Копия тканной маскировочной сетки на каску.

  • Копия тканной маскировочной сетки на каску.
  • Артикул: 24945
  • Нет в наличии

Для реконструкции и кино.

Единый размер. На резинке. Варианты окраса касок, используемых на передовой, зависели от фантазии мастера и подручных средств, которыми он обладал. Встречаются шлемы, покрашенные пятнами различных форм и оттенков: «зебра» - зелено-белая, поверх металлической или веревочной сетки, многослойной окраски и т.д. Такая маскировка позволяла скрыть контур головы стрелка, когда он показывался из окопа. Немцы преуспели в использовании камуфляжа в армии на всех уровнях. Стальной шлем не стал исключением. Боевые образцы касок, покрашенные вручную в окопах, интересны своей индивидуальностью для коллекционера касок. Образ войны только в пропагандистском кино сводится к лихим кавалерийским, танковым и авиационным армадам. Настоящая символика , как правило, это не масштабное зрелище, а обыденные предметы солдатского обихода. Окопная правда — окопный образ. Плакаты и листовки тиражируют не столько образы полководцев и политических лидеров, сколько образ простого солдата. Поэтому его силуэт становится решающим, наиболее узнаваемым символом «грозовых мгновений истории», величайших испытаний человечества... Одним из таких символов стал солдатский шлем . Сколько метафорических названий он получил - от простого и милого сердцу «кастрюля» или «ведро» до ироничного - «тазик для бритья»! Наследник бронзовых масок, рыцарских забрал, славянских шеломов и мисюр, стальной шлем — один из немногих элементов тяжелого вооружения солдата, не утративший свою первозданную функцию - защищать в бою и украшать на параде - и в наши дни. Наиболее выразительным и запоминаемым, благодаря безукоризненной пластике линий, на протяжении первой половины XX века, оставался шлем немецкого солдата – Stahlhelm (стальной шлем) . Его узнаваемая форма предопределена сочетанием объемов цилиндрического тела, охватывающего голову, и конусным назатыльником, прикрывающим уши от удара звуковой волны и осколков. Выступающий козырек придает шлему агрессивную, хищную форму. Первые образцы таких касок были приняты на вооружение в 1916 г., получили обозначение М16, поставлялись странам союзникам (Австро-Венгрия), после окончания войны попали в другие страны Турцию и Финляндию. Для крепления подшлемника использовались три большие кнопки (кламеры), одна в затылочной и две в височных частях шлема. Помимо кламер крепления подшлемника, на каске этого образца были две выступающих втулки - «рожки», служили для вентиляции (в них были сквозные отверстия) и к ним крепилась специальная налобная пластина, которая должна была, по мысли ее изобретателей, усиливать защиту лобной части, предназначена для часовых и пулеметчиков. Такая навесная броня не оправдала надежд: даже если пуля с близкого расстояния и не могла пробить шлем, то сила ее удара была такова, что не выдерживали шейные позвонки солдата. Далее, была произведена модификация шлема M16 на M18. Изменение роли пехоты в войне, увеличение ее мобильности, отказ от позиционных боев, при которых максимальная защита головы была главной функцией шлема, привели к уменьшению размеров козырька и назатыльников. Шлем стали штамповать из легированной углеродистой стали с добавлением молибдена. Толщина листа колебалась от 1 до 1,15 мм. Каска из такой стали выдерживала давление до 220 кг на квадратный мм, что обеспечивало защиту даже от крупных осколков и пистолетных пуль. В результате немецкая каска М35 (принята на вооружение вермахта в 1935 году) визуально стала более обтекаемой и пластичной, а ее контур — более изысканным и стильным. Образ солдата вермахта с резкой тенью, отбрасываемой козырьком на мужественное лицо, превратился в расхожий штамп немецкой пропаганды. Для разработки нового варианта стального шлема были привлечены конструкторы, которые совместно с военными сумели подобрать оптимальное сочетание защитных свойств шлема при уменьшении его веса, попутно были решены некоторые другие вопросы: удешевление и технологичность производства. Стоит отметить, что для офицеров всех родов войск, участвующих в парадах, специально изготавливались облегченные шлемы из вулканизированной фибры с алюминиевым каркасом . Поэтому ряды сверкающих в лучах факелов касок в фильмах Лени Рифеншталь - художественная условность, а не реальная действительность. На войне такой блеск оборачивался ненужными жертвами. К началу второй мировой войны немецкая каска М35 по праву считалась лучшим образцом защитного вооружения. Подшлемник из восьми кожаных (иногда девяти.) лепестков с отверстиями для вентиляции стягивался сверху кожаным шнуром (в процессе эксплуатации заменялся подручным