Езда по бездорожью. Советы опытного водителя

  • Езда по бездорожью. Советы опытного водителя
  • Езда по бездорожью. Советы опытного водителя
  • Езда по бездорожью. Советы опытного водителя
  • Езда по бездорожью. Советы опытного водителя
  • Езда по бездорожью. Советы опытного водителя
  • Езда по бездорожью. Советы опытного водителя
  • Езда по бездорожью. Советы опытного водителя
  • Езда по бездорожью. Советы опытного водителя
  • Езда по бездорожью. Советы опытного водителя

Публикация на тему поездок по России по бездорожью 

Владимир Павлович, ЗИЛ -131 в определенной мере классический грузовик высокой проходимости. Он прост и легок в управлении, надежен в эксплуатации, наконец, доступен для обучения. Но, как и любой другой автомобиль, часто фигурирует в сводках дорожно-транспортных происшествий. Еще объяснимо, когда их виновниками являются 18-20-летние парни, только осваивающие азы водительского мастерства. Но ведь от них не отстают и опытные профессионалы. Наиболее серьезные аварии, в которые попадают грузовые автомобили высокой проходимости, по данным статистики, происходят не на бездорожье, а в самых обычных условиях. Здесь возникновение критической ситуации водители связывают с потерей управления автомобилем. Причина, как правило, одна - скользкая дорога. Гололедица, листопад, дождь и мокрый снег, разлитое масло, битум резко снижают коэффициент сцепления шины с дорогой, попросту говоря, провоцируют скольжение или, того хуже, занос.  Грузовик в бездорожье  — Должен сказать сразу, что справиться с ним на ЗИЛ -131 очень и очень тяжело. Это не легковой автомобиль с малыми габаритами, который можно своевременным и четким рулением, грамотным действием газом удержать на проезжей части. С большим грузовиком все обстоит намного сложнее. Чаще всего водитель вынужден намеренно покидать дорогу, перепрыгивать на скорости через кювет, словом, уводить машину в безопасное для остальных участников движения место. Чисто психологически подобные маневры доступны единицам. Я считаю, что занос на ЗИЛ-131 для молодого, неопытного водителя уже закритическая ситуация, научить справляться с которой очень непросто. Поэтому разумнее научиться ее предупреждать. Не только ЗИЛ-131, но и все полноприводные грузовики достаточно устойчивы на скользкой дороге. Само собой разумеется, если включен передний мост. В этом случае полная масса автомобиля распределена равномерно по всем ведущим осям. Это, конечно, не значит, что ЗИЛ -131 вообще не подвержен заносу. Более того, в его устойчивости чаще всего и кроется предпосылка к возникновению критической ситуации. Уверенность водителя в своей безопасности на скользкой дороге постепенно перерастает в чувство вседозволенности. Но нельзя забывать - у каждой машины есть предел возможностей.

 Итак, вы на скользкой дороге. Заблаговременно включите передний мост, если есть необходимость снизить скорость, тормозите очень плавно, иначе, пусть даже кратковременно, заблокируются колеса. Желательно перейти на низшую передачу тоже очень плавно, без рывков и резкого включения сцепления. Возможна ситуация, когда требуется полная остановка автомобиля. В этом случае на скользкой дороге тормозите многократным нажатием на педаль, одновременно спускаясь по ступеням на низшие передачи. Особо обратите внимание на разъезды со встречными машинами. Очень часто в таких случаях неизбежен съезд колесами одной стороны на обочину, в результате резко падает сцепление шин с дорогой и не исключен снос, или, другими словами, соскальзывание с проезжей части. Опять хочу предупредить: ЗИЛ-131, обладая большим запасом устойчивости, может расхолаживать водителей. В принципе для него движение колесами одной стороны по краю обочины не так опасно, и все же терять бдительность тут никак нельзя. По возможности старайтесь не съезжать на обочину, но если маневр неизбежен, включайте передний мост, снизьте скорость, а главное, не пытайтесь резко возвратиться на проезжую часть, руление должно быть плавным, с малым углом поворота, чтобы траектория следа правого колеса была близка к прямой. По моему глубокому убеждению, только тот водитель сможет прочувствовать всю легкость управления ЗИЛ -131, кто преодолеет излишнюю самоуверенность. — Известно, что для автомобилей высокой проходимости уже по самому этому определению круг экстремальных и критических ситуаций шире, ведь их главное предназначение - работа в условиях бездорожья. И, перед тем как приступить к разбору конкретных случаев, хотелось бы услышать общие рекомендации для этих условий. — За высокой проходимостью у машин класса ЗИЛ -131 кроется одна коварная особенность: на них непросто застрять, но если это удалось, то на долго. Надо твердо усвоить: нельзя ехать по принципу "авось пронесет", лучше остановиться, проверить грунт и, оценив ситуацию, найти правильный вариант преодоления препятствия, только так можно сэкономить время. Ну а если говорить о приемах вождения, то практически для всех условий рекомендую снижать давление в шинах, благо это делается тут просто, и двигаться, как мы говорим, без лишних остановок на пониженной пере даче в раздатке и второй передаче в коробке. Это, так сказать, оптимальный вариант, хотя каждая конкретная экстремальная ситуация требует изобретательности. — Конкретнее о действиях на крутых подъемах. — Первое, что необходимо сделать, - это выяснить состояние грунта и, если необходимо, как я говорