Орден Армянского Казачьего Объединения.

  • Орден Армянского Казачьего Объединения.
  • Артикул: 26789
  • Нет в наличии

Генерал-Лейтенант князь Мадатов ВГ.
Оригинальный.


АРМЯНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО


В настоящее время в российском обществе сложилось неоднозначное отношение к казачеству как отдельной сословной группе, одновременно значительная часть славянского населения с предубеждением относится к уроженцам Закавказья. 

Эти негативные тенденции во многом объясняются простым незнанием роли казачества, а также представителей кавказских народов в истории России. 

С начала 1990-х годов эта тенденция в отношении казаков была частично преодолена появлением множества книг, монографий и статей соответствующей тематики. В отношении же кавказских народов, в частности, армян, и их места в прошлом и настоящем России до сих пор существует определенный информационный вакуум. 

Армянский народ уже много веков сосуществует с народами России, по-братски разделяя ее радости и горести. Вместе с русскими, украинцами, татарами, казахами, представителями других народов, армяне защищали Баязет и Сталинград, гибли в Мазурских болотах и на Зееловских высотах, строили Днепрогэс и Байкало-амурскую магистраль, учили детей и ковали металл, прокладывали дороги и совершали научные открытия. 

Многие из них связали свою жизнь со службой в Русской императорской армии, а позднее - в Советской Армии, и среди сынов Армении есть целая плеяда знаменитых полководцев, генералов, адмиралов и офицеров. 

Теперь, когда волей политиков Россия и Армения разделены границей, армянская диаспора в многонациональной России играет важную роль в деле продолжения добрососедских традиций между нашими странами. 

Появление парадоксального на первый взгляд Международного армянского казачьего объединения имени генерал-лейтенанта князя Валериана (Ростома) Григорьевича Мадатова вполне объяснимо. На фоне всеобщего возрождения казачества, совершенно закономерно появление его «национальной» части - наследников славных традиций армянских воинов. 


При этом следует заметить, что объединение не преследует целей по созданию войсковых казачьих армянских формирований, а действует в сфере укрепления отношений с местными российскими казачьими организациями в деле патриотического, нравственного и культурного воспитания населения в местах совместного проживания. Сейчас, на фоне возрастания угрозы межнациональных и религиозных конфликтов, восстановление исторической правды является важной составляющей мирного сосуществования различных народов нашей многонациональной Родины. Этот процесс отвечает чаяниям, как русского, так и армянского народов.

После раздела Армении между Турцией и Ираном (1639), положение армянского народа в обеих частях Армении - Западной и Восточной - стало ещё более тяжёлым. Ограбление народных масс носило систематический, жестокий и крайне разорительный характер. Они подвергались национальному гнёту, религиозным преследованиям. Пагубно отражались на положении населения вооружённые конфликты между Ираном и Турцией, вследствие которых Армения не переставала быть ареной военных действий. 

Вторая половина XVII и весь XVIII в. отмечены настойчивыми поисками путей освобождения от иноземного гнёта. Этот период ознаменовался подъёмом армянского освободительного движения. Вот примеры проявления армянами своего свободолюбивого характера: знаменитое восстание в Зейтуне в 1862 г., вооружённые столкновения в Ване 1862 г., в Чарсанджаке в 1865 г. В октябре 1878 г. зейтунский князь Папик поднял знамя вооружённой борьбы и сверг местного каймакама (начальника уезда). Вслед за этим последовали волнения в Васпуракане, Алашкерте и в Ване в 1880 г. 

В многочисленных локальных конфликтах и войнах, которые вела Россия против Персии и Турции, в интересах освобождения славянского и других христианских, в т. ч. и армянского, народов Балканского полуострова и Кавказа, активное участие принимали и армяне. Братская дружба армянского и русского народов берёт своё начало ещё со времён Киевской Руси. В течение столетий крепли и развивались духовные, культурные, экономические и политические связи. В XVIII в. определяющим фактором русско-армянских отношений становится борьба за освобождение Армении, разделённой между Османской империей и Персией. А намеченный Петром Первым персидский поход, во имя освобождения армян, не осуществился из-за смерти царя в 1725 г.
В связи с переселениями армян, по различным причинам и обстоятельствам, на Северный Кавказ в различных районах создавались свои общины, а в ряде мест они жили смешанно с другими народами. Но так как в этих краях находилось большое количество казачьих поселений, то армяне, грузины, осетины, чеченцы тоже селились по станицам, городкам и селениям, где проживало подавляющее число казаков. Здесь они занимались различными промыслами, ремёслами, торговлей. Это, с одной стороны, содействовало более интенсивному хозяйственному развитию края, с другой - оказывало влияние на специфику хозяйства, на материальную и духовную культуру донского и терского казачества. Но и самое интересное, что эти люди включались в состав казачества. И поэтому уже в XVIII веке состав казачества становится многослойным. В среде донского, кубанского и терского казачества начали выделять: 

1. Восточно-славянскую, или русско-украинскую группу. Она преобладала количественно, политически и в культурном отношении, определяя облик всего сообщества. (Краткая история см. прил.) 
2. Интегрированные группы «горских казаков», состоявшие из грузин, армян, осетин, чеченцев и др. народов Кавказа. Они занимали второе место по численности и были связаны в местах расселения с восточными славянами сословными отношениями.
Ведущей тенденцией в их отношениях были мирное сотрудничество и дружба. Казаки принимали в свои ряды только крещёных. 

Казаки, предками которых являлись вольнолюбивые русские люди, бежавшие от усиливавшегося феодально-крепостнического гнёта за границы Русского государства, скапливались за линией сторожевых укреплений на южной и юго-восточной окраинах.
Казачья служба черкесов, осетин, грузин, армян началась ещё с 1733 г. когда кабардинскому князю Эльмурзе Бековичу-Черкасскому было поручено зазывать их на казачью службу. За это было обещано по 15 и более рублей годового жалования на человека. О переходе отдельных горцев в казачье сословие свидетельствуют архивные документы, полевые материалы, письменные источники. Так, известно о принятии в казачье общество Кизлярского полка 188 мужчин и 189 женщин из армян. В станице Шелковской и Александроневской Кизляро-Гребенского полка жили казаки - грузины и армяне. Численность местного коренного населения была наиболее высокой. Причинами перехода других народов в казачье сословие были самые разные: бегство их от угнетения местных феодалов, от резни курдов и турок, бедность и бродяжничество, нарушения местных обычаев и прав. Поэтому наличие в составе воюющих частей солдат и в рядах русского офицерского корпуса значительного числа армян было не случайным. 

В сложной для Армении политической ситуации, когда армянский народ порой оказывался под угрозой физического уничтожения, русская армия, в том числе казаки, вставали на его защиту. Со временем некоторые из них обрусели, другие продолжали считать себя армянами, вместе с тем, все они воспринимались как неотъемлемая часть русского офицерства. Этому способствовало то, что русские и армяне, как грузины, греки и молдаване, исповедовали православие, что сближало их в быту, в армейской и в культурной жизни. 

АРМЯНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО


Казачество, за относительно короткий временной промежуток, смогло сформировать такую грозную военную силу, для борьбы с которой искал союзников султан Османской империи - одна из могущественных держав того периода. Казаки отлично владели самой разнообразной тактикой ведения боевых действий: они умели сражаться конно и пеше, и в поле, и на воде, совершать неожиданные набеги, брать штурмом города-крепости, обороняться и на построенных полевых земляных укреплениях, и на крепостных стенах захваченных городов. Необычайно разнообразен был используемый казаками оружейный арсенал и приёмы умелого обращения с любыми видами холодного и огнестрельного оружия. 

Таким образом, армяне как бы слились с казачеством, сблизились со славянскими народами так глубоко, что на протяжении почти трех веков бок о бок отстаивали свою государственность, право на жизнь вместе с казачеством Российской Державы, принимая активное участие во всех кавказских войнах. Начиная с большой Кавказской войны и кончая персидской и турецкими войнами, армянские дружины, полки и отряды героически сражались в составе, как российских казачьих войск, так и царских правительственных соединений. Кроме участия в боевых подразделениях и соединениях, армяне были представлены во всех ротах, эскадронах, полках и дивизиях российских войск и в казачестве как разведчики, штатные переводчики и эмиссары для ведения переговоров и допросов с персами и турками. 

В казачьих войсках они принимались в ряды казаков, а в царской армии, в большинстве своем, были как вольнонаемные, оставаясь гражданскими лицами, и при желании последних, они входили в состав младших чинов армейских подразделений. Об этом говорят многочисленные материалы, документы и изданная литература.

Важным событием сотрудничества армян и казаков стала русско-турецкая война в 1877 - 1878 г. Эта война явилась поворотным событием в жизни христианских народов Османской империи. Она непосредственно затрагивала и интересы армян, которые проявили исключительную активность на всех этапах войны. Это и руководство крупными армейскими соединениями, когда прославленные офицеры свято выполняли свой долг перед Государем и Отечеством, и добровольческое движение, в котором участвовали жители Восточной Армении, и та деятельная поддержка, которую оказали наступающей русской армии западные армяне, из-за чего впоследствии понесли невосполнимые человеческие и материальные потери.

Среди выдающихся военачальников XIX века, особое место занимает представитель армянского народа талантливый военачальник, генерал-лейтенант Валериан Григорьевич Мадатов.В начале прошлого столетия Мадатов был прославлен как один из наиболее блистательных кавалерийских начальников. По словам современника, он был в русской армии тем, чем в наполеоновской армии - маршал Мюрат.

АРМЯНСКОЕ КАЗАЧЕСТВОРодился в 1782 году в Арцахе, в семье мелкого владетельного князя.Будучи подростком ,уехал в царскую Россию, где начал свою военную службу. Пятнадцатилетнего Мадатова зачислили портупей-прапорщиком в лейб-гвардию Преображенского полка, но вскоре перевели в Павловский гренадерский, а затем в один из армейский пехотных полков. Лишенный влиятельных связей, Мада-тов не имел никакого шанса выдвинуться. Больше 10 лет он прослужил в младших офицерских чинах. 
Впервые Мадатов принял участие в боевых действиях в 1809 году на Дунае и за отличие при штурме крепости Браилов получил свой первый орден. Затем боевые награды посыпались на него дождем. Под командованием Багратиона он сражался при Рассевате и был награжден золотой шпагой с надписью: «За храбрость».В генерал-майоры Мадатов был произведен после сражения под Лейпцигом, во время которого, раненный в руку, он не сошел с коня до конца боя. О его храбрости и необычайной быстроте действий знала вся армия. Денис Давыдов, понимавший толк в таких боях, назвал Мадатова, с которым ему довелось воевать бок о бок на полях Германии, «до невероятия неустрашимым генералом».В 1826 году Мадатов был произведен в генерал-лейтенанты. Закончил он свою боевую деятельность там, где ее начинал, - на Дунае, куда был переведен весной 1828 года. 
Скончался Мадатов в 1829 году и захоронен в Санкт-Петербурге.


 
Казаки́ (др.-русск. — козáкъ; укр. — козáк; польск. — kozak; лит. — kazokų; также в русских летописях: черка́сы) — представители казачества, сложной социальной группы, военного сословия, которое сложилось на окраинах русского государства в XV — XVII веках.
 
Первоначально проживали в степях и лесостепях Восточной Европы, в частности на территории современной Украины и России; впоследствии расселились также на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, современного Казахстана, Сибири и Дальнего Востока. До конца XVII века в Русском царстве также существовала особая категория служилых людей — городовые казаки, а в Речи Посполитой — надворные казаки, реестровые казаки, охочекомонные казаки и грунтовые казаки.
 
Широко распространена точка зрения на казаков как на «особый субэтнос, впоследствии ставший этносом», высказанную Л. Н. Гумилёвым. Точку зрения о субэтносе поддерживают ряд российских этнологов и антропологов. Однако, вопрос этноидентификации казаков является наиболее дискуссионным и вызывает самые противоречивые оценки историков и этнографов, которые указывают на различное этническое происхождение казаков, несмотря на распространённое мнение об их этнической общности.
 
В XIX — XX веках в официальных документах Российской империи слово «казак» обозначало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности и вместе с тем обозначало военнослужащего вооружённых сил Российской империи, преимущественно конницы и конной артиллерии и нижний чин казачьих войск. Вместе с тем, в русском обществе, в быту разных регионов и местностей империи, слово продолжало использоваться и в других его значениях, в частности — «свободный человек», «вольнонаёмный работник», «свободный воин», «бандит», «представитель казачьего народа» и др.
Точное происхождение современных казаков является предметом дискуссий (см. ниже). К концу XIV века образовалось несколько крупных сообществ, проживавших в центральной Евразии, возле крупных торговых путей того времени, в частности рек — в низовьях Днепра, Дона, Яика, Волги. К ним присоединилось заметное количество переселенцев из соседних к северу Московского, Литовского и Рязанского Великих княжеств, а также из прочих северо-западных земель. В результате, к началу XVI века две группы выросли в крупные вольные войска (Запорожское и Донское), которые со временем вошли в состав растущего Русского царства; были образованы и другие казачьи войска (см. ниже).
 
Существовали и приравненные к казачьим «туземные» части, которые формировались из народов, населявших Российскую Империю. Особенно много было казаков из служилых татар — крымских (Крымские конные полки), литовских (Литовско-татарский конный полк), ногайских, касимовских, мещерских (мишарей), сибирских, тептярей и нагайбаков. В «туземных» частях также служили — калмыки (ставропольские и астраханские), буряты, эвенки (Тунгусский конный казачий полк), башкиры (Башкирское казачье войско), туркмены (Текинский конный полк), представители северо-кавказских горских народов (Дагестанский Конно-Иррегулярный полк и Осетинский конный полк). В Магаданском и Анадырском острогах были «туземные» отряды из коряков и юкагиров, которые использовались в военных действиях против чукчей.
 
За всю свою историю казачьи воинские части были в вооружённых силах: России (Советского Союза), Польши, «вольного города» Гамбурга, Швеции (Мазепа и Гордиенко), Османской империи («некрасовцы» и запорожцы), Украинской Народной Республики, Парагвая, Германии (Kosakenlager), Манчжоу-го и Японии (Квантунская армия). Несмотря на отличия в вооружении и экипировке (например казаки, служившие в японской Квантунской армии, вместо традиционных шашек были вооружены самурайскими мечами-катанами) во всём мире до сих пор считаются уникальным русским формированием.
 
В XVIII в. Российская империя требовала от казаков преданности и службы, но это часто шло против их вольного образа жизни и привело к множеству восстаний, самые крупные из которых — Баловнева, Балаша, Разина, Булавина и Пугачёва. Это вызывало крупные карательные меры со стороны российских властей. Например, после восстания Булавина (в подавлении которого участвовали Ахтырский, Сумской и Острогожский слободские казачьи полки) Донское войско было официально лишено независимости. Часть земель Донского войска в верховьях Дона, по Осколу и по Северскому Донцу была передана слободским казачьим полкам, что надолго испортило отношения между слободскими и донскими казаками. На месте городков донских казаков слободские казаки ставили свои остроги. Возникали конфликты и между запорожскими казаками и центральным правительством, осваивающим земли Таврии. Казаки неоднократно громили колонии сербских поселенцев в Таврии из-за земельных споров. Кроме того, Екатерина II, памятуя о поддержке восстания Булавина со стороны Мазепы, опасалась поддержки восстания Пугачёва со стороны запорожцев. В этих условиях Екатерина II приказала расформировать Запорожское войско и окончательно упразднить институты гетманской власти, что и было исполнено. После подавления восстания Пугачёва, в том же 1775 году, в целях полного забвения случившейся смуты Яицкое казачье войско было переименовано в Уральское и лишено остатков автономии. Волжское казачье войско, как и Запорожское войско, было расформировано.
 
 
«Зачисление в казаки пленных поляков армии Наполеона, 1813 г.»
После Отечественной войны 1812 года на территории Оренбургского казачьего войска оказалось несколько тысяч французских военнопленных. Впоследствии «оренбургские французы» и их потомки были приняты в российское подданство и приписаны к Оренбургскому казачьему войску. Например такова была судьба Дезире д’Андевиля и его сына, наказного атамана Уральского казачьего войска Виктора Дандевиля. Многие из пленных поляков, служивших в Наполеоновской армии, были зачислены в сибирские казаки. Вскоре после окончания кампаний 1812—1814 гг. этим полякам было предоставлено право вернуться на родину. Но многие из них, успев уже жениться на русских, не пожелали воспользоваться этим правом и остались в сибирских казаках навсегда, получив потом чины урядников и даже офицеров. Многие из них, обладая вполне европейским образованием, назначены были преподавателями во вскоре после того открывшееся войсковое казачье училище (будущий кадетский корпус). Позже потомки этих поляков совершенно слились с прочей массой населения войска, сделавшись совершенно русскими, как по внешнему виду и языку, так и по вере и русскому духу. Только сохранившиеся фамилии вроде: Сваровских, Яновских, Костылецких, Ядровских, Легчинских, Дабшинских, Стабровских, Лясковских, Едомских, Жагульских и многих других, показывают, что предки казаков, носящих эти фамилии, были когда-то поляками.
 
C 1827 года атаманом всех казачьих войск должен был быть наследник царского престола.
 
К началу XIX века казаки образовали самостоятельное сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы (пример — Кавказская война), постоянно посылали людей во множество войн и даже служили как личный конвой царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от налогов и т. д. В результате к началу XX века казаки стали стереотипом России за границей и её власти внутри.
 
В ходе Гражданской войны казачьи области стали главной опорой Белого движения, а впоследствии крупной частью белой эмиграции. Многие казаки также были на стороне большевиков, но во время и после войны казачьи области подверглись крупным гонениям до середины 1930-х. В ходе Второй мировой войны казаки воевали как на стороне СССР, так и нацистской Германии. Казачество практически перестало выделяться среди остального населения СССР после хрущёвской оттепели
 
После распада Советского Союза началось систематическое возрождение казачества, многие казаки принимали участие в различных постсоветских конфликтах. Существуют также множество казачьих обществ на территориях современных Казахстана, России, Украины и других стран.

Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо

Рекомендуемые товары


Схожие по цене