга не из железа, а из полудрагоценного камня оникса с платиновым обрамлением (!), о чем еще пойдет речь чуть ниже.

       4.Уставные степени прусского Железного креста
       
       Прусский Железный крест имел всего 3 уставные степени (класса):

       1)Большой крест Железного креста (Grosskreuz des Eisernen Kreuzes), для пожалования выдающихся полководцев за победу в решающем сражении;

       2)Железный крест 1-й степени, или 1-го класса (сокращенно ЕК1);

       3)Железный крест 2-й степени, или 2-го класса (сокращенно ЕК2).

       При этом для "простых смертных" (исключая коронованных особ, их близких родственников и выдающихся полководцев) невозможно было получить сразу Железный крест 1-й степени, в обход креста 2-й степени.

       Большой крест Железного креста носился на шее, на черной шелковой ленте с двумя белыми полосками по краям (цветов черно-бело-черного прусского флага, заимствовавшего свою цветовую гамму от черно-белых цветов династии Гогенцоллернов, в свою очередь, перекликавшихся с черным, на белом поле, крестом рыцарей Тевтонского, то есть Немецкого, ордена).

       Железный крест 1-й степени (на булавке) прикалывался к мундиру (хотя первоначально существовал и вариант Железного креста с "петельками", или "ушками", по краям, для пришивания награды к мундиру).
 
       Железный крест 2-й степени носился на ленте в петлице (причем, если награжденный им военнослужащий позднее жаловался Железным крестом 1-й степени, то вместо полученного им ранее Железного креста 2-й степени он носил только соответствующую ленточку в петлице, да и то не всегда – например, фюрер и рейхсканцлер Третьего рейха Адольф Гитлер, последовательно награжденный за храбрость и спасение в бою командира Железными крестами обеих степеней, обычно носил только крест 1-й степени, без ленточки креста младшей степени в петлице).

       Необходимо отметить, что, наряду с Железным крестом за боевые заслуги (жаловавшимся на черной ленте с двумя белыми полосками по краям), вручался и Железный крест за военные заслуги не на поле боя – лента к этому кресту была не черная с двумя белыми полосками, а как бы "зеркальной расцветки" - белая, с двумя черными полосками по краям.

       В период Освободительной войны 1813-15 годов против Наполеона I за военные заслуги шейным Большим крестом Железного креста на черной ленте были пожалованы 7, Железным крестом 1-й степени на черной ленте – около 700, а Железным крестом 2-й степени на черной ленте – 16 000 генералов, офицеров и нижних чинов (в подавляющем большинстве своем – подданных прусского короля). В то же время шейный Большой Крест Железного креста на белой ленте за "небоевые" заслуги в войне был пожалован всего двоим, а Железные кресты 1-й и 2-й степени на белой ленте за «гражданские» заслуги в войне – 380 нонкомбатантам.

       Как видим, в общей сложности Железным Крестом был награжден почти каждый двадцатый пруссак – участник Освободительной войны с Наполеоном I. Из той же пресловутой экономии были непосредственно вручены награжденным лишь 9 000 Железных крестов. Остальным представленным к кресту пришлось дожидаться переселения в мир иной тех "счастливчиков", кому крест был пожалован раньше, после чего возвращенные в королевскую казну (Орденского капитула прусского Железного Креста не существовало, поскольку он не являлся орденом в строгом смысле этого слова и жаловался непосредственно королем) кресты вновь выдавались "очередникам". Последние из этих "переходящих по наследству" боевых наград "нашли своих героев" только в 1839 (!) году. По окончании Освободительной войны пожалование Железным крестом на белой ленте с двумя черными полосками возобновлялось лишь единожды – в период Франко-прусской войны 1870-1871 годов (именуемой немцами Германо-французской войной, что более точно).

       5.Мытарства Берлинской Виктории

       После сокрушительного разгрома Пруссии французами в "двойной битве" под Иеной и Ауэрштедтом в 1806 году, победоносный Наполеон I, вступив в побежденный Берлин, распорядился первым делом снять с Бранденбургских ворот квадригу (запряженную четверкой коней колесницу) с богиней победы Викторией (работы знаменитого скульптора Шадова) - символ триумфа короля-философа Фридриха II Гогенцоллерна (прозванного современниками и потомками Великим) над врагами Пруссии - и отвезти ее, в числе прочих трофеев, в Париж.

