Танки лэнд-лиза

  • Танки лэнд-лиза

Помощь СССР в годы войны. Ленд-лиз.


Идея системы помощи странам, противостоящим нацистской Германии (в первую очередь Англии), путем передачи вооружения и военных материалов взаймы на время опасности взамен на определенные политические и экономические уступки, то есть идея ленд-лиза (от английских слов «lend» — давать взаймы, одалживать и «lease» — сдавать в аренду, внаем) возникла в министерстве финансов США осенью 1940 года. Именно тогда юрисконсульты этого министерства Э. Фоли и О. Кокс обнаружили в архивах закон 1892 года, принятый при президенте Б. Гаррисоне, согласно которому военный министр США, «когда по его усмотрению это будет в интересах государства, может сдавать в аренду на срок не более чем 5 лет собственность армии, если в ней не нуждается страна». Соображения Фоли и Кокса легли в основу билля о ленд-лизе, который в январе 1941 года был внесен в Конгресс США. После утверждения законопроекта в палате представителей и сенате 11 марта 1941 года его подписал президент Рузвельт. Таким образом билль стал законом Соединенных Штатов Америки. Он уполномочивал президента США передавать взаймы или в аренду предметы обороны правительству любой страны, защиту которой президент признает жизненно важной для безопасности Соединенных Штатов. В тот же день действие закона было распространено на Англию и Грецию. Выступая вечером 22 июня 1941 года по радио, У. Черчилль предложил «оказать России и русскому народу всю ту помощь, какую мы только сможем», и уже с 6 сентября 1941 года начались поставки военной техники Советскому Союзу на условиях ленд-лиза. В первые месяцы Великой Отечественной войны поставки из США в СССР были очень невелики и производились за наличный расчет в соответствии с торговым соглашением, продленным в августе 1941 года. 7 ноября того же года Рузвельт признал оборону Советского Союза жизненно важной для безопасности США. С этого дня американские поставки в СССР также стали производиться на основании закона о ленд-лизе. В годы Второй мировой войны Красная Армия довольно активно применяла на полях сражений, помимо своей отечественной бронетехники, ещё и полученную от союзников, по так называемому ленд-лизу. В советское время, в основном, существовало мнение, что эта техника имела крайне низкие боевые качества по сравнению не только с нашей отечественной но и с германской, так ли это было на самом деле? Если быть объективным то не совсем так, однако, тем не менее, часть поставленных союзниками танков действительно по своим ТТХ мало подходили для восточно-европейского театра военных действий. К таким «мало подходившим» можно было отнести и английский пехотный танк Мк. II, который относился к средним танкам тяжелого бронирования. Англичане прозвали его «Матильда», а наши бойцы, после того как освоили и сходили на нём в первые бои навешали ему сразу несколько обидных прозвищ типа «каракатица» и «шарманка». С самого начала поступления первых «Матильд» в Красную армию наши танкисты намучились с ними не мало, вот поэтому и дали, столько обидных прозвищ этому британскому бронированному чудищу. Во первых, эти Двигатель глох и экипаж, чертыхаясь и поминая своего железного английского коня недобрыми словами, лез доставать шанцевый инструмент и буксирные троса.   Экипажам «Матильд» нередко приходилось, чуть ли не через каждые 4–5 километров останавливаться и очищать ходовую часть своих танков ломом и лопатой».  Но и это еще не всё, зимой, в сильные морозы, трубопроводы жидкостной системы охлаждения, расположенные близко к днищу, замерзали на «Матильде» даже при включенном двигателе. Представляете, каково было экипажу, чтобы подготовить эту капризную, тепличную машину к бою?Однако наши союзники англичане здесь ни при чем, они нам поставили такую технику, которую мы им сами и заказали. А вот кто непосредственно занимался подбором необходимой бронетанковой техники для РККА, как получилось что танк, предназначенный для ведения боевых действий в африканских пустынях попал воевать на российское бездорожье, в леса и болота, этот вопрос так до сих пор и остается без четкого и ясного ответа. Необходимо также отметить, что много этих танков выходило из строя и по вине самих экипажей, из-за их крайне низкого уровня подготовки. И это понятно почему, пятнадцати дней, отведенных командованием на освоение иностранной техники, являвшейся более сложной, чем отечественная, было явно недостаточно.    