"Танки в атаке".

  • "Танки в атаке".
  • Артикул: 22859
  • Нет в наличии

С архива художника, работавшего в студии военных художников имени М.Б.Грекова. Фотокарточка отпечатана с оригинального негатива в середине прошлого века (снимок сделан военным корреспондентом в годы войны) для написания военных панорам и композиций.


Сильное государство невозможно себе представить без сильной армии. Славные воинские традиции русского оружия прошлых веков, традиции Советской Армии достойно несут нынешние защитники Родины. Дух патриотизма, жертвенного служения своему народу, уроки ратной доблести не могут быть переданы только генетически. Они формируются отношением народа к армии, всем укладом армейской жизни и ежедневной, кропотливой работой деятелей культуры и воспитательных структур Вооруженных сил России. Огромная роль всех армейских учреждений культуры уже доказана историей и так необходима в наши дни. Особое место среди них занимает Студия военных художников имени М.Б.Грекова, где трудятся на благо Отечества известные мастера живописи, графики и скульптуры. Художники-грековцы все 70 лет существования своего коллектива являются подлинными летописцами ратного труда и ратного подвига нашей славной героической армии, блестящими мастерами, известными не только в России, но и во всем мире, хранителями лучших традиций русской реалистической школы живописи.

Художники Студии, находившейся под контролем Главного политического управления Красной Армии, были включены в пропагандистскую работу, предоставляли отчеты о командировках на фронт, участвовали в выставках. Они зависели от командного состава частей, в которых находились, получали рекомендации о том, что изображать. Эти обстоятельства определили специфику их взгляда на Сталинградскую битву.В рисунках грековцев она предстает напряженным сражением, развернувшимся в огромном пространстве, в которое вовлечены сотни тысяч человек – безымянных участников, уходящих в бой как в небытие.

Много внимания уделено изображениям боевых эпизодов: действиям штурмовых групп, артиллеристов, работе переправ. Также в рисунках зафиксированы моменты официальной парадной жизни 62-й армии, например, вручение гвардейского знамени 39-й стрелковой дивизии. В пейзажах сохранена документальная точность. Но каждый автор по-своему художественно осмысливает и интерпретирует увиденное. Облик города приводит к очевидному выводу о варварской сущности фашизма, противоестественности войны. Не зная, как выглядели и назывались до битвы городские районы, художники подписывали работы просто – Сталинград. С. Годына запечатлел примеры «величественных руин». Напротив, И. Лукомский и Г. Прокопинский были сосредоточены на передаче затихающих ритмов сражения в безмолвных, пустынных пейзажах разоренного и опустошенного города. Грековцы имели возможность показать места наиболее ожесточенных боев: Мамаев Курган, Банный овраг, завод «Красный Октябрь». Первыми из художников они обратили внимание на картины разрушений в заводских цехах. В рисунках они предстают как арены столкновения созидательного, мирного труда и стихии войны.

и образов защитников Сталинграда преобладают портреты командиров и знаменитых героев, например, снайперов В. Зайцева и А. Чехова. Простые солдаты почти не изображаются. Чаще портретируемые – отличившиеся в боях сержанты и лейтенанты – наиболее опытная и боеспособная часть армии. С особенной теплотой и симпатией изображали художники юных солдат и женщин, участниц боев.

Один из лучших военных художников-портретистов И. Лукомский через множество изображенных лиц и характеров доносит мысль, что только совокупное усилие тысяч разных людей может привести к победе. Точно выражен перелом в морально-психологическом состоянии советских людей – появление уверенности, которой раньше не было.

В зарисовках военнопленных отражены моменты непосредственной встречи художников с врагом, который перестает быть абстрактно-плакатным и обретает лицо, индивидуальность, судьбу. В Сталинграде, месте ожесточенного противостояния, они создали трагические образы вражеских солдат, показав боль и страдание живых людей. В портретах военнопленных отсутствуют карикатурность, ирония, превосходство.

По причине ограниченного времени пребывания на фронте, определенной творческой несвободы, невозможности уйти от насущных целей пропаганды, вне поле зрения художников-грековцев осталась судьба гражданского населения города, мало показаны фронтовой быт и портреты рядовых бойцов. В то же время можно делать вывод о стремлении запечатлеть Сталинградскую битву во всем многообразии и сложности.


Рекомендуемые товары


Схожие по цене