материалом, например обычными обувными шнурками). Подбородочный ремешок, предназначенный для фиксации шлема на голове, изготавливался из телячьей кожи. Рамочная пряжка надежно фиксировала необходимый размер. Подшлемник и ремень крепились к специальному подпружиненному обручу-каркасу, что обеспечивало максимальный комфорт во время передвижения и в случае сильного удара. Для мобильных частей вермахта — воздушно-десантных — стандартный пехотный шлем был заменен еще более эргономичным и удобным. Его вес был максимально уменьшен, габаритные размеры минимизированы за счет уменьшения ширины полей. Десантный шлем М38 инженера Хайслера, принятый на вооружение в 1938 г., почти не имел полей, так как оказалось, что в случае жесткого приземления назатыльник наносил травму в районе шеи и плеч, а козырек шлема создавал во время прыжка нежелательные аэродинамические завихрения, что часто приводило к срыву шлема с головы десантника и он приземлялся в одном подшлемнике. Изменилась и форма ремешка: он стал Y-образным. Дополнительный фиксирующий ремень крепился к затылочной части каски, что резко увеличивало плотность посадки шлема на голове во время прыжка. Теперь воздушные потоки не раскачивали голову парашютиста из стороны в сторону, что улучшало общее самочувствие «зеленого дьявола» (прозвище немецких парашютистов), прыгающего в опасную неизвестность. Вместо армейского подшлемника стал применяться интегральный колпак с 11 большими отверстиями. Сшитый из двух кусков бараньей кожи (которую, в последствии из-за дороговизны и сложности выделки, заменили свиной) и армированный пробковым деревом, он вместе с каркасом-обручем обеспечивал дополнительную защиту от травм во время посадки. Вскоре вместо пробки в качестве амортизатора стали применять каучук (вспененную резину). Подшлемник стал наборным — семь разных по толщине резиновых сегментов, крепившихся к алюминиевому кольцу, еще точнее отслеживали профиль головы десантника. В 1940 году происходит модернизация шлема М35 , за счет упрощения изготовления вентеляционных отверстий, они стали изготавливаться штамповкой, а не в виде отдельных деталей, сталь так же изменила состав, вместо молибдена стали использовать силикат марганца, что позволило сократить количество операций и время затрачиваемых на изготовление. Эта модель получила наименование М40. К 1942 г. изменилась технология изготовления шлемов для всех частей вермахта. Дорогостоящий и длительный процесс завальцовки края был заменен отбортовкой , одновременно ухудшилось качество материала, из которого изготавливалась каска, он стал мягче от легирования и от добавок молибдена и марганца пришлось отказаться (стратегического сырья стало не хватать для брони танков). Данная модель получила наименование М42 . У парашютистов появился дополнительный крючок на ремне, предназначенный для точной его фиксации, а сам ремень стал шире. Помимо конструкции, эргономики и формы большую роль в дизайне шлема играла его окраска . Пока шлемы сверкали на парадах и в «молниеносных войнах», окраска шлема не носила явно выраженного маскировочного характера: он красился в тусклый серовато-зеленый цвет «фельдграу» и на него наносились декали и опознавательное эмблемы. У сухопутных войск ( Heer ), справа — национальный геральдический щит в белую, красную и черную наклонную полосу, слева — бело-серебряный орел вермахта на черном поле. Однако, как только выстрелы салютов сменились громом боев, эти эмблемы в целях маскировки пришлось замазывать, С 1940 года осталасть только декаль вермахта, на М42 их уже не наносили, до конца войны в войска поступали со складов каски с декалями, но их количество было невелико. Окраска шлема стала меняться в зависимости от поры года, места боев и рода войск. Наиболее широкого развития к середине войны достигло искусство камуфляжа шлема при помощи специальных чехлов и сеток. Простым решением стал ободок из резины от автокамеры, под который было удобно крепить листву и ветки. С 1942 г. к шлему стал прилагаться чехол из защитной ткани «Цельтбан 31». На зиму такой чехол выполнялся из белой ткани и крепился к каске при помощи шнурка, стягиваемого под ободком отворотов. Защитная ткань «Цельтбан 31» получалась после нанесения на болотного цвета хлопковую основу светло- или темно-зеленых и коричневых некрупных геометрических фигур и тонких серо-зеленых черточек, пересекающих друг друга и создающих иллюзию ряби. С нашитыми 5-7 шлевками для крепления маскирующих веток и листьев и веревочной сеткой для маскировки лица такой чехол стал неотъемлемой частью реального быта солдата. С конца 1943 года широкое распространение получили и самодельные проволочные сетки (данное утверждение спорно т.