Существует и другое, совершенно противоположное мнение об этом английском танке. Так, некоторые специалисты считают, что в 1940—1941 годах эта другого отчета стало также известно, что: «…танки МК.II в боях показали себя с положительной стороны. Каждый экипаж за день боя расходовал до 200–250 снарядов и по 1–1,5 боекомплекта патронов. Каждый танк отработал по 550–600 моточасов вместо положенных 220. Броня танков показала исключительную стойкость. У отдельных машин имелось 17–19 попаданий снарядами калибра 50 мм и ни одного случая пробития лобовой брони. На всех танках имеются случаи заклинивания башен, масок и вывод из строя орудий и пулемётов». Тяжелый пехотный танк Mk II «Матильда» был принят на вооружение английской армии накануне второй мировой войны. В наибольших количествах он использовался в Северной Африке и на советско-германском фронте. Это была 27-тонная боевая машина, защищенная 78-мм лобовой броней и вооруженная 40-мм пушкой (точнее, 42-мм, так как именно этой цифре соответствует английский калибр в 2 фунта). В зависимости от модификации на «Матильде» устанавливались два 6-цилиндровых дизеля АЕС или «Лейланд» суммарной мощностью 174 или 190 л. с. соответственно. Максимальная скорость составляла 24 км/ч — больше для танка непосредственной поддержки пехоты и не требовалось. В 1940—1941 годах эта машина имела самую толстую броню в мире и превосходила по броневой защите наш КВ. Ее могли «взять» только снаряды 88-мм зенитной пушки. Все же танковые и противотанковые орудия вермахта в тот период оказались бессильны против «королевы поля боя», как называли «Матильду» англичане. 40-мм английская пушка по бронепробиваемо-сти ничуть не уступала нашей 45-мм и, как и последняя, до лета 1942 года могла поражать все типы немецких танков. Малый объем трехместной башни и небольшой диаметр башенного погона не позволили разместить в ней артсистему более крупного калибра, что и предопределило судьбу машины. К 1943 году она устарела и в боевых частях английской армии уже не применялась. Впрочем, австралийцы использовали «Матильды» в боях с японцами вплоть до 1945 года, а в учебных целях — до 1953 года. Кроме того, этот танк послужил базой для создания обширного семейства машин специального назначения. «Матильда» — единственный английский танк, который находился в эксплуатации с первого до последнего дня войны. Всего до августа 1943 года было построено 2987 танков «Матильда», из которых 1084 поставлено Советскому Союзу.  Танк Mk III «Валентайн» по назначению также был пехотным, но относился к легким, так как его масса составляла 16 т. Однако по броневой защите (65 мм) «Валентайн» превосходил многие тяжелые машины тех лет. Его максимальная скорость была такой же, как у «Матильды» — 24 км/ч. На «Валентайн» Mk I устанавливался карбюраторный двигатель мощностью 135 л. с., на остальных — дизели АЕС и GMC мощностью 131, 138 и 165 л. с. Несмотря на увеличение мощности двигателя на последних модификациях, динамические характеристики машины почти не изменились, поскольку возросла и масса. Начиная с «Валентайна» Mk VIII, на танк устанавливалась 57-мм пушка вместо 40-мм, а «Валентайн» Mk XI был вооружен 75-мм орудием. Одна из главных особенностей конструкции Mk III — отсутствие каркасов для сборки корпуса и башни. Броневые листы были обработаны по соответствующим шаблонам и размерам так, что они взаимно замыкались. Этот танк стал первой полноценной боевой машиной, в которой моторно-трансмиссионная группа была смонтирована из автоагрегатов. В противоположность «Матильде» ходовая часть «Валентайна» была совсем не забронирована, более того, тормозные барабаны располагались вне корпуса. Недостатком машины считалась и слишком плотная компоновка боевого отделения, особенно у модификаций с трехместной башней (III и V). До начала 1945 года в Англии было выпущено 6855 танков «Валентайн» (включая и специальные машины), в Канаде с осени 1941 до середины 1943 года построили 1420 единиц. Таким образом, это был самый массовый английский танк. В СССР было поставлено 2394 английских и 1388 канадских «Валентайнов». Канадские отличались от английских только спаренными пулеметами: вместо английского BESA калибра 7,92 мм на них стоял американский «браунинг» М1914А1 калибра 7,62 мм. Именно «Валентайн» из всех английских танков завоевал наибольшую популярность у советских танкистов. Его высокая боевая живучесть была доказана, например, действиями 