Агит плакат 3 Рейха

Методы пропаганды Йозефа Геббельса

Тоталитарное государство, режим, которого стремится к полному (тотальному) контролю над всеми аспектами жизни общества, как известно, в целях собственного функционирования создает специальный инструментарий.

Важнейшее место в этом инструментарии, наряду с партией и ее организациями, занимают средства массовой коммуникации.

В отличие от демократического общества, где средства коммуникации выполняют функции информации, в тоталитарном государстве они превращаются в аппарат тотальной пропаганды.

Основные принципы национал-социалистической пропаганды начали складываться в 20-е гг., одновременно с возникновением и становлением Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП).

Эти принципы, как указывалось выше, в наиболее полном виде были изложены Адольфом Гитлером в его книге «Mein Kampf» в главе «Военная пропаганда».

Гитлер пришел к выводу, что для эффективного воздействия на массы необходимо создать специальный орган «тотальной пропаганды», все «искусство» которой должно заключаться в том, чтобы «заставить массу поверить» национал-социализму.

Вскоре после прихода нацистов к власти в Германии было создано министерство пропаганды и народного просвещения, которое возглавил руководитель управления пропаганды НСДАП Геббельс.

Министерство объединило существующие пропагандистские организации рейха, став фактическим монополистом в сфере пропаганды с тем, чтобы «пронизать идеями национал-социализма все стороны жизни немецкой нации».

В состав министерства входили отдел политической пропаганды, высшая политическая школа, пресса, радио, книгоиздательство, искусство, музыка, театр и кино.

Новый министр Геббельс назвал свою должность «революционной», ибо в его руки передавалось «национальное воспитание народа».

Как утверждают историки, возглавляемое им Министерство пропаганды и народного просвещения не имело аналогов в мировой истории.

Главные принципы пропаганды, сформулированные его шефом: простота, повторение, живая речь.

Простота, размах, концентрация, реализовывались в ежедневной работе огромной империи средств массовой информации.

Правда в СМИ допускалась ровно настолько, насколько она соответствовала интересам режима.

Ложь была гораздо удобнее – она не знала границ и позволяла сотрудникам Геббельса чувствовать себя архитекторами человеческих душ. Была запрещена либеральная пресса. Ставка была сделана на согласованность пропагандистских кампаний.

Эти кампании напоминали коммерческую рекламу, обращаясь к подсознанию потребителей.

Одной из первых, организованных Геббельсом акций было сожжение неугодных новому режиму книг студентами университетов 10 мая 1933 г. Список запрещенных и изымаемых из библиотек книг исчислялся десятками тысяч названий.

«Пропаганда должна доходить до каждого». Для реализации этого принципа использовались технические новшества вроде радио, позволявшего напрямую воздействовать на настроения миллионов домохозяек, проводивших свое время на кухне, обязательные пропагандистские журналы (Wochenschau) перед киносеансами, книга Гитлера «Моя борьба» использовалась в качестве обязательного подарка молодоженам.

Пропаганда воздействовала даже на гастрономические вкусы населения – была развернута кампания за отказ от натурального кофе, а сливочное масло попало в разряд продуктов, подрывающих обороноспособность Германии.

Специфической чертой тоталитарной пропаганды является то, что она не просто манипулирует общественным мнением – она его создает, превращаясь в «центральный инструмент социального контроля».

Нацистская пропаганда была вездесущей, простираясь от скромной кухни до сооружения в Нюрнберге, где ежегодно проходили съезды НСДАП.

Очевидцы воспринимали их как незабываемое шоу – днем бесконечные парады и апофеоз появления Гитлера на трибуне, а ночью замки из лучей света, создаваемых тысячами прожекторов, и массовые факельные шествия.

Главным для участников того или иного съезда, число которых доходило до сотни тысяч, было не обсуждение политического курса и принятие решений, а эмоциональный подъем и чувство сопричастности к происходящему.

«Фюрер думает за нас»– так рассуждали немцы.