       Когда колесо Фортуны совершило свой очередной оборот и Париж, в свою очередь, капитулировал в 1814 году перед армиями антинаполеоновской коалиции, командующий союзной Силезской армией прусский генерал-фельдмаршал Гебгард Леберехт фон Блюхер, князь Вальштаттский, поручил своему генерал-интенданту Фридриху фон Риббентропу (предку небезызвестного министра иностранных дел Третьего рейха Иоахима фон Риббентропа) непременно разыскать в Париже квадригу с Викторией и, вернув ее в Берлин, вновь водрузить на Бранденбургские ворота. Но оказалось, что квадрига с Викторией, начиная с 1806 года, стояла в Париже буквально где-то "на задворках" - похоже, опьяненные нескончаемой чередой наполеоновских побед французы попросту забыли о своей берлинской добыче! Но все же Риббентроп, хоть и не без труда, смог разыскать похищенную квадригу в одном из парижских задних дворов. По приказу короля творение скульптора Шадова было разобрано и на шести повозках 9 июля 1814 года доставлено во дворец Груневальд близ Берлина. Там его реставрировали и, в знак победы над Наполеоном, украсили увенчанный прусским королевским орлом и лавровым венком боевой значок в правой руке Виктории знаком Железного креста.

       После поражения Третьего рейха в 1945 году, по решению четырех держав-победительниц, Железный крест был удален с боевого значка в руке богини, и квадрига с Викторией простояла на Бранденбургских воротах без креста (нo зато с государственным флагом марксистской ГДР!) до самого воссоединения Германии. Железный крест был снова возвращен на свое прежнее место на боевом значке в руке богини Победы только после очередного объединения Германии, в 1990 году, где он и красуется по сей день.


       6.Кульмский крест – свидетель русской славы

       Первоначально на прусском Железном кресте совершенно отсутствовали какие бы то ни было надписи или изображения, что еще больше усиливало его сходство с рыцарским крестом Тевтонского Ордена. Но позднее на реверсе прусского Железного креста появились три дубовые веточки, начальные буквы имени короля-учредителя "ФВ" ("FW", то есть: "Friedrich-Wilhelm") под прусской королевской короной, и год учреждения награды "1813". Это изменение было связано с коллективным пожалованием сразу двенадцати тысячам иностранных подданных прусского Железного Креста в его первоначальной форме (вошедшего в историю наполеоновских войн вообще и в историю русской Императорской Гвардии – в частности, под названием "Кульмского Креста").

       К этой "импровизации" (если не сказать: уловке!) король Пруссии Фридрих Вильгельм III был вынужден прибегнуть в результате битвы, разразившейся близ богемской (чешской) деревеньки Кульм (по-чешски: Хлумец) примерно в сорока километрах к югу от столицы Саксонии – Дрездена. Битва при Кульме разыгралась 29-30 августа (17-18 августа старого стиля) 1813 года между Богемской армией союзников по антинаполеоновской коалиции, включавшей в свой состав русские, прусские и австрийские войска, и французским корпусом генерала Д. Вандама. Союзные войска, под командованием "великого Медлителя", австрийского фельдмаршала князя Карла Шварценберга, отступали после поражения, нанесенного им французами в Дрезденском сражении, на юг через Рудные горы. С востока их отход прикрывал русский отряд генерала графа А.И. Остермана-Толстого, состоявший из Гвардейской пехотной дивизии, гвардейской кавалерии и нескольких армейских частей. 29 (17) августа 1813 года корпус генерала Вандама, наступавший в тыл союзникам на Теплиц (Теплице), атаковал отряд графа Остермана-Толстого под Кульмом. Упорно сопротивляясь натиску превосходящих сил французов, русский отряд ценой больших потерь остановил противника, угрожавшего зажать отступавшую союзную армию в тесном горном ущелье. В бою графу Остерману-Толстому оторвало руку французским ядром. По преданию, тяжело раненый герой воскликнул: "Вот плата за честь командовать российской гвардией!".

