Гвардейский реактивный миномёт "Катюша"

  • Гвардейский реактивный миномёт "Катюша"

Легендарная "Катюша"

Ещё в первые годы становления Молодой Советской республики, в 1921 году, в Москве по инициативе Н. Тихомирова была создана лаборатория по разработке ракетных снарядов на бездымном порохе, а также ЖРД - жидкостных ракетных двигателей.

В 1927 году эта лаборатория была переведена вместе со всем оборудованием в Ленинград, а в 1928 году переименована в ГДЛ - Газодинамическую лабораторию. В 1929 году подразделение по разработке Жидкостных Ракетных Двигателей возглавил В. Глушко. На первых экспериментальных ракетах качестве реактивного топлива использовали различные компоненты - азотную кислоту, четырехокись азота, кислород, бензин, толуол, керосин и даже бериллий – шел поиск нужных оптимальных компонентов. В сентябре 1931года при Центральном Совете Осавиахим создана ГИРД - Группа Изучения Реактивного Движения под руководством Цандера. А в апреле 1932 года руководителем ГИРД уже был назначен С. Королев. В ГИРДе создаются и запускаются первые отечественные жидкостные баллистические ракеты ГИРД-09 и ГИРД-10. 21 октября 1933 года Михаил Тухачевский издал приказ Реввоенсовета СССР об организации на базе ГДЛ и Московской организации ГИРД первого в мире Реактивного Научно-Исследовательского института - РНИИ РККА. Начальником РНИИ стал И. Клейменов, а заместителем его — Сергей Королев.

С начала 1934 года заместителем начальника РНИИ назначен Г.Э. Лангемак, а С. Королев стал начальником отдела по разработке крылатых ракет, Глушко руководил отделом ЖРД. Отделом В. Глушко, за первые четыре года существования РНИИ было разработано много конструкций Жидкостных Ракетных Двигателей.


Реактивные снаряды РС-82 и РС-182

В конце 1937 года под руководством Г. Лангемака и И. Клейменова в РНИИ были разработаны реактивные снаряды, в качестве топлива которых использовался бездымный порох PC-82 и PC-132. И уже 1937-1938 годах эти реактивные снаряды были приняты на ВВС СССР. Реактивные снаряды РС-82 входили в вооружение и устанавливались на истребителях И-15, И-16, И-153, а позже — на штурмовиках Ил-2; созданные впоследствии РС-132 — на бомбардировщиках СБ и штурмовиках Ил-2. Первое боевое крещение авиационные реактивные снаряды РС-82 прошли уже летом 1939 года, смонтированные на истребителях И-16 и И-153, успешно применялись в боях на Халхин-Голе.

Гвардейский реактивный миномёт БМ-13 - "Катюша"

Летом 1938 года началась разработка многозарядной реактивной установки, которая и стла потом легендарным Гвардейским реактивным миномётом БМ-13 - "Катюша"

В 1938-1941 годах в РНИИ И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, А. С. Попов и др. создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле.

В состав БМ-13"Катюша" входят следующие боевые средства:

- Боевая машина (БМ) МУ-2 (МУ-1);

- Реактивные снаряды.

Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13

Первый вариант — МУ-1 на базе грузового автомобиля ЗИС-5 имел 24 направляющих, установленных на специальной раме в поперечном положении по отношению к продольной оси автомобиля.

Ее конструкция имела недостатки, так как позволила производить пуск реактивных снарядов только перпендикулярно продольной оси автомашины, при этом струи горячих газов повреждали элементы, как самой установки, так и корпус автомобиля ЗИС-5. Не обеспечивалась безопасность при управлении огнем из кабины водителя. Пусковая установка при залпе сильно раскачивалась, что ухудшало кучность стрельбы реактивными снарядов. Заряжание пусковой установки с передней части направляющих производить было неудобно и занимало много времени. Автомашина ЗИС-5 имела ограниченную проходимость.

Более совершенная пусковая установка МУ-2 на базе грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6 имела 16 направляющих, расположенных вдоль оси автомобиля. Каждые две направляющие соединялись, образуя единую конструкцию, именовавшуюся "спаркой". В конструкцию пусковой установки был введен дополнительный узел – подрамник. Подрамник позволил вести сборку всей артиллерийской части пусковой установки, как единого агрегата на нем, а не на шасси автомобиля, как было в первом варианте. В собранном виде артиллерийская часть относительно легко монтировалась на шасси любой марки автомашины при минимальной доработке последней.

Созданная конструкция позволила уменьшить трудоемкость, время производства и стоимость пусковых установок. Вес артиллерийской части был снижен на 250 кг, стоимость – более чем на 20 процентов. Существенно повышены были и боевые и эксплуатационные качества установки. За счет введения бронирования бензобака, бензопровода, боковых и задней стенок кабины водителя была повышена живучесть пусковых установок в бою. Был увеличен сектор обстрела, повысилась устойчивость пусковой установки в походном положении, усовершенствованные подъемный и поворотный механизмы позволили увеличить скорость наведения установки на цель.