При образовании министерства пропаганды Геббельсу пришлось буквально отвоевывать полномочия у других ведомств. Так из ведения министерства внутренних дел были изъяты общие вопросы внутренней пропаганды, право надзора за прессой, радио, кино. Министерство экономики лишилось контроля над рекламой, проведением выставок и ярмарок. Министерство иностранных дел передало Геббельсу всю пропагандистскую работу за рубежом и лишилось собственного отдела печати.

Длительное время продолжалась борьба между Геббельсом и вермахтом за руководство военной пропагандой. Конфликт формально закончился компромиссом зимой 1938-1939 гг., когда было подписано специальное соглашение о «разделе полномочий». В случае войны вся военная пропаганда внутри страны отдавалась министерству Геббельса .

В районах военных действий пропагандой занимался отдел военной пропаганды вермахта, который согласовывал основную пропагандистскую линию с Геббельсом.

За 10 лет существования министерство получило из бюджета 1,3 млрд. марок. На 1 апреля 1939 г. общее число работающих в центральном аппарате министерства составляло 956 человек. Через год численность выросла до 1356, а к апрелю 1941 г. в нем было занято 1902 человека.

В министерстве пропаганды были собраны лучшие пропагандистские кадры нацистов. Его костяк в 1933 г. составили бывшие сотрудники управления пропаганды НСДАП, где каждый 10-ый имел золотой партийный значок.

Средний возраст сотрудников составлял 39 лет, большинство из них принадлежало к верхнему слою среднего класса, половина имела университетские дипломы.

При министерстве имелся совет по издательскому делу, под контролем которого находилось 2800 издательств.

В руках министерства находилась система получения информации. В 1934 г. были объединены два крупнейших информационных агентства.

В результате объединения возникло официальное агентство «Немецкое информационное бюро».

Ведущим отделом министерства был отдел пропаганды.

Под контролем министерства пропаганды находилось все немецкое радиовещание и немецкая пресса.

После прихода к власти нацисты запретили газеты КПГ, СДПГ, многие либерально-демократические издания.

Со свободой прессой было покончено. Редакторскую должность мог занять только ариец по происхождению. Нацисты провели чистку журналистских рядов, изгнав из редакций к 1939 г. более 1400 неугодных журналистов. Заниматься журналистикой могли фактически только члены НСРПГ.

Ежедневно в министерстве пропаганды высшие чиновники и сам Геббельс проводили закрытые пресс-конференции, на которых собиралось около 200 человек. На пресс-конференциях сообщалось о внутренних и международных событиях. Все указания министерства подлежали обязательному выполнению.

С началом второй мировой войны министерство ввело систему «лозунгов дня», которые определяли объект, язык и стиль пропаганды, определенную тактическую пропагандистскую линию.

«Унификация» средств массовой информации позволила создать эффективный аппарат тотальной пропаганды национал-социалистической идеологии и обеспечить поддержку агрессивного внешнеполитического курса фашистской Германии со стороны большинства немецкого населения.

Еще до своего прихода к власти Гитлер рассматривал прессу как одно из самых мощных орудий в борьбе за установление в Германии нацистского режима и личной диктатуры.

Став канцлером, он вслед за радиовещанием, кинематографией, музыкой, театром, литературой и изобразительным искусством объявил прессу Третьего рейха объектом политики гляйхшалтунг (нацистская политическая концепция подчинения всех сфер жизни Германии интересам национал-социалистического режима). Газеты и журналы Германии оказались под жестким контролем министра народного просвещения и пропаганды доктора Пауля Йозефа Геббельса.

Все оппозиционные нацистскому режиму издания были запрещены. Весь персонал еврейского происхождения был из газеты уволен.

Геббельс осуществлял неусыпный контроль над более чем 3600 газетами и сотнями журналов Германии. Каждое утро он принимал редакторов ежедневных берлинских газет и корреспондентов отделов новостей из других городов и давал им четкие указания, чему уделять внимание в новостях сегодняшнего дня.