       Вследствие тяжелейшего ранения Остермана командование принял будущий "покоритель Кавказа", генерал А.П. Ермолов. 30 (18) августа к Кульму подоспела часть главных сил союзной армии под командованием генерала М.Б. Барклая-де-Толли (1-я Кирасирская дивизия), а в тыл Вандаму ударил спешно подошедший прусский корпус генерала Ф. Клейста фон Ноллендорфа. Сражение 30 (18) августа завершилось окружением и разгромом всего корпуса Вандама. Французы потеряли пять тысяч убитыми и двенадцать тысяч пленными. Сам Вандам со всем своим штабом был взят в плен. В руки союзников попали богатые трофеи: восемьдесят одна пушка, более двухсот повозок с боеприпасами, два орла и три знамени. Союзники потеряли в общей сложности около десяти тысяч человек убитыми и ранеными, причем в русском отряде Остермана-Толстого и Ермолова, принявшем на себя основной удар Вандама, был убит или ранен почти каждый второй. После поражения французов под Кульмом наполеоновская армия начала спешно отходить к Лейпцигу. Так битва под Кульмом стала переломным моментом в войне и прелюдией к "Битве народов" под Лейпцигом, ознаменовавшей собой закат владычества Наполеона Бонапарта над Европой.

       В награду за проявленную доблесть граф Остерман-Толстой был пожалован русским Императором Александром I Военным Орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия 2-й степени, австрийским Императором – Командорским крестом Военного Ордена Марии-Терезии, а прусским королем – Большим крестом Железного креста (которым к тому времени было награждено всего три человека). Кроме того, Фридрих-Вильгельм III, лично наблюдавший за ходом битвы, объявил, что награждает за доблесть, проявленную в этом сражении, всех участвовавших в нем русских "чудо-богатырей".

       И тут же встал вопрос о том, чем же их конкретно наградить? Ведь пожалование иных наград, кроме только что учрежденного Железного креста, прусским королем было приостановлено, а Железный крест, по своему Статуту (Уставу), являлся наградой отнюдь не коллективной, а индивидуальной, предназначался исключительно для награждения пруссаков и лишь за редким исключением жаловался иностранцам (да и то – преимущественно немцам из армий других германских государств). Вот тогда-то прусский король и решил проявить свою редкостную "способность к импровизации", объявив Железный крест в его выдававшейся до сих пор форме особым «Знаком отличия» под названием "Кульмский крест", не имеющим своего Статута. И было решено вручать Кульмский крест не за личную доблесть и не по отдельности конкретным отличившимся в бою русским офицерам и нижним чинам, а, в качестве коллективной награды – по полкам, в знак признания коллективных заслуг данной гвардейской части и в память о Кульмском сражении.

       И вот, 4 декабря (старого стиля) 1813 года одной из берлинских шелкоткацких фабрик был дан королевский заказ на изготовление целой партии в 12 000 Кульмских крестов, поскольку король поначалу решил воспользоваться своей прежней идеей об изготовлении наградных крестов из черной шелковой ленты с белой каймой (а для прочности укрепить ленту бумагой). Однако комиссия по учреждению Кульмского креста, осмотрев образцы «ленточных крестов», проект отклонила и сделала другой заказ – на кресты из жести с серебряными и бронзовыми рантами – для нижних чинов, и из серебряного листа – для офицеров (тут уж экономный прусский король проявил необычную для себя щедрость!).

       Вручать Кульмские кресты русским гвардейцам планировалось 23 апреля (старого стиля) 1814 года в Париже, после подписания мирного договора. Однако план сорвался из-за недостаточного количества наградных знаков, имевшихся в наличии на тот момент. Поскольку наградной лист от 2 сентября (старого стиля) 1813 года был уже обнародован, представлялось невозможным вручить награду одним, а других обойти. Ведь в русских полках уже стало известно, что весь личный состав гвардейских частей – от генерал- фельдмаршала до рядового! – награжден "прусским крестом".

       И тогда русские гвардейцы, не дожидаясь пожалования "настоящих" крестов, стали сами делать себе кресты из жести и кожи французских трофейных седел, накладывая черную кожу на белый металл и оставляя металлическую полосу с дырочками для пришивания креста к мундиру.

       До наших дней дошло несколько вариантов Кульмского креста – одни пришивались к мундиру, другие – прикалывались булавкой, третьи имели на концах петельки или шарики и пришивались за них. Возможно, кстати, что некоторые русские генералы получили, все-таки, вместо Кульмских, Железные кресты (эти две награды, в самом деле, не всегда отличишь друг от друга).

       Любопытно, что старейшая прусская масонская ложа "К трем глобусам" ("Zu den drei Weltkugeln") в Берлине, находившаяся под Высочайшим покровительством Прусского Королевского Дома Гогенцоллернов, в период Освободительного похода российских войск в Германию (1813-1814 гг.) основала филиальную ложу "К Железному Кресту" (Loge zum Eisernen Kreuz), она же "Ложа железного креста", предназначенную "для соединения прусского и русского офицерства" (Селянинов А. Тайная сила масонства, Спб., 1911, с. 113).

