Японский морской кортик офицерского состава.

  • Японский морской кортик офицерского состава.
  • Артикул: 21235
  • Нет в наличии
Императорская Япония. 30-ые годы. Отличное состояние. Редкий коллекционный предмет без реставрации и прочих вмешательств. Гарантированный оригинал из старого частного собрания.




Ни одна армия в истории не выиграла столько сражении и не захватила столь обширных территорий. Сразу после приостановки наступления на Тихоокеанском театре военных действий японцы были вынуждены перейти к обороне, к которой Япония была готова тактически, но не стратегически. Последующие три года японцы обороняли захваченные территории с невероятным упорством, потрясавшим всех, кто был вынужден вступать с ними в бои.
14 лет, с сентября 1931 по сентябрь 1945 г. японская Императорская армия вела бесконечные бои на огромном пространстве от промерзлых просторов Северного Китая и Алеутских островов до тропических лесов Бирмы и Повой Гвинеи. Будучи инструментом имперских амбиций, она захватила громадные территории Азии, и миллионы людей от Китая до удаленных островов юга Тихого океана стали подданными японского императора.

Первый вылет пилотов Специального ударного корпуса камикадзе был совершен в октябре 1944 года в заливе Лейте на Филиппинах.

Япония к этому моменту, после поражения в битве у Мидуэй, утратила инициативу в Великой Восточно-Азиатской Войне. 15 июля 1944 года американцы захватили остров Сайпан - одну из узловых баз в оборонительной системе Японской Империи. Это дало США возможность совершать авианалеты на основные японские острова, используя дальние бомбардировщики B-29. Затем логически должен был последовать захват американцами Филиппинских островов, которые также должны были стать базой для атак на Японию. Помимо этого стратегически важным было то обстоятельство, что Филиппины располагаются между Японией и территорией нефтяных месторождений Юго-Восточной Азии на Суматре и Борнео.

17 октября 1944 года силы США начали высадку на остров Сулуан, лежащий у входа в залив Лейте. На следующий день Императорская Ставка Верховного Главнокомандования объявила о начале операции "Сё №1" (Сё 勝 - яп. "победа") по обороне Филиппин. Флоту адмирала Курита, располагавшемуся на Борнео, было поручено атаковать залив Лейте и уничтожить силы США. Перед флотом адмирала Одзава была поставлена задача отвлечь внимание противника. Флотам адмиралов Нисимура и Сима отводилась роль подвижных сил. Поддержка операции была возложена на Первый воздушный флот.

Однако к тому времени Первый воздушных флот имел в своем составе только 40 самолетов, из которых 34 - истребители Mitsubishi A6M Zero, 1 разведывательный самолет, 3 торпедоносца-бомбардировщика Nakajima B6N Tenzan, 1 бомбардировщик Mitsubishi G4M тип 1 и 2 средних бомбардировщика Yokosuka P1Y1 Ginga.

Чтобы дать возможность подвижным силам уничтожить сухопутные силы американцев в заливе Лейте, было необходимо остановить продвижение оперативных соединений неприятельского флота. Задачей Первого воздушного флота стало сдерживание подходящие к Филиппинам эскадры американцев, однако с 40 самолетами это было невозможно.

В этой сложной ситуации Первый воздушный флот впервые сформировал Специальный ударный корпус Камикадзе. Командующий Первым воздушным флотом вице-адмирал Ониси Такидзиро вошел в историю под именем "отца камикадзе".

Вице-адмирал Ониси получил назначение на Манилу 17 октября 1944 года. Два дня спустя он прибыл в штаб-квартиру 201-го Военно-морского воздушного корпуса, где состоялось историческое заседание. Собрав офицеров, вице-адмирал предложил тактику пилотов-самоубийц. Он сказал, что, по его мнению, в боевых действиях против флота США, начавшего 17 октября 1944 года высадку десанта на Филиппинские острова, нет другого пути, кроме как погрузить 250-килограммовую бомбу в самолет и протаранить на нем американский авианосец. Это выводило бы корабли из строя хотя бы на неделю, давая таким образом время для операции по обороне Филиппин.