к. на фронте немцы использовали противогранатную сетку, которую, скорее всего, и использовали солдаты), жестко закрепленная на каске. «Ловчая птичья сеть» (именно так прозвали этот элемент амуниции солдаты) служила универсальным средством для крепления любого камуфляжа как из листьев, так и из элементов городского мусора, бумаги, тряпок для ведения боя в населенных пунктах. Стальной Шлем (Stahlhelm): стальной шлем был разработан и представлен в Первую Мировую Войну, когда возникла потребность в том, чтобы защитить бойца в позиционной, траншейной войне. Первая модель, ставшая традиционным символом немецких солдат, была стальная каска М16 (Stahlhelm M16 ) - это шлем с угловым ухом и защитой шеи, изначально который выпускался с проектируемым щитком, с лобовой броней. Для крепления этой защиты и воздушной вентиляции служили отличительные "рожки" в верхней части данного головного убора. На стальном корпусе модели 1916 года внутри по обе стороны имелись крепления для подбородочного ремешка. Конечно, не стоит полагать, что этот головной убор мог защитить бойца от прямого попадания пули в голову или осколка от близко разорвавшегося снаряда. Также как и любая каска предохраняла лишь от травм головы при обвале блиндажей и укрытий, небольших осколков и пуль, летящих по скользящей траектории. Шлем был изменен в 1918 (Stahlhelm M18). На этой каске были убраны с корпуса держатели для подбородочного ремешка, и крепились непосредственно к ободу подшлемника. М16 и М18 использовались в Freikorps и Reichswehr. И оба образца входили в оснащение раннего Вермахта с небольшими доработками. На них ставились модифицированные подшлемники модели 1931 года и наносились национальные эмблемы в 1933/34. Эти каски нашли применение и в период Второй Мировой Войны. Они поставлялись различным вспомогательным частям ( полиция, зенитчики, иностранные формирования на службе в вермахте и т.д.). К тридцатым годам прошлого века германские шлемы М16 и М18 оказались не эффективными против улучшенной баллистики. Эксперементальный шлем 1932 года был представлен и использовался на учениях в течении обширного испытательного периода 1932-34 года. Но ему не суждено было оказаться на воружении в Германской амрмии. В соответствии с приказом (HM 35, Номер 289) новым шлемом стала каска М35 (Stahlhelm M35). Она изготавливалась из качественной стали, с сохранением основновной, традиционной формы. Но была менее массивная, с низким силуэтом и с лучшими характеристиками обеспечения безопасности бойцу, чем были у М16 или М18 . Полный вес был уменьшен на 150 грамм. ( Вес М35 составлял примерно 1300 гр. ) Кроме того, вентиляционные отверстия с обеих сторон шлема изготавливались, как отдельная деталь (заклепка с отверстием), в отличие от более поздних шлемов, в которых вентиляционные отверстия штамповались. Форма шлема M35 более овальна (от лобовой до задней части) по сравнению с более округлой формой шлемов модели M40 и M42. Это незначительное различие незаметно, до тех пор, пока шлем М 35 не встает в один ряд c более поздними моделями. М35 имел стандартный подшлемник образца 1931 г. Каска М35 притерпела небольшие изменения в 1940 году. Упрошение и более низкая себестоимость стала необходима для возросших потребностей армии, вступившей в большую войну. Производство шлемов модели М40 было менее технологично, чем производство предыдущей модели М35. Для М40 характерны, так же как и для М35, завальцованные края основания шлема. Именно из-за этого М40 часто принимают за шлем модели M35. Основное отличие между этими двумя шлемами заключается в вентиляционном отверстии, которое выштамповывалось без установки в него дополнительной детали (заклепки с отверстием). Такой способ производства позволил сократить количество операций необходимых для изготовления шлема, что являлось немаловажным фактором эффективности производства в военное время. В связи с упрощением процесса изготовления шлема, небольшое изменение претерпела и форма шлема, которая стала более округлая, чем у М35. В 1942 году немецкая каска опять поменялась. Вот фотохроника выдачи новобранцам их новых стальных шлемов. Шлем модели 1942 г. наиболее распространенный из всех германских армейских шлемов, использовавшихся в течение Второй мировой войны. Их выпуск осуществлялся с 1942 по 1945 год. Шлем модели М 42 был упрощенной версией модели М40. Отличительной чертой данного шлема является то, что край основания шлема не завальцовывался, а оставлялся острым. Эта особенность продиктована необходимостью упрощения и удешевления технологического процесса по изготовлению шлема. Качество касок М42 конечно уступало шлему М35. Шлемы с защитными эффектами, превосходящими М35, были проверены в 1944, но так и не приняты на вооружение в армии.