       Знаком принадлежности к этой ложе служило изображение Железного креста, наложенное на пятиконечную звезду-пентаграмму. В ложе "К Железному Кресту" состоял, в частности, известный русский военный деятель и историк эпохи Александра I и Николая I, А.И. Михайловский-Данилевский, со временем достигший высокой 32-й масонской степени. "Главное наше утешение и рассеяние", - писал он в своих мемуарах, - состояло в масонской ложе, образованной в прусской армии в 1813 году под названием "Ложи железного креста"... Произносимые в ложе Железного креста речи исполнены были пламеннейшей любви к Отечеству; говоренные на другой день или накануне сражений, они производили в душах наших самые благородные порывы». Или вот еще: "Один из приятнейших вечеров провели мы в Париже в "Прусской ложе железного креста" (Русская старина. 1900. № 9, с. 640, 641). Членами масонской ложи "К Железному Кресту", кроме А.И. Михайловского-Данилевского, состояли Н.И. Тургенев, П.И. Пестель, князь С.Г. Волконский, М.А. Фонвизин, князь П.П. Лопухин, А.Ф. фон Бригген и другие, в том числе многие будущие декабристы.
 
       В первой половине XIX века Кульмский крест пользовался в России огромной популярностью и почетом, хотя именовали эту награду в нашей стране по-pазному, одни – "Прусским Железным Крестом", другие – "Знаком Отличия Железного Креста" (по аналогии со Знаком Отличия Военного Ордена Святого Георгия). Знаки, изготовленные в Берлине, попали в столицу Российской Империи только в мае 1815 года.

       26 апреля (старого стиля) 1816 года "Русский Инвалид" писал:

       "... 24 числа сего месяца получены здесь отличия "Железного креста". Его Величество Король Пруссии Высочайше соизволил определить оные для раздачи тем из Гвардейских частей, которые с отличным мужеством сражались при Кульме в 17 день августа 1813 года. По случаю вручения сих лестных наград командующий Гвардейским корпусом Господин Генерал от Инфантерии Милорадович отдал следующий приказ: "Государь Император и Союзные монархи вместе с целой Европою отдали полную справедливость непреодолимому мужеству, оказанному войсками Российской Гвардии в знаменитом бою при Кульме в 17 день августа 1813 года. Но Его Величество Король Прусский, желая особенно ознаменовать уважение Свое к отличному подвигу сих войск, соизволил наградить их Знаком Отличия Железного Креста..." (курсив наш – В.А.).

       Вручались Кульмские кресты в торжественной обстановке в столице Российской империи - блистательном Санкт-Петербурге. По поводу их вручения состоялся военный парад. А в Австрии был сооружен монумент в честь победы союзников под Кульмом и отчеканена памятная медаль с латинской надписью на аверсе: "Мужеству Российской Гвардии при Кульме".

       С тех пор «русский Железный крест» часто присутствовал на полковых и юбилейных Знаках частей Российской Императорской Гвардии.
 
       7.Прусский Железный крест после 1815 года

       Судьба прусского Железного креста (приобретшего со временем всегерманский статус) после 1815 года была такова. Награждение им прекратилось с окончанием Освободительной войны против Наполеона и возобновлялось всякий раз с началом каждой новой войны, в которой участвовала Пруссия. Таким образом, Железный крест был как бы "восстановлен" для награждения участников Франко-прусской (Германо-французской) войны 1870-71 годов и Первой мировой войны 1914-18 годов (причем не одних только пруссаков, а в последнем случае – не одних только немцев, но и их союзников). На реверсе Железного креста сохранялся (на верхнем луче) первоначальный вензель учредителя награды "ФВ" ("FW"), то есть "Фридрих-Вильгельм" ("Friedrich-Wilhelm"), три дубовых листочка (в центре креста) и дата учреждения награды "1813" (на нижнем луче); на аверсе – дата начала новой компании и, тем самым, "восстановления" награды (на нижнем луче креста) – например, "1870" или "1914", вензель правящего на момент выдачи знака прусского короля "В" ("W"), то есть "Вильгельм" ("Wilhelm", соответственно, I или II), и прусская королевская корона (на верхнем луче).