Предложение вызвало дискуссию. Командир 201-го воздушного корпуса командор (капитан 2-го ранга) Асаити Тамаи, который должен был стать ответственным за формирование отрядов камикадзе, возразил вице-адмиралу Ониси, что не может принимать такие решения в отсутствие своего непосредственного начальника капитана (капитан 1-го ранга) Сакаи Ямамото, который в тот момент находился в госпитале. Ониси заявил, что он уже все обговорил с капитаном Ямамото и получил его согласие, что было неправдой. Командор Тамаи попросил время на размышление и удалился со своим помощником лейтенантом Сидзюку, чтобы обсудить предложение вице-адмирала. Наконец, Тамаи согласился с доводами вице-адмирала и доложил ему о своем согласии. Решение о создании специального ударного отряда камикадзе было принято.

Выстроив 23-х летчиков-курсантов, проходивших обучение под его личным руководством, командор Тамаи спросил, есть ли добровольцы совершить самоубийственную атаку на корабли американского флота. Все пилоты подняли руки.

Командиром специального ударного отряда камикадзе был назначен 23-летний лейтенант Секи Юкио, выпускник Военно-морской академии. Он с самого начала не разделял взгляды командования на использование тактики камикадзе, но приказ для японского офицера - святое. Когда командор Тамаи спросил Секи, согласен ли он принять назначение, лейтенант на короткое время закрыл глаза и стоял, опустив голову. Затем посмотрел на командора и ответил, что готов выполнить поставленную задачу.

Таким образом были отобраны первые 24 пилота-смертника. Тогда же эскадрилье пилотов-смертников было официально присвоено название "Симпу" - "Ветер богов" (神風). В европейской традиции прижилось иное прочтение этого сочетания иероглифов - "камикадзе". Причиной расхождений стали японские особенности прочтения иероглифов. В японском языке существует собственно японский вариант чтения иероглифического письма (кунъёми) и китайский вариант (онъёми). По кунъёми 神風 читается как "камикадзе". По онъёми - "симпу". Также подразделения японских пилотов-смертников назывались токко-тай 特攻隊 - спецотряд. Это сокращение от токубэцу ко:гэки тай 特別攻撃隊 - Специальный ударный отряд.

Эскадрилья состояла из четырех отрядов - Сикисима 敷島, Ямато 大和, Асахи 朝日, Ямазакура 山桜.
Названия были взяты из стихотворения жившего в XVIII веке японского классического поэта и филолога Мотоори Норинага:

Если спрашивает кто-то о исконно-японском (Ямато) духе Японии (Сикисима) -

Это цветы горной сакуры (Ямазакура), благоухающие

В лучах восходящего солнца (Асахи).

敷島の 大和心を 人問はば 朝日に匂ふ 山桜花
Shikishima no Yamato-gokoro wo hito towaba, asahi ni niou yamazakura bana.

Первые вылеты эскадрильи самоубийц были неудачными, им даже не удавалось обнаружить противника. Наконец 25 октября 1944 года эскадрилья Секи Юкио в составе пяти истребителей A6M2 Model 21 Zero, несших 250-килограммовый заряд каждый, в очередной раз вылетела на задание с авиабазы Мабалакат. Сопровождение осуществлял отряд из четырех истребителей, среди которых был знаменитый ас Хироёси Нисидзава.

Эскадрилья Секи Юкио обнаружила и атаковала четыре эскортных авианосца из состава оперативного соединения Taffy 3 под командованием вице-адмирала Клифтона Спрейга. В результате этой атаки был потоплен авиносец St. Lo (CVE-63). На авианосце Kalinin Bay (CVE-68) была серьезно повреждена полетная палуба, взорван склад боеприпасов, и до 18 января 1945 года корабль был на ремонте в доках Сан-Диего. Ущерб двух других кораблей был менее значителен.

Это была первая удачная атака пилотов-самоубийц. Секи Юкио стал первым камикадзе, успешно выполнившим боевую задачу.

Как доложил Хироёси Нисидзава (погибший на следующий день после первой атаки камикадзе), Секи Юкио атаковал авианосец St. Lo. Его самолет упал на корабль, бомба пробила полетную палубу и взорвалась ниже, в ангарах, где происходила дозаправка и ремонт самолетов. Топливо вспыхнуло, последовали шесть взрывов, в том числе торпедного и бомбового хранилищ. Пожар охватил корабль, и он затонул в течение получаса.

Перед вылетом он дал интервью корреспонденту имперского информагентства "Домей". В нем Секи Юкио сказал:
"Будущее Японии незавидно, если она заставляет погибать своих лучших пилотов. Я отправляюсь на это задание не ради Императора или Империи... Я отправляюсь, потому что мне приказали!".

О тактике самоубийственных таранов Секи Юкио высказался неодобрительно:
"Если бы мне позволили, я бы сбросил 500-килограммовую бомбу на полетную палубу авианосца без всякого тарана и вернулся бы назад".

Во время полета он произнес в радиообмене:
"Лучше умереть, чем жить трусом".

Прощальные письма лейтенанта Секи Юкио

Первое письмо, написанное перед вылетом, Секи Юкио адресовал жене.

Моя дорогая Марико.

Мне очень жаль, что я должен "опасть" [эвфемизм, обозначающий смерть в бою; напоминает об опадании цветов сакуры], не успев сделать для тебя больше, чем сделал. Я знаю, что будучи супругой военного, ты была готова к такому исходу. Позаботься о своих родителях.

Я ухожу, и в моей памяти всплывают бесчисленные воспоминания о нашей с тобой жизни.

Удачи озорной Эми-тян [т.е. маленькой Эми, младшей сестре Марико]

Юкио

Своим пилотам-курсантам, летевшим вместе с наставником на последнее задание, Юкио посвятил стихотворение:

Опадайте, ученики мои,
Мои лепестки сакуры,
Как я опаду,
Послужив нашей стране.

Родителям Секи написал:

Дорогой отец и дорогая мать!

Сейчас нация находится на грани поражения, и преодолеть эту проблему мы сможем, только если каждый лично отдаст свой долг Империи за ее благодеяния.

В этой связи те, кто избрал стезю военного, лишен какого бы то ни было выбора.

Вы знаете, что я всем сердцем привязался к родителям Марико [жены Секи Юкио]. Я не могу написать им об этом тяжком известии. Поэтому, пожалуйста, сообщите им обо всем сами.

Япония - Великая Империя, и она требует от меня совершить самоубийственный таран, чтобы отплатить за Императорскую Милость. Я смирился с этим.

Покорный вам до конца,
Юкио



Наставление 1945 года
для пилотов-камикадзе


В мае 1945 года майор Хаясино, командир авиационной части Симосизу, дислоцировавшейся близ Токио, издал Наставление для пилотов-камикадзе. Называлось Наставление "Основные инструкции для летчиков Токко". В 88-страничной книге детально объяснялось, как причинить максимальный ущерб вражескому кораблю, что делать и о чем думать во время приближения к цели и в последние несколько секунд перед столкновением. Наставление сообщает, что после геройской гибели пилоты-камикадзе войдут в сонм синтоистских божеств ками, подобно их погибшим ранее товарищам, встреча с которыми камикадзе предстоит за чертой смерти.

Наставление было выдано пилотам. Его было предписано держать в кабине самолета на случай, если понадобится срочно справиться о чем-либо.

Вот наиболее интересные выдержки из документа.

Страница 3

Миссия отрядов Токко
Переступите пределы жизни и смерти. Когда вы отбросите все мысли о жизни и смерти, вы сможете полностью пренебречь своей земной жизнью. Также вы сможете сконцентрировать свое внимание на истреблении врага с непоколебимой решимостью, при этом укрепляя совершенство ваших летных навыков. Проявите все свои лучшие качества.
Поражайте вражеские корабли, как стоящие у причала, так и находящиеся в море.
Топите врага и тем готовьте дорогу для победы нашего народа.