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО РЕСТАВРАЦИИ ШЛЕМОВ...

Перед окраской стального шлема необходимо решить ряд вопросов, среди других главными будут вопросы по цвету, типу краски и способу окрашивания.

ЦВЕТ
При исследовании цветовой гаммы использовавшейся при окраске германских касок, мы наблюдаем весьма разнообразную палитру цветов. От яблочно-зеленого (apfelgrun, в палитре от Tikkurila - resedagrun) и полевого серого (feldgrau) до цветов близких более к оттенкам серого и черного (schwarzolive). Для того чтобы принять верное решение при окраске шлема, необходимо определиться по типу шлема и времени на момент предполагаемой окраски каски.
Дело в том, что пока Германия не вела активных, затяжных боевых действий, вплоть до осени 1939 и начала 1940 года, цвет шлема имел скорее декоративное значение. После начала Второй мировой войны решающими аргументами при выборе окраски стали соображения маскировки, отсутствия бликов на поверхности шлема и вопросы технологичности окрашивания.
Если для довоенных образцов шлемов характерны более светлые тона, то после начала войны преобладающими становятся более темные. Нередко встречаются случаи так называемого фронтового перекраса, когда каска перекрашивалась в полевых условиях подручными средствами.
Часто с целью улучшения маскировки замазывались декали или наносился слой краски более соответствующий окружающей обстановке или времени года. Особенно это характерно для нанесения белой зимней окраски. В связи с этим обстоятельством, необходимо отметить, что белая, зимняя окраска никогда не наносилась в процессе производства. Все образцы подобного рода, являются образцами индивидуального творчества военнослужащих, отсюда множество видов краски и способов окрашивания. Включая обычную известь и мочальную кисть.

RAL
При определении цвета или цветового оттенка применяется международная система RAL, которая используется в промышленности при определении цветов и оттенков. В коде RAL для конкретного оттенка указываются пропорции смешивания основных (базовых) цветов. Однако, при использовании одного стандарта, оттенки цветов могут отличаться как у разных производителей лакокрасочных материалов, так и у производителей готовой продукции. Например можно отметить некоторые расхождения в цветовой гамме от Мерседеса и Форда, Тиккурилы и Полара.
На восприятие цвета серьезное влияние оказывают также характер освещения и индивидуальные особенности восприятия. Не секрет, что при ярком дневном свете и искусственном освещении одна и та же окрашеная поверхность может иметь совершенно разные оттенки или даже изменять цвет.
Стандартом при анализе цвета считается полное, естественное освещение, когда цвет является не направленным, а рассеянным. А поскольку идеальных условий для объективного восприятия цвета практически не существует, то можно регулярно слышать дискуссии о соответствии или несоответствии окрашенного изделия определенному образцу. Споры подобного рода, представляются лишенными объективных оснований, если только имеющиеся отличия не носят принципиального значения.