19-го танкового корпуса в Мелитопольской oпeрации. На ее начало, 24 октября 1943 года, в трех танковых бригадах корпуса насчитывалось 101 средний танк Т-34 и 63 «Валентайна»   Было на вооружении Красной Армии и еще одно британское бронированное чудище, поставленное по ленд-лизу, - это тяжелый пехотный Мк IV «Черчилль». Именно о нем, как утверждают, У. Черчилль сказал: «У танка, носящего мое имя, недостатков больше, чем у меня самого». Трудно сказать, было ли это на самом деле, но у наших танкистов этот танк котировался достаточно высоко. Причина этому была, пожалуй, только одна, это мощная броневая защита этой машины. При массе 40 т «Черчилль» был защищен 152-мм броней (это самый высокий показатель у всех английских танков Второй мировой войны). Мощность двигателя у этой машины была всего то 350 л. с., что было явно недостаточно для такого сухопутного броненосца, поэтому и передвигался он со скоростью всего не более 25 км/ч. Однако бронирование «Черчилля» перевешивало все эти недостатки. Уж очень архаичной была его конструкция! Стремясь увеличить объем корпуса, инженеры фирмы «Воксхолл Моторс» расположили элементы ходовой части под корпусом, в результате чего гусеница стала огибать последний (как у танков периода первой мировой войны). Но поставленной цели они добились: в достаточно просторном силовом отделении разместился 12-цилиндровый горизонтальный двигатель «Бедфорд», а широкий подбашенный лист дал возможность установить башню с 57-мм (начиная с модели «Черчилль» III), а затем и 75-мм пушками. На модификациях «Черчилль» I и II устанавливалась 40-мм пушка. Кроме того, на первом в корпусе размещалась еще и 76-мм гаубица. Это было связано с тем, что до 1943 года у англичан не было 57-мм танковой пушки и приходилось повышать огневую мощь танка другими средствами. При массе 40 т «Черчилль» был защищен 152-мм броней (это самый высокий показатель у всех нглийских танков второй мировой войны). Двигатель мощностью 350 л. с. позволял машине двигаться со скоростью 25 км/ч. Ходовая часть «Черчилля» была достаточно надежная, однако имела существенные недостатки: высокий подъем лобовой ветви гусеницы повышал ее уязвимость от неприятельского огня; гусеницы часто заклинивали башню. «Черчилль» производился до конца войны (выпущено 5460 штук) и состоял на вооружении английской армии до 1952 года. В СССР в 1942—1943 годах был поставлен 301 танк «Черчилль» III.    В книге историка М.Барятинского есть интересное описани из хода боевых действий 50-го отдельного гвардейского танкового полка прорыва. 22 марта 1943 года пять танков «Черчилль» из этого полка под командованием гвардии капитана Белогуба атаковали противника Боевые машины использовались совместно с Т-60 и Т-70. “Матильды” и “Валентайны” применялись в 1942-1943 годах в условиях зимы и лета, преимущественно на Западном, Брянском и Северо-Кавказском фронтах и в 5-м мехкорпусе на Юго-Западном фронте. Танки “Черчилль” применялись зимой 1942-1943 годов на Донском и Волховском фронтах в составе отдельных танковых полков прорыва. Летом-осенью 1943 года “Черчилли” также принимали участие в Курской битве, в освобождении Киева.  На заключительном этапе войны в войсках из английских танков остались только в основном “Валентайны”, вооруженные 57-мм пушками. Так, в Висло-Одерской наступательной операции в составе 2-й гвардейской танковой армии находился 1-й мехкорпус, укомплектованный танками “Валентайн IX” и американскими М4А2.  Первыми американскими танками, прибывшими в СССР по программе ленд-лиза, были легкий МЗ «Стюарт» и средний МЗ «Ли» (модификации этого танка, носившие название «Грант», в Советский Союз не поставлялись).   Первый из них можно считать классическим кавалерийским танком. Англичане, применявшие его в Северной Африке в ноябре 1941 года, за высокую скорость прощали ему все: и недостаточную (по английским понятиям) броню, и не слишком мощное вооружение,и высокую пожароопасность авиационного двигателя. «Стюарт» позволял постоянно «висеть на хвосте» отступавших немецких и итальянских дивизий. Динамические характеристики машины были весьма высоки: 7-цилиндровый звездообразный авиационный двигатель «Континентал» W-670 мощностью 250 л. с. разгонял 12-т МЗ до 58 км/ч. Подвижность танка и работоспособность ходовой части были исключительно высоки. Однако мощности его 37-мм пушки, по бронепробиваемости не уступавшей советской 45-мм, к 1942 году было уже