Страница 12:
Совершайте прогулки вокруг аэродрома
Во время этих прогулок обращайте внимание на то, что вас окружает. Эта летная полоса – ключ к успеху или провалу вашей миссии.
Посвятите все свое внимание ей.
Изучите почву. Каковы характеристики грунта? Какова длина и ширина летной полосы?
Если вы взлетаете с дороги или в поле – каково точное направление вашего полета? В какой точке вы рассчитываете оторваться от земли?
Если вы будете взлетать в сумерках или ранним утром, или после захода солнца – каковы помехи, которые необходимо запомнить: электрическая опора, дерево, дом, холм?

Страница 13:
Как пилотировать столь дорогой вам полностью снаряженный самолет
Перед взлетом.
Выводя самолет на стартовую позицию на летной полосе, вы можете детально рисовать в своем воображении вашу цель.
Сделайте три глубоких вдоха. Мысленно произнесите: якюдзё, 野球場 (В переводе с японского – бейсбольное поле. Еще до войны в Японии начали играть в бейсбол, при этом игра рассматривалась как боевое искусство, укрепляющее дух и тело. Мысль о бейсболе должна была способствовать волевой концентрации).
Начните движение прямо вперед по летной полосе, иначе вы можете повредить опоры шасси.
Сразу после взлета совершите круг над летной полосой. Производить его следует на высоте не менее 200 метров, под углом 5 градусов, сохраняя нос направленным вниз.

Страница 15:
Принципы, которые должен знать каждый
Поддерживайте свое здоровье в наилучшем состоянии.
Если вы не находитесь в наилучшей физической форме, то вы не сможете достигнуть полного успеха в самоубийственном таране (таи-атари).
Также, как вы не можете хорошо драться на пустой желудок, вы не можете искусно действовать ручкой управления самолетом, если вы страдаете от диареи, и не можете хладнокровно оценивать ситуацию, если вас мучает жар.
Будьте всегда чисты сердцем и бодры.
Верный воин – чистый сердцем и любящий сын.
Добивайтесь высокого уровня духовной подготовки.
Дабы достичь вершины своих возможностей, вам необходимо активно внутренне работать над собой. Некоторые говорят, что дух важнее умения, но это неверно. Дух и умение – одно целое.
Два эти элемента должны совершенствоваться совокупно. Дух поддерживает умение, а умение поддерживает дух.

Страница 21:
Прерывание миссии и возврат на базу
В случае плохих погодных условий, когда вы не можете установить местонахождение цели, или при других неблагоприятных обстоятельствах, вы можете принять решение вернуться на базу. Не падайте духом. Не жертвуйте своей жизнью слишком легко. Мелкие эмоции не должны владеть вами. Подумайте, как вы могли бы наилучшим образом защитить Родину. Помните, что говорил вам командир авиационного крыла. Вы должны вернуться на базу с легким сердцем и без угрызений совести.

Страница 22:
Разворот на обратный курс и приземление на базе
Сбросьте бомбу в зоне, определенной для этого командующим офицером.
Летайте кругами над аэродромом.
Внимательно изучите состояние летной полосы.
Если вы чувствуете нервное волнение – помочитесь.
Затем выясните направление и скорость ветра.
Видите ли вы ямы на взлетно-посадочной полосе?
Сделайте три глубоких вдоха.

Страница 23:
Атака
Атака одним самолетом. По достижении видимости цели, удалите предохранительную чеку (бомбы).
На полной скорости направляйтесь к цели. Пике!
Заставьте противника врасплох.
Не давайте противнику времени на ответные меры. Атакуйте!
Помните: противник может менять курс, будьте готовы к маневру уклонения со стороны противника.
Будьте начеку и избегайте вражеских истребителей и огня зенитной артиллерии.

Страница 33:
Атака с пикированием
Вариант зависит от типа самолета.
Если вы подходите к противнику с высоты 6000 метров, корректируйте скорость дважды. Если с высоты 4000 метров – корректируйте скорость один раз.
Когда вы начинаете пикирование, вы должны согласовать высоту, на которой вы начинаете последнюю атаку, со своей скоростью.
Избегайте превышения скорости и слишком крутого угла пикирования, в следствие которых системы управления самолета начинают хуже реагировать на ваши прикосновения.
Однако слишком маленький угол атаки приведет к снижению скорости и недостаточному воздействию при столкновении.


Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо

Рекомендуемые товары


Схожие по цене