Особую заинтересованность Геббельс проявлял в отношении иностранных корреспондентов, работавших в Берлине.

После прихода Гитлера к власти, он предоставил министру народного просвещения и пропаганды доктору Геббельсу полный контроль за работой немецких радиостанций.

Заявив о том, что устное слово оказывает на население более сильное воздействие, чем печатное, Геббельс выбрал радиовещание в качестве основного орудия нацистской пропаганды. «То, чем была пресса в девятнадцатом веке, радиовещание станет в двадцатом», - говорил Геббельс.

День и ночь радиостанции Германии, не переставая, твердили о нацистском фюрере как о национальном достоянии, восхваляли нацистский образ жизни, необычайный патриотизм, национализм и величайшие задачи, стоящие перед немцами.

Германское радиовещание также служило инструментом пропаганды на зарубежные страны. Заботой Геббельса стало произвести благоприятное впечатление от нацистского режима на иностранного слушателя.

После начала 2-й мировой войны ведомство Геббельса столкнулось с серьезными проблемами, связанными с радио. Многие немцы, которым изрядно надоела нудная нацистская пропаганда и искаженные новости, предпочитали слушать английское или советское радио.

Прослушивание зарубежных радиостанций считалось изменой и строго наказывалось: 1500 немцев были отправлены в концлагеря, тюрьмы или на исправительные работы.

Под руководством Геббельса театр, вслед за кинематографией, радиовещанием, изобразительным искусством, литературой и прессой, оказался объектом политики гляйхшалтунг. Первым шагом нацистских властей было изгнание из театральной среды всех евреев - режиссеров, директоров и актеров, многие из которых с успехом работали и в кино и в театре.

После прихода нацистов к власти немецкая кинематография, стала составной частью программы гляйхшалтунг.

«Я хочу использовать кино как инструмент пропаганды», - говорил Геббельс, которому Гитлер поручил контроль за кинематографией на всех стадиях - от производства до проката. Первым шагом властей было очищение кинопроцесса от еврейской национальности.

В первые годы Второй мировой войны нацистские фильмы восхваляли триумфальные подвиги солдата вермахта и в окарикатуренном виде представляли противника, как слабого, подлого и трусливого. Немецкая кинохроника ежедневно преподносила публике сообщения об одержанных победах на фронтах.

Искусство также было превращено в часть пропагандистской машины.

Личным пристрастием фюрера, наряду с любовью к музыке Рихарда Вагнера, была архитектура.

Он принимал самое активное участие в разработке масштабных планов перестройки Берлина и других германских городов, призванных продемонстрировать вечность новой империи. Гранит, необходимый для помпезных сооружений, почти ничего не стоил, ведь он добывался в каменоломнях заключенными концлагерей.

Таким образом, восхождение национал-социалистов к политической власти и весь период существования Третьего рейха сопровождались интенсивной пропагандистской кампанией, которой заправлял министр народного просвещения и пропаганды доктор Пауль Йозеф Геббельс.

Большинству побед Гитлер и его движение обязаны незаурядным способностям министра пропаганды Геббельсу.

Оценив по достоинству возможности пропаганды, Геббельс утверждал, что пропаганда - это искусство, которое тем эффективнее, чем меньше люди догадываются, что их обрабатывают. Геббельс превратил политические митинги и собрания в пышные зрелищные мероприятия, карнавалы с музыкой, флагами и парадами, которые внедряли в сознание людей, что Гитлер является сверхчеловеком, мессией, призванным спасти Германию.

Задачей Геббельса было держать народ в состоянии нервного возбуждения, и в этом он весьма преуспел.

Тщеславный министр пропаганды подчинил своей власти все сферы идеологического воздействия на сознание масс - прессу, радиовещание, литературу, музыку, кинематографию, театр, изобразительное искусство, коммерческую деятельность, туризм.

Под его началом работало тысячи официальных пропагандистов.

Нацистская пропаганда фашизма сыграла огромную роль в общей направленности германской истории.

Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо

Рекомендуемые товары


Схожие по цене