       На аверсе Железного креста за Франко-прусскую (Германо-французскую) войну 1870-1871 гг. был выгравирован девиз: "С Богом за Короля и Отечество" ("Mit Gott fuer Koenig und Vaterland"), причем слова "С Богом" ("Mit Gott") были выгравированы (под изображением прусской королевской короны) на верхнем, слова "За Короля" ("Fuer Koenig") на правом, а "И Отечество" ("Und Vaterland") на правом луче креста. Нижний луч креста был украшен изображением пучка из 3 дубовых листьев над датой "1870".   

       До 1918 года Железный крест, несмотря на объединение Германии и провозглашении ее Империей, во главе с королем Пруссии в качестве германского Императора (но не Императора Германии!), по-прежнему считался прусской королевской (а не общегерманской) наградой и потому по-прежнему носился на черно-белой ленте цветов прусского флага, соответствовавших унаследованным от цветов древних тевтонских рыцарей цветам прусской королевской династии Гогенцоллернов, чей фамильный герб представлял собой испанский щит, четвертованный в серебро и чернь. Знак Железного креста украшал также белый, с черным одноглавым коронованным орлом, военный флаг Пруссии, а позднее – прусские и германские полковые знамена и штандарты, военный (и одновременно – военно-морской) флаг Северо-Германского Союза (ставший в 1871 году военным и военно-морским флагом объединенной под скипетром Гогенцоллернов Германской Империи) , штандарты короля и кронпринца Пруссии, а также германских Императора и Кронпринца (причем при этом речь шла об одних и тех же людях).

       За время Франко-прусской (Германо-французской) войны 1870-71 годов состоялось всего 9 награждений шейным Большим крестом Железного креста, 1 500 – Железным крестом 1-й степени, 43 000– Железным крестом 2-й степени (все – на черной ленте с белыми полосками) и 3 000 награждений Железным крестом всех степеней на белой ленте с черными полосками (за "военные заслуги не на поле боя"). После окончания Франко-прусской войны награждений Железным крестом на белой ленте более не производилось. В 1896 году, к двадцатипятилетию победы над французами в войне 1870-71 годов, ветераны, награжденные за ту войну прусским Железным крестом, получили – в качестве своеобразного "дополнения" к своим наградам – особые памятные знаки в форме трех серебряных дубовых листьев с цифрой "25", крепившиеся на ленту Железного креста 2-й степени (2-я степень) и на мундир – над крестом 1-й степени (1-я степень) - своего рода прообраз позднейших гитлеровских "Дубовых листьев к Рыцарскому кресту Железного креста".

       За всю Первую мировую войну состоялось всего 4 награждения шейным Большим крестом Железного креста. Один из награжденных, фельдмаршал Пауль фон Гинденбург унд Бенкендорф, как в свое время фельдмаршал Гебгард Леберехт фон Блюхер, был в марте 1918 года пожалован, кроме шейного Большого креста Железного креста с окантованными (в виде исключения – специально для него!) не серебром, а золотом краями, в качестве особой, наивысшей степени той же самой награды – золотой восьмиконечной "Звездой Гинденбурга" ("Hindenburgstern") со "штралами" и с изображением знака Железного креста в центре "звезды". Единственное отличие "Звезды Гинденбурга" времен Первой мировой войны от "Звезды Блюхера" эпохи наполеоновских войн заключалось в том, что поверхность знака Железного креста на "Звезде Блюхера" была совершенно гладкой, безо всяких изображений, в то время как знак Железного креста на "Звезде Гинденбурга" был украшен на верхнем луче изображением прусской королевской короны на верхнем луче, заглавной латинской литерой "В" ("W"), то есть "Вильгельм" ("Wilhelm") в перекрестье и цифрами "1914" на нижнем луче.
       
       За годы Великой войны 1914-1918 гг. 200 000 комбатантов были награждены Железным крестом 1-й и 5 200 000 – Железным Крестом 2-й степени. Кроме того, Железным крестом были награждены германские крейсер "Эмден" и субмарина У-9. "Железные кресты" изображались на чехлах для касок германских солдат, на германских аэропланах, привязных аэростатах, дирижаблях (цеппелинах), бронеавтомобилях, бронепоездах и танках – и даже на флягах и крышках портсигаров! Правда, к концу Великой войны изображения лапчатых "Железных крестов" на германских самолетах и другой военной технике стали

Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо

Рекомендуемые товары


Схожие по цене