При исследовании германских шлемов периода второй мировой войны, можно выделить несколько наиболее распространенных цветовых оттенков. Для касок модели М35 довоенных выпусков, основным цветом можно считать feldgrau - полевой серый (RAL 7009). Редко, но встречается apfelgrun - яблочно-зеленый (RAL 6011).
После начала войны цвет изменился в сторону темно-зеленых оттенков. Для этого времени характерными и основными цветами можно считать grauolive, schwarzolive - серо и черно-оливковые (RAL6006 и RAL6015), что не исключает использование близких по тонам оттенков.
В отличие от сухопутных и военно-морских сил, шлемы которых окрашивались по единому стандарту, окраска шлемов военно-воздушных сил (Luftwaffe) имела вполне определенные отличия (RAL7016, RAL7015), этот цвет более темный по тону и имеет очевидный оттенок темно-синего компонента.
Особенности окраски можно также отметить для шлемов SS, полиции, ПВО (Luftschutz) и других военизированных формирований. В случае необходимости, индивидуальный вариант окраски можно подобрать самостоятельно сверяясь с образцом, в процессе колеровки краски при помощи таблицы цветов системы RAL, которая всегда имеется в распоряжении колеровщика.
Однако следует обязательно иметь ввиду, что мониторы компьютеров у большинства пользователей не откалиброваны по цвету и некорректно отображают различные оттенки цвета. Особенно в случаях с жидкокисталлическими панелями (LCD мониторы), при использовании которых добиться реального соответствия практически невозможно, по причинам конструктивных особенностей. Поэтому приобретение и подбор краски следует делать точно зная код цвета по RAL, имея в руках конкретный образец или фото полиграфического качества.
На фотографиях из цветной хроники парада в Мильхайме 1938 года, подавляющее большинство шлемов окрашено в соответствии с RAL 7009 (feldgrau - полевой серый). Однако, можно заметить, что каска офицера идущего за генералом имеет иной цвет (RAL 6006 - grauolive, серо-оливковый).
В последние годы войны (конец 43 - 45 годы), в условиях жесткого режима экономии ресурсов в германской промышленности цвета окраски шлемов, в большинстве случаев, перестают нести выраженную цветовую составляющую и сводятся в основном к гамме темно-серых оттенков иногда очень близко приближающихся к черному. Вполне понятно, что в этот период времени, значительно снижается и качество красочного покрытия. Слой краски становиться минимальным и носит скорее оттеночный характер.
Камуфляжная окраска
Германская армия была пионером в применении камуфляжной окраски. Достаточно вспомнить витражные шлемы Первой мировой войны, принятие на вооружение камуфлированной ткани для плащпалаток и прочей аммуниции в начале 30-х годов, производство камуфлированных чехлов для шлемов. Использование камуфляжа для окраски шлемов характерно на заключительном этапе войны (43-45 годы), прежде всего в подразделениях парашютистов и ваффен СС, что не исключало личной инициативы в обычных частях Вермахта.

ГРУНТОВКА
О использовании грунтовки при окрашивании шлемов можно сказать следующее. Довольно часто, в среде реконструкторов можно услышать дискуссии на тему - грунтовались ли германские шлемы в процессе производства? Однозначного, стопроцентного положительного ответа для всех случаев нет. Встречаются шлемы с очевидным отсутствием грунтовки, в основном это каски поздних выпусков М40, М42, когда германской промышленности не хватало ресурсов для безусловного соблюдения всей технологической цепочки по причине режима экономии ресурсов и трудозатрат и как следствие, изменения в технологии окрашивания и процесса подготовки поверхности перед покраской.
Точно можно сказать одно - грунтовка использовалась. Характерно использование грунта на шлемах в основном довоенного производства. Часто ее присутствие незаметно и неочевидно по причине качественной агдезии грунт-краска, когда оба материала составляют единое целое. Однако на отдельных экземплярах, в случаях когда красочное покрытие шлема испытывало экстремальные воздействия, можно явным образом обнаружить слой грунтовки. Например, при пожаре или из-за специфического воздействия условий хранения. Цвет грунтовки - стандартный, рыже-коричневый.
СОВРЕМЕННЫЕ КРАСКИ
При реконструкции красочного покрытия шлемов можно использовать все доступные варианты красок, однако приобрести готовую краску необходимого оттенка, практически невозможно. Поэтому есть необходимость обращаться к услугам специалистов - колеровщиков располагающих соответствующим опытом и оборудованием для смешивания базовых красок в соответствии с рекомендациями системы RAL.
Наилучшим и наиболее удобным вариантом решения вопросов с приобретением и применением необходимой краски, будет обращение в специализированый павильон финского производителя TIKKURILA, которые располагаются на строительных рынках и в крупных торговых комплексах или магазинах строительно-ремонтного профиля.
Стоимость литра краски будет составлять около 350 рублей, при условии что Вы закажете цвет в соответствии с каталогом RAL, без оказания услуг по подбору цвета. Услуга по подбору цвета (колеровка) будет оценена еще в 70-100 рублей. Поскольку большинство кодов RAL используемых при реконструкции шлемов известны, то необходимости в подборе цвета не будет, если только не потребуется красить каску в отличающийся от стандартной гаммы оттенок или цвет.
Для окраски шлемов следует использовать краску TIKKURILA на основе Panssarimaali для металлических поверхностей эксплуатирующийся на открытом воздухе, например крыш.
Для работ по финишной отделке красочного слоя и искусственного застаривания шлема, потребуется матовый лак JALO также от TIKKURILA. Стоимость литровой (килограмм) банки лака около 300 рублей. Подробнее о использовании лака будет сказано далее.
В среде реконструкторов краски от TIKKURILA пользуются заслуженной популярностью, благодаря своим высоким качествам, стойкостью и прочностью покрытия и наличием доступной возможности колеровки. При работе с красочными материалами от TIKKURILA лучше всего пользоваться Уайт-спиритом №1050 от того же производителя. К сожалению, растворитель с таким же названием отечественного производства не очень хорошо влияет на качество работы.
Panssarimaali (ПАНССАРИМААЛИ) - алкидная краска для наружных работ с содержанием активного противокоррозионного пигмента.
Условия окраски. Окрашиваемая поверхность должна быть сухой. Температура при высыхании должна быть выше +5С, а относительная влажность менее 80 %. Температура поверхности не должна превышать +40С.
Окраска. Перед окраской желательно использование грунтовки Ростекс Супер. (Стоит отметить что эта грунтовка имеет необходимый рыже-коричневый цвет. Прим. автора). Краску тщательно перемешать перед окрашиванием и в процессе работы. При необходимости, краску разбавить уайт-спиритом в количестве до 5 %. Окраску производить в 1 - 2 слоя, толщина одного слоя должна быть толщиной 40-60 мкм сухой пленки.
Высыхание. До отлипа 3 - 5 часов (при температуре +23С и относительной влажности 50%). Следующий слой можно наносить через 24 часа. Окончательной стойкости и твердости покрытие достигает через 4 недели.

JALO (ЯЛО - матовый лак) - алкидный лак для внутренних работ с хорошей технологичностью нанесения.
Нанесение. Перед применением и в процессе работы лак тщательно перемешать. Для нанесения предварительного слоя (грунтовки), так можно разбавить уайт-спиритом в количестве до 10-15 %. Основной (финишный) слой наносить неразбавленным лаком.
Высыхание. До отлипа 4 часа, для шлифовки - 12 часов и 24 часа после покрывной (финишной) лакировки в нормальных условиях (при температуре +23С и относительной влажности 50%).

Приходилось встречать информацию в интернете о применении красок отечественного и импортного производства предназначенных для моделистов, к сожалению личного опыта по их использованию нет, поэтому за подробностями можно обратиться на соответствующие сайты и форумы в Сети.

Также услуги по колеровке красок оказываются в автосервисах и по этой причине Вы будете вынуждены использовать автомобильную нитро или акриловую краску определенного производителя (в большинстве случаев, это автоэмали SADOLIN).
Как правило, автоэмаль дает гладкую, блестящую поверхность. Стоимость краски и услуг по колеровке в автосервисе будет зависеть только от степени жадности специалиста и 500 гр. краски обойдется в сумму от 400 до .... рублей. При использовании автомобильных эмалей и других красок, для защиты красочного слоя от механических повреждений следует использовать автомобильный бесцветный акриловый лак, покрывая им шлем в два-три слоя поверх краски.
Лак можно использовать непосредственно как составную часть процесса окраски за дополнительную плату в автосервисе или купить в магазинах торгующих автохимией по цене 60-70 рублей за стандартный аэрозольный баллончик.
После окраски и лакировки Ваш шлем будет блестеть как зеркало, поэтому будет необходимо провести еще одну операцию по удалению блеска и созданию матовой поверхности. Удаление блеска можно провести специальной абразивной салфеткой, автомаляры называют этот материал - скотчбрайт. В качестве замены специального материала можно использовать грубую губку предназначенную для очистки загрязнений на кухонной утвари. Такая губка продается в хозяйственных магазинах в упаковках по 3-5 листов, размером примерно 10 на 15 см. при толщине около 5 мм. Применять эти изделия следует с достаточным количеством воды, протирая с небольшим усилием окрашенную поверхность. Для придания матовости лакокрасочному слою можно также воспользоваться и очень мелкой наждачной бумагой.
При этом, матовым становится только верхний слой лака, а красочное покрытие остается нетронутым.

СПОСОБЫ ОКРАШИВАНИЯ
Способы окрашивания могут быть различными и зависеть от возможностей реконструктора. При окраске шлемов на производстве в Германии, использовалась покрасочная ванна, когда шлем окунали в емкость с краской и после стекания излишков краски отправляли в сушильное помещение с повышенной температурой - сушильную камеру. О таком способе окраски свидетельствует наличие на отдельных образцах германских шлемов потеков краски, которая не успела стечь перед окончательным схватыванием. Однако, встречаются сведения о окрашивании из краскопульта с плоским факелом. Такой способ, тоже вполне мог иметь место.

В идеале, окраску следует проводить горячим способом. Непосредственно перед окраской (грунтовкой), каску необходимо разогреть до температуры 50-70 градусов. После нанесения покрытия, каску следует также поместить в разогретую среду. За счет эффекта теплового расширения и быстрого высыхания покрытия, существенно повышается качество красочного слоя, взаимопроникновение (агдезия) металл-грунт-краска. Температура нагрева должна составлять не более 70-80 градусов. При использовании горячего способа проблем не возникает, если удается провести работы в покрасочной камере автосервиса или какого либо иного предприятия. К сожалению, в большинстве случаев, такой возможности нет. Поэтому часто используют нагретую до необходимой температуры духовку бытовой плиты или обычный фен для сушки волос, при условии уверенности в том, что Вас не выставят из дома после проведения подобных работ.
Однако работы по грунтовке-окраске можно проводить и в обычном режиме, при комнатной температуре или в теплое время года на улице. При этом качество покрытия несколько снижается, но остается на приемлемом уровне, в полном соответствии с заявленными производителем характеристиками.
Говоря о процессе сушки грунтово-красочного покрытия, необходимо отметить, что процесс высыхания принято разделять на две стадии.
а) Высыхание на отлип, когда к сохнущему красочному слою перестают прилипать посторонние предметы, палец, пыль, песок и пр. При этом, красочное покрытие остается достаточно мягким, не отвердевшим.
б) Окончательное высыхание, когда красочный слой приобретает заявленные производителем характеристики. Необходимо отметить, что полное высыхание красочного слоя при комнатной температуре наступает в срок от нескольких часов до нескольких недель, в зависимости от типа и производителя краски. Сроки полного и частичного высыхания на отлип, обычно указываются производителем краски. Если необходимо нанести краску в несколько слоев, то каждый последующий слой следует наносить на стадии высыхания на отлип или незадолго до (после) этого момента.

Способы нанесения краски тоже могут различаться и зависеть от возможностей производителя работ. Краску можно нанести из промышленного краскопульта, аэрографа, кистью или тампоном. Некоторые реконструкторы используют приспособление для разбрызгивания краски от советского пылесоса в виде насадки на стандартную стеклянную банку или пульверизатор для комнатных цветов.
Наилучшие результаты получаются при работе аэрографом, но приобретение прибора дело весьма дорогое. Но если есть возможность, то воспользуйтесь аэрографом и не пожалеете о результатах. Очень часто, отдают предпочтение тампону, поскольку при его применении появляется специфическая фактура окрашенной поверхности. Для разовой работы в кустарных, домашних условиях, использование тампона стоит считать предпочтительным.

ФАКТУРА КРАСОЧНОГО СЛОЯ.
О фактуре поверхности красочного слоя в различных источниках сказано немало. Следует отметить, что встречаются шлемы и с гладко окрашенной поверхностью и с поверхностью имеющей негладкую, шершавую фактуру. Для большинства шлемов М35 довоенного производства характерно наличие гладкого красочного слоя с предварительной грунтовкой. На шлемах поздних выпусков, моделей М40-42 можно отметить наличие фактурной поверхности. В этой связи, можно высказать ряд предположений о причинах появления (наличия) фактурной поверхности красочного слоя на германских стальных шлемах.
Если ранние выпуски касок окрашивались по стандартной технологии грунт-краска, то в результате вынужденного перехода к режиму экономии ресурсов, от процесса грунтовки производители отказались. При этом необходимость в сохранении качества красочного слоя сохранилась. Также появилась необходимость в целях улучшения маскировки отказаться от гладкого, бликующего покрытия и увеличить сопротивление красочного слоя различным механическим водействиям. Следовательно возникла необходимость использовать иные технологические приемы положительно влияющие на качество покрытия и заменяющие грунтовку.
Изменения технологии можно было применить как к составу краски, так и к окрашиваемой поверхности. Распространено мнение, что перед окрашиванием в краску добавляли наполнители имевшие мелкозернистую структуру: песок, крошку пробки, оксид алюминия и пр. Такого рода добавки могли повышать стойкость красочного слоя на истирание, краска становилась матовой, не имела бликов и имела бы ту самую негладкую, шершавую фактуру поверхности. Кроме всего прочего, использование наполнителей, экономило бы расход собственно краски, что могло служить не последним аргументом в условиях режима экономии производственных ресурсов. Однако, при введении наполнителей в состав краски, они неизбежно должны были осаждаться на дно покрасочной ванны или всплывать на поверхность (в случае с пробкой), поэтому краску необходимо было бы постоянно перемешивать для получения однородной консистенции. О использовании краскопульта в этом случае не может быть и речи.
Введение специальных наполнителей и постоянное перемешивание краски в условиях массового производства представляется излишним и неоправданным усложнением (и удорожанием) технологического процесса. Скорее всего, уже на стадии производства краски в технологию ее изготовления были введены некоторые изменения. Краска производилась на основе минерального сырья и следовательно для получения необходимой фактуры было вполне достаточно увеличить размер зерна при помоле компонентов.
Предположений и догадок в отношении фактуры красочного слоя на германских стальных шлемах можно услышать довольно много, но вариант с изменением размера зерна на стадии производства красителя (помола компонентов), представляется наиболее вероятным. Среди прочих способов получения фактурной поверхности следует сказать о варианте подготовки поверхности шлема перед окрашиванием, когда от процесса предварительной грунтовки отказались в результате изменения технологии окраски шлемов.
Перед окрашиванием, с целью получения поверхности способной хорошо удерживать краску, шлемы пескоструили. Благодаря замене процесса грунтовки на пескоструйку, технологическая цепочка сокращалась, а шлем приобретал негладкую, шершавую поверхность. В работах по реконструкции стальных шлемов, когда воникает потребность получить фактурную поверхность и наиболее удобным вариантом можно признать введение в краситель наполнителей имеющих зерно необходимого размера и в этом случае можно использовать различные подручные материалы, например кристаллический абразивный порошок остающийся при работе заточного станка при использовании круга со средним или крупным размером зерна. Напыление фактурного слоя на шлем с неотвердевшим красочным слоем и пр. В одной из польских книг о германских шлемах упоминается применение мелких древесных опилок в качестве добавки к краске. Может быть именно опилки принимают за измельченную пробку. При применении такого рода способов, использование тампона более чем оправдано.

ДЕКАЛИ

Заключительным этапом окраски шлема, является нанесение декалей - стилизованных изображений символизирующих принадлежность владельца каски тому или иному роду войск, гражданской или военизированой организации. Традиция нанесения на шлем декалей существовала еще со времен первой мировой войны. На каску наносились щитки с изображением цветов флага земли (области Германии) где формировался или к которой был приписан конкретный полк (дивизия). Например, Саксония, Брауншвейг или Пруссия.
Нанесение декалей не было обязательным условием, особенно в конце первой мировой. Изображения наносились вручную, краской и кистью или через трафарет.
После создания Вермахта в 1935 году, декали земель были заменены на единое изображение трехцветного щитка в соответствии с цветами государственного флага. Изменилась и технология изготовления. Декали изготавливались в виде переводных картинок.
Изображение выполнялось типографским способом на бумажной основе. Изображение располагалось лицевой стороной к основе, поэтому для точного позиционирования на шлеме, с обратной стороны бумажной основы печатался контур декали. Переводная картинка покрывалась лаком, накле


Рекомендуемые товары


Схожие по цене