Трость с серебряной рукоятью со скрытым клинком.

  • Трость с серебряной рукоятью со скрытым клинком.
  • Артикул: 26348
  • Нет в наличии

Трость с серебряной рукоятью со скрытым клинком. Со  «всадником, поражающем копьем змия» и российским имперским орлом. Качественная копия с изделия 19 века. Массивная и тяжелая  рукоять. На рукояти проставлены клейма русского мастера О.С. 1896 год и 84 проба. Отличное состояние и высочайшее качество. Длинна 88 см. Отличный и стильный подарок. В рукояти присутствует полость с крышечкой, которую можно использовать для хранения каких либо ценностей, а при желании и как стакан (при отсутствии оного очень полезное изделие)...




Первое упоминание о «всаднике, поражающем копьем змия», относится к 1464 году – в Ермолинской летописи сказано о том, что «…месяца июля 15, поставлен бысть святыи великии мученик Георгии на воротех на Фроловьских, резан на камени, а нарядом Васильевым Дмитреева сына Ермолина» (Полное собрание русских летописей, Спб, 1910. Т.23, с. 158).

Как вы уже догадались, речь пойдет о символе, который органично вписался в российскую отечественную историю и дошел до наших дней – о Георгии Победоносце. И это несмотря на то, что образ Георгия Победоносца по своему изначальному происхождению является иноземным символом.

По легенде, Георгий жил в конце III – IV начале вв. в области Каппадокии в Малой Азии, и был одним из старших военачальников в римской армии императора Диоклетиана. В то время римская власть преследовала христиан как представителей и поклонников чуждой всему остальному миру – с его исконными и устоявшимися верованиями – иудейско-христианской религии. Гонения на христиан происходили сугубо по политическим мотивам – по сговору между иудейскими религиозными лидерами и римской военной властью. Иудеи видели в таком человеке, как Иисус Христос (по Евангелию: Иисус был сыном Марии, супруги плотника Иосифа. По земному рождению – еврей из Назарета Галилейского, родился около начала нашей эры, распят, по преданию, около 33 г.), опаснейшего конкурента, а распят он был римскими солдатами, вероятно, как лжемессия. Однако политика иудеев и римлян сыграла с ними «дурную шутку» – позднее религия под названием «христианство» распространилась в Римской Империи, и в некоторых других государствах древнего мира. Кроме тех, которые исповедывали ислам, буддизм, индуизм и не собирались подменять свои исконные сложившиеся учения и мудрость на новую, искусственно созданную религию. Новая религия появилась на Руси – исходя из этого, многие нынешние представители Русской Православной церкви считают, что «единое русское государство появилось только с момента Крещения Руси». Подробно ознакомиться с объективной и бесстрастной оценкой мировых религий можно в книге «Словарь религий, обрядов и верований» авторов И. Кулиано и М. Элиаде – ученых, современных исследователей истории религий.

Символ мученика

Вернемся к образу Георгия Победоносца. Во время преследований христиан военачальник Георгий выступил в римском Сенате против замыслов императора, за что и был подвергнут пыткам, а после обезглавлен. Позже он был причислен к лику святых. Смерть Георгия как смерть мученика в данном случае означала победу веры, отсюда следует второе имя (или титул, если можно так выразиться) – Победоносец.

В иконописи широко распространено изображение св. Георгия Победоносца, сидящего на коне и поражающего копьем змея. Речь идет о совершенной св. Георгием победе в его родном городе Берите (современное название – Бейрут) над чудовищем, которому жители-«идолопоклонники» приносили человеческие жертвы. По легенде, когда пришла очередь дочери царя, явился Георгий Победоносец и поразил страшного змия копьем. Возникает нехороший вопрос относительно совершенного им подвига: значит, дочь царя достойна была спасения, а дочь какого-нибудь крестьянина – нет? И сколько дочерей простолюдинов успел съесть змей, пока не дошла очередь до царской дочери – наверное, много. Это говорит о том, что кому-то из религиозных деятелей нужна была очередная «сказка», нужен был символ – ибо ничто так не воздействует на сознание и подсознание людей, как широко представленный и разрекламированный «образ великомученика» для поклонения ему. Образ-символ, который по значению и смыслу не отличается от того же деревянного или каменного идола, только изображен по-другому.

Святой Георгий на боевом посту

Если забыть про политику и религиозные догмы, то образ святого Георгия Победоносца (Победоносного) приобретает более привлекательный смысл, а именно – символизирует победу добра над злом, света над тьмой, правды над кривдой. Это одна из причин, объясняющая, почему этот образ вошел в качестве символа-оберега в геральдику России и некоторых других государств Европы.

Закономерным явилось то, что святой великомученик Георгий почитался на Руси покровителем воинов, ратных людей. Этот символ пришел из Византии на Русь уже в X веке. Существует версия о том, как пеший св. Георгий Победоносный стал всадником: сначала он изображался в виде стоящего воина с копьем (иногда мечом) и щитом. Само значение образа св. Георгия как защитника объясняет то, что именно его московские князья использовали в качестве своего покровителя и для поддержания собственного авторитета – изображали образ на своих печатях или в виде скульптурных изображений, при этом как бы перенося образ и деяния святого на себя. Постепенно образы вооруженного всадника – князя (который никогда не бился в пешем бою наравне с остальными воинами, если только его конь не был убит в схватке) и святого Георгия слились в единое целое. Георгий из пешего воина стал всадником и с тех пор изображался в подобном виде в иконописи, на печатях и монетах. Не знаю, насколько эта версия достоверна, но по-своему интересна.

Уже в XVI веке, по имеющимся свидетельствам («Записки о Московии» австрийского посла Сигизмунда Герберштейна, побывавшего в Москве в 1517 и 1526 гг.) изображение св. Георгия воспринимают как герб Российского государства. Речь шла о «небольшой вислой печати красного цвета», а описание звучит на современный лад так: «На передней стороне этой печати было изображение нагого человека, сидящего на коне без седла и поражающего копьем дракона, на задней же стороне был виден двуглавый орел, обе главы которого были в венцах». Обратите внимание, насколько непривычно звучит само описание образа всадника – нагой и без седла. Почему именно таким было изображение на печати, остается только гадать.

Во всяком случае, это изображение вошло в книгу Герберштейна и преподносилось европейской публике как «Герб Московии». На западноевропейских гравюрах XVI века рисунок всадника, поражающего копьем змея (дракона), сопровождался надписью: «Arma Magni Ducis Moschoviae», что в переводе означало «Герб Великого князя Московского». Но есть и другое изображение: всадник на коне уже в рыцарских латах топчет поверженного, поднявшего вверх лапы дракона. В качестве герба «Московии» он помещен в европейском гербовнике XVI в. вместе со стихотворным описанием.

Однако, что меня поразило в работе над данным материалом – путаница, то ли умышленно, то ли по невниманию или дурости создаваемая некоторыми историками и исследователями сфрагистики и геральдики: так, на красновосковой печати Великого князя Ивана III Васильевича, датируемой ориентировочно 1497 годом и прекрасно сохранившейся до наших дней, совершенно отчетливо видно, что всадник на коне изображен именно в доспехах, а не голышом! Как тогда объяснить более позднее изображение обнаженного всадника, упоминаемое Герберштейном? Или иностранец вовсе был слепым и не заметил мелких деталей в изображении всадника? Не будем углубляться в полемику по этому вопросу, и попробуем узнать, каким стал в будущем образ святого Георгия Победоносного.

На Руси день освящения Георгиевского собора в Киеве (26 ноября по старому стилю, 9 декабря по новому) стал праздником Великомученика – Юрьев день, «осенний Георгий». Другой день празднования св. Георгия – 23 апреля/6 мая. В честь святого основаны Юрьев монастырь в Великом Новгороде и городе Юрьев (теперь называется Тарту). Имя св. Георгия Победоносца носил основатель Москвы Юрий Долгорукий. С княжением Великого князя Дмитрия Донского св. Георгий выступает как покровитель Москвы. Его изображение становится не только гербом Государей Московских, но позднее входит в состав государственного герба России – двуглавого орла.

Св. Георгий со временем становится главным символом гербов городских, русской военной символики и наградной системы. Петр I, помимо глобальных преобразований – создания русского военно-морского флота и регулярной армии, задумал и наградную систему России: мечтой Петра было создание русской военной награды, получить которую могли лишь служившие в регулярной армии или на флоте. Продолжила славные дела первого императора российского Екатерина, его жена и преемница, ставшая во главе государства после смерти мужа.

Специальный орден, даваемый исключительно за военные заслуги, был учрежден лишь в 1769 году. Это орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. В уставе ордена было сказано: «Сей орден никогда не снимать, ибо заслугами оный приобретается». Получить в награду орден даже четвертой степени было не просто – специальная комиссия, состоящая из георгиевских кавалеров, очень придирчиво подходила к награждению. Примером служит то, что за всё время существования награды ее первой степени удостоено лишь 25 человек, 124 получили вторую степень и около 640 – третью. Полных кавалеров ордена св. Георгия, награжденных четырьмя степенями, было лишь четверо за всю историю существования награды: М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли, И.Ф. Паскевич и И.И. Дибич. Сам А.В. Суворов и Г.А. Потемкин обладали только тремя высшими степенями, но не имели четвертой.

В XX веке орденом св. Георгия 1-й степени никто не награждался, однако кавалеров 2-й степени также было четверо: орденом были пожалованы во время империалистической войны русские генералы – Н.И. Иванов, Н.Н. Юденич, Н.В. Рузский и Великий князь Н.И. Младший.

В 1807 году был учрежден Знак отличия Военного ордена – серебряный крест на Георгиевской ленте. На лицевой стороне креста изображен св. Георгий Победоносец, а на обороте инициалы «СГ». Этот Знак отличия был учрежден «для поощрения храбрости и мужества» солдат и унтер-офицеров. Награжденные нижние чины не рассматривались как кавалеры ордена св. Георгия, они лишь числились при ордене. Но с 1813 года их было принято называть Георгиевскими кавалерами, когда Знак отличия был официально переименован в Георгиевский крест.

В заново отстроенном Большом Кремлевском дворце (строительство шло 12 лет, с 1838 по 1849 год по велению Николая I) названия победоносных полков и имена героев Отечественной войны 1812 года были увековечены в Георгиевском зале дворца. На мраморных досках золотыми буквами вписаны имена десяти тысяч георгиевских кавалеров. В оформлении зала также использовались знаки ордена св. Георгия Победоносца.

После февральской революции в России все царские ордена были сохранены Временным правительством, убраны лишь такие элементы орденов, как короны с двуглавого орла, и Георгиевский крест стал присуждаться по «приговору» самих солдат.

В советской России орден св. Георгия был упразднен, однако 8 ноября 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР был учрежден солдатский орден Славы трех степеней. Орден носился на пятиугольной колодке, обтянутой Георгиевской лентой (оранжевая, с тремя черными продольными полосами). Цвет ленты ордена повторяет расцветку ленты царского ордена св. Георгия – по сути, вспомнили о традициях русской наградной системы. Цвет и рисунок Георгиевской ленты были одинаковыми для всех трех степеней, что было также характерно только для дореволюционной наградной системы, но никогда не использовалось в наградной системе СССР.

В 1992 году, 2 марта Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О государственных наградах Российской Федерации» было принято решение о восстановлении российского военного ордена св. Георгия и знака отличия «Георгиевский крест». Указом Президента России от 2 марта 1994 года, в редакции от 1 июня 1995 года в статье 26 объявлено: «В системе государственных наград сохраняются военный орден Святого Георгия и Знак отличия – «Георгиевский Крест». Так продолжилась боевая связь поколений, прославивших свою Родину в борьбе с захватчиками.

Что касается другого применения символа, то изображение св. Георгия Победоносца мы можем лицезреть сейчас на гербе г. Москвы и на гербе Московской области, только повернутого в другую сторону.

Литература:

  1. Дуров В.А. Ордена России. М.: «Воскресенье», 1993.
  2. Дуров В.А. Русские и советские боевые награды. М.: Внешторгиздат, 1990.
  3. Кузнецов А.А. Награды: Энциклопедический путеводитель по истории российских наград. М.: Современник, 1999.
  4. Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. М.: Панорама, 1993.

Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо

Рекомендуемые товары


Схожие по цене