Табакерка серебряная Россия

  • Табакерка серебряная Россия
  • Артикул: 27351
  • Нет в наличии

84 проба Мастер Хлебников

 Оригинальное изящное изделие известного русского мастера в хорошем коллекционном состоянии.

Фабрика бриллиантовых, золотых и серебряных изделий Ивана Петровича Хлебникова (1819-1881). Хлебников Иван Петрович до 1867 г. работал в Петербурге, в 1870-19871 гг. основал фирму в Москве. Имел звание "Поставщик Двора Его Императорского Величества" и занимал ведущее место среди мастеров московской ювелирной школы.

Хлебников был погребен в Спасо-Андроньевском монастыре, там же, где и великий иконописец Андрей Рублей. Однако могилы ни того, ни другого нет: некрополь разрушен в большевистские времена.
Активная творческая и выставочная деятельность предприятия Хлебникова продолжилась и после смерти фабриканта. Его сыновья Михаил, Алексей и Владимир создали «Товарищество Хлебников И.П., сыновья и К°», работавшее до 1918 года.
С первых лет существования предприятие качеством своих произведений предприятие завоевало право именоваться поставщиком членов императорской фамилии, а в 1881 году удостоилось звания поставщика Высочайшего двора. Фирма имела магазин в Москве, а в 1877 году на Невском проспекте, в здании Учетного банка, открылся и столичный торговый отдел фирмы.
Прекрасно оснащенная новейшей техникой для всех видов работ, выпускала изделия во всех основных стилях второй половины XIX – начала XX века – «русском», различных «исторических» (необарокко, неорококо, неоклассицизм), в стиле модерн.
Помимо самой фабрики с «рисовальней и скульптурной», где было занято около ЗОО рабочих, существовали специальные мастерские. Как художник-ювелир Хлебников сформировался в период своего сотрудничества с петербургской фирмой Гассе. Даже основав свое предприятие в Москве, он не изменял своим творческим принципам, ориентируясь на традиции искусства первой трети XIX века.

Ассортимент: все виды серебряной чайной и столовой посуды, письменные приборы, уникальные изделия по специальным заказам (работы по оформлению интерьеров соборов Московского Кремля). Выпускались изделия в русском историческом стиле и стиле модерн.
24 июня 1917 г. фабрика закрылась. Паи предприятия были пожертвованы одним из Хлебниковых по завещанию Московскому уездному земству. В 1918 г. основное предприятие было преобразовано в Московский платиновый завод.
Как и все крупнейшие фирмы этого времени, И. Хлебников славился своими чеканными работами, камерной серебряной скульптурой на народные темы. Замечательно по своей поэтичности, близости к венециановскому женскому образу изображение хоровода крестьянских девушек на кружке 1873 года из собрания Государственного Исторического музея.
Темами его сюжетов стала не только русская история, но и литературные произведения. На выставке в Париже в 1878 году фирма представила барельефные картинки и среди них — накладную пластину на альбом со сценой из жизни Ивана Грозного, блюдо с зимним сельским пейзажем; в 1882 году — пластины с изображением Сергия Радонежского, пира из поэмы М. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове». В 1882 году была отмечена работа чеканщика фирмы Пучкова, который мог в серебре выразить «характер каждой ткани, мягкость тела».


Большую известность И. Хлебникову принесло его эмалевое искусство. В собрании Государственного Исторического музея хранится прибор для вина 1870-х годов, сделанный в виде графина-петуха и чарок-цыплят, украшенный выемчатой эмалью. Оригинальность замысла, любимый фольклорный мотив, а также близкие к народному искусству орнаментальные формы, красочность палитры при совершенной технике исполнения делают его уникальным памятником русского стиля.
Фирма Хлебникова работала во всех видах эмали, и пресса всегда отмечала богатство и своеобразие его работ. На выставке 1882 года по числу и разнообразию работ только И. Хлебников мог соперничать с П. Овчинниковым. Новостью для выставки был альбом в серебряной оправе с живописной эмалевой картиной «Соколиная охота» и Евангелие в русско-византийском стиле, украшенное перегородчатой эмалью по рисунку Балашова и, как писали современники, «замечательное по монтировке и сочетанию цветов».

Хлебников Иван Петрович до 1867 г. работал в Петербурге, в 1870-19871 гг. основал фирму в Москве. Имел звание "Поставщик Двора Его Императорского Величества" и занимал ведущее место среди мастеров московской ювелирной школы.

Достойное признание получили хлебниковские вещи на различных выставках. Впервые Иван Петрович участвовал в Московской мануфактурной выставке 1872 г., его «изящные и оригинальные, исполненные в серебре изделия» удостоены двух больших золотых медалей. Затем Хлебниковы были в числе экспонентов Политехнической 1872 г. и Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 г. в Москве, выставок 1875 г. в Митаве, 1884 г. в Риге и других. Удостоились наград на всемирных и международных выставках 1873 г. в Вене, 1878 и 1889 г. в Париже, 1893 г. в Чикаго, 1876 г. в Филадельфии, 1883 г. в Амстердаме.
Московская дворцовая контора неоднократно приглашала фирму Хлебниковых для участия в реставрационных работах на территории Кремля. В 1896 г. по рисункам Н.В. Султанова изготовлен шестиярусный бронзовый, золоченый, чеканный с эмалью оклад для иконостаса Благовещенского собора. В 1913 г. по рисункам И.П. Машкова выполнен камерный, небольшой оклад для иконостаса Дмитриевского придела Успенского собора. Высокохудожественные, мастерски исполненные, они и сегодня украшают соборы Кремля.
Достижения Хлебниковых в развитии русского ювелирного дела не остались незамеченными. Иван Петрович был пожалован бронзовой медалью на Аннинской ленте, пятью золотыми медалями для ношения на шее: двумя – на Станиславской ленте и по одной – на Аннинской, Владимирской и Александровской лентах. Старший сын – Михаил Иванович – в 1881 г. награжден орденом Станислава.



Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо

Рекомендуемые товары


Схожие по цене