недостаточно. Установить же более эффективную артсистему не позволяли размеры башни. МЗ производился вплоть до 1943 года, когда его сменил более совершенный М5, сохранивший, впрочем, ряд недостатков своего предшественника. «Стюарт» применялся союзниками на всех театрах военных действий: в Африке, в Бирме, на Тихом океане, в Европе. Он считался самой массовой и популярной легкой машиной второй мировой войны. Всего было выпущено 13859 танков трех модификаций (из них 711 с дизелем «Гиберсон»). В СССР в 1942—1943 годы было поставлено 1676 танков модификации МЗА1, которые по вооружению, бронированию и подвижности превосходили или же не уступали советским Т-60 и Т-70. Несмотря на общую простоту и надежность при эксплуатации легких танков МЗ в Красной Армии, выявился специфический недостаток: требовательность к топливу. В то время как автомобильные двигатели советских танков Т-60 и Т-70 работали на низкосортном бензине, авиационная «звезда» «Стюарта» требовала высокооктанового авиационного топлива, которое в СССР не производилось. На бензине советского производства двигатель быстро выходил из строя.  Средний танк МЗ «Ли» советские танкисты окрестили «братской могилой на семерых». Вступив в мировую войну, практически не имея танков и танковой промышленности, американцы, создавая свои образцы, использовали наиболее легко осуществимые технические решения. Времени на глубокую проработку проектов у них не было. Отсюда и столь архаичное, но простое решение: раз 37-мм пушка для среднего танка слаба, а нужна 75-мм, но башни подходящего размера нет — давайте разместим ее в спонсоне. А чтобы как-то компенсировать ограниченный угол обстрела, сверху поставим башню с 37-мм пушкой, а на нее еще пулеметную башенку. В результате появился этот 27-и тонный вооруженный «до зубов» монстр трехметровой высоты. Впрочем, 340-сильный 9-цилиндровый звездообразный авиамотор Райт «Континентал» разгонял все это многопушечное великолепие до 42 км/ч. Так что по подвижности средний МЗ не уступал немецким танкам. Что касается вооружения, то при всех очевидных для 1941 года недостатках компоновки мощности его вплоть до середины 1942 года вполне хватало. Во всяком случае, англичане, первыми получившие танки «Генерал Ли», не жаловались. Он оказался самым сильным в тот период танком британских войск в Северной Африке. Его 75-мм пушка раскалывала как орех броню любого немецкого танка. Впрочем, сам МЗ не очень уверенно «держал» неприятельские снаряды - этого не позволяла 37-мм броня (для сравнения: у легкого МЗ — 44 мм). Значительно ниже, чем у последнего, была и живучесть ходовой части, конструкция подшипниковых узлов которой не позволяла осуществлять их смазку. С 1941 по 1942 год было изготовлено 6258 средних танков МЗ шести модификаций, идентичных по характеристикам и различавшихся лишь технологией производства. На примере этой машины видно, сколь быстро раскручивался маховик танкового производства на предприятиях американской автомобильной и паровозостроительной промышленности. Выпуск средних МЗ практически одновременно был начат на предприятиях шести фирм: «Крайслер», «Америкен локомоутив», «Болдвин», «Преет стил» и «Пульман».  Американцы отлично осознавали недостатки «Генерала Ли», поэтому с момента его запуска в серийное производство начались работы по созданию нового, более совершенного среднего танка с 75-мм пушкой в башне кругового вращения. В сентябре 1941 года его опытный образец, получивший индекс Т6, был передан для испытаний на . Абердинский полигон. Установочную партию начали изготавливать в ноябре. В американской армии танк получил обозначение М4 «Генерал Шерман». Принципиально все модели этой машины не отличались друг от друга. Различие составлял лишь тип силовой установки, что определялось разными возможностями заводов-изготовителей в технологии. Пушки, башни, размещение узлов и агрегатов, ходовая часть были одинаковыми. По внешнему виду резко выделялся только М4А1, имевший литой корпус. Американские танки начали прибывать в СССР в начале 1942 года. Первыми - легкие М3А1 и средние М3. Летом - осенью 1942 года эти машины участвовали в Сталинградской битве и битве за Кавказ. Зимой 1943 года начались поставки в СССР среднего танка “Шерман” (причем лишь одной модификации - М4А2, вооруженного 75-мм либо 76-мм пушкой), безусловно, лучшего из всех эксплуатировавшихся Красной армией танков иностранных марок.  Первое боевое крещение «Шерманы» получили в Северной Африке и зарекомендовали себя сильнейшими танками союзников на этом театре военных действий. В начале 1943 года они появились и на советско-германском фронте. Поскольку в армии США стандартным считался карбюраторный двигатель, то модель М4А2 с силовой установкой из двух 6-цилиндровых дизелей GMC 6046 мощностью 375 л. с. применения в ней практически не нашла. Она использовалась лишь в учебных центрах и в незначительном количестве в корпусе морской пехоты. Главным же образом М4А2 поставлялись на экспорт - в Великобританию и СССР. По вооружению и бронированию М4А2 не уступал Т-34. Меньший, чем у советского «коллеги», угол наклона броневых листов компенсировался их большей толщиной, а до появления на поле боя «Тигров» и «Пантер» 75-мм пушка поражала все типы немецких танков. С этими же машинами она бороться уже не могла (как, впрочем, и пушка советского Т-34). Проблема была решена с установкой новой 76-мм пушки с начальной скоростью бронебойного снаряда 810 м/с. Первые «Шерманы» защищались 50—79-мм вязкой броней, которую хвалили советские танкисты; танки выпуска 1944—1945 годов имели броню толщиной 75—100 мм. Проходимость М4А2 первых выпусков, имевших обрезиненную гусеницу, была ограниченной. Гусеницу вскоре заменили на новую, необрезиненную, но с резинометаллическим шарниром, повышавшим живучесть. Кроме того, к гусеницам стали прилагаться шпоры-грунтозацепы. С резинометаллическими гусеницами танк развивал по шоссе скорость до 50 км/ч. Существенные недостатки имела подвеска. В конце марта 1945 года в ее конструкцию внесли значительные изменения: вместо двух катков в тележке было поставлено четыре (два сдвоенных), буферные пружины из вертикального положения переведены в горизонтальное. В каждой тележке установили гидравлический амортизатор. Кроме того, были решены и вопросы смазки. Важным достоинством американских и английских танков являлось наличие на башне зенитного пулемета. На советских боевых машинах он появился только в 1944 году (на ряде танков ИС-2 и тяжелых САУ). В целом «Шерман» был надежной боевой машиной, простой в эксплуатации и обслуживании, что подтверждается отчетом НИИБТПолигона ГВТУ Красной Армии по испытаниям танка М4А2 зимой и летом 1943 года. За это время танк прошел 3050 км без сколько-нибудь серьезных поломок. Всего было изготовлено 10968 танков М4А2. В Советский Союз прибыли 4063 машины, из них с 75-мм пушкой — 1990 единиц, с 76-мм — 2073. В мае - июне 1945 года Красная Армия получила и танки с новой горизонтальной подвеской, которые в составе 9-го механизированного корпуса приняли участие в разгроме Квантунской армии. Помимо «Шерманов» Красная Армия получила и 52 САУ М10 «Вулверин» с 75-мм пушкой в открытой сверху вращающейся башне, созданные на базе танков М4. Данных о применении этих самоходок-истребителей танков на советско-германском фронте, к сожалению, пока обнаружить не удалось. Рассказ об американских танках ленд-лиза был бы неполным без упоминания о нескольких машинах, полученных для испытаний. Для этих целей было поставлено 5 танков М5, два М24 «Чаффи» и один М26 «Генерал Першинг». Необходимо упомянуть также и 115 бронированных ремонтно-эвакуа-ционных машин М31 на базе среднего МЗ и 25 мостоукладчиков «Валентайн-бриджлейер».  “Шерманы” стали самыми массовыми ленд-лизовскими танками в Красной армии и воевали вплоть до конца Второй мировой. Особенно полюбили «Шерман» наши пехотинцы, те кто из них передвигался на нем в качестве десанта. По воспоминаниям многих ветеранов, со второй половины 1944 года танки М4А2 активно использовались для борьбы с «фаустниками». Делалось это так. На танк садилось четыре-пять ленд-лизовские танки составили 12,3% от общего количество произведенных/поставленных в СССР танков в 1941-1945 годах.  Согласно, другим источникам, всего союзники планировали поставить на вооружение РККА 21 491 ед. бронетехники. Однако при проводке северных конвоев было потеряно 443 легких танка М3А1, 417 американских средних танков, 54 полугусеничных бронетранспортера, 228 “Скаутов” М3А1, 320 “Валентайнов”, 43 “Черчилля”, 252 “Матильды” и 224 “Универсала”. 

Всего же за годы Второй мировой войны Советский Союз реально получил по ленд-лизу 19 510 единиц бронетанковой техники, что составляло около 16% танков, 8% САУ и 100% бронетранспортеров от нашего производства .

Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо

Рекомендуемые товары


Схожие по цене