Реактивные снаряды в Красной армии

В марте 1941 года были проведены успешные полигонные испытания установок БМ-13 со снарядом М-13, а уже 21 июня 1941 года, за несколько часов до начала Великой Отечественной Войны, было подписано постановление об начале их серийного производства. Реактивный снаряд М-132 - 132-мм осколочно-фугасный снаряд и пусковая установка БМ-13 были приняты на вооружение артиллерии 21 июня 1941г. Уже 26 июня 1941 года на заводе имени Коминтерна в городе Воронеже была завершена сборка первых двух серийных пусковых установок БМ-13 на шасси ЗИС-6, и они тут же были приняты представителями Главного Артиллерийского Управления. На следующий день готовые установки были отправлены своим ходом в Москву, где 28 июня после успешно проведённых испытаний были объединены вместе с пятью изготовленными ранее в РНИИ установками в батарею для отправки на фронт. Экспериментальная артиллерийская батарея из семи машин под командованием капитана Ивана Андреевича Флерова была впервые применена в боевой обстановке на железнодорожном узле города Орша 14 июля. После первых залпов БМ-13, авиация противника открыла охоту на батарею капитана Флерова, подвергало интенсивным бомбардировкам предполагаемые районы ее базирования. Для захвата хотя бы одной «Катюши» в наш тыл было заброшено несколько диверсионных групп и объявлено

о крупной награде тому, кто добудет секретное оружие русских. Увы враг добились своего - в октябре 1941 года батарея капитана Флерова оказалась во вражеском кольце вблизи смоленской деревни Богатыри. Однако, советские ракетчики сделали все, чтобы «Катюша» не попала в руки врага. 6 октября был дан залп оставшимися снарядами, после чего машины подорвали. Командир батареи капитан Иван Андреевич Флеров в тех боях погиб, но многим из личного состава батареи удалось вырваться из окружения противника. Первые восемь полков по 36 машин были сформированы уже 8 августа 1941 года Эффективность действий батареи капитана И. А. Флерова и сформированных вслед за ней еще восьми батарей реактивных миномётов способствовали быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения. С осени 1941 года на фронтах Великой Отечественной действовало 45 дивизионов трехбатарейного состава по четыре пусковых установки в батарее. Для их вооружения в 1941 году было изготовлено 593 установки БМ-13.

Модификации БМ-13 "Катюша"

Американские автомобили Студебеккер US 6х6, поставлявшиеся в Советский Союз по Ленд-Лизу. Эти автомашины имели повышенную проходимость, обеспечивающуюся мощным двигателем, тремя ведущими осями - колесная формула 6х6, демультипликатором - механизмом трансмиссии, предназначенным для повышения крутящего момента, оснащённые лебедкой для самовытаскивания, высоким расположением всех частей и механизмов, чувствительных к воздействию воды. Созданием этой пусковой установки была окончательно завершена отработка серийной боевой машины БМ-13. В таком виде она и провоевала до конца войны. Гвардейский миномет "Катюша" По мере поступления на фронт в войска боевой техники от промышленности началось формирование полков реактивной артиллерии, состоявших из трех дивизионов, вооруженных пусковыми установками БМ-13 и зенитного дивизиона. Полк имел 1414 человек личного состава, 36 пусковых установок БМ-13 и 12 зенитных 37-мм пушек. Залп полка составлял 576 снарядов калибра 132мм. При этом живая сила и боевая техника противника уничтожалась на площади свыше 100 гектаров.

Каждый боеприпас реактивного миномёта БМ-13 по своей мощности был приблизительно равен гаубичному снаряду, при этом сама установка могла практически одновременно выпустить, в зависимости от модели и величины боеприпасов, от восьми до 32 ракет. "Катюши" действовали дивизионами, полками или бригадами.  В каждом дивизионе, оснащенном установками БМ-13, было пять таких машин, каждая из которых имела 16 направляющих для пуска 132-миллиметровых снарядов М-13, каждый весом 42 килограмма с дальностью полета 8470 метров. Соответственно, только один дивизион мог выпустить по врагу 80 снарядов. Если же дивизион был оснащён установками БМ-8 с 32 82-миллиметровыми снарядами, то один их залп составлял уже 160 ракет. Что такое 160 ракет, которые за несколько секунд обрушиваются на небольшую деревню или укрепленную высоту — представьте сами. А ведь во многих операциях во время войны артподготовку осуществляли полки, и даже бригады "Катюш", а это более сотни машин, или более трех тысяч снарядов за один залп.  Что такое три тысячи реактивных снарядов, которые перепахивают окопы и укрепления за полминуты, представить себе, наверное, не сможет никто... "Сзади вдруг раздался скрежет, гул, и через нас на высоту полетели огненные стрелы... На высоте все покрылось огнем, дымом и пылью. Среди этого хаоса вспыхивали огненные свечи от отдельных взрывов. До нас донесся страшный грохот. Когда все это улеглось и раздалась команда "Вперед", мы заняли высоту, почти не встретив сопротивления, так чисто "сыграли катюши"... "На высоте, когда мы туда поднялись, увидели, что все перепахано. Следов от окопов, в которых находились немцы, почти не осталось. Было много трупов вражеских солдат. Раненных фашистов перевязывали наши санитарки и, вместе с небольшим количеством оставшихся в живых, отправляли в тыл. На лицах немцев был испуг. Они еще не поняли, что с ними произошло, и не оправились после залпа "Катюш"."




Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо

Рекомендуемые товары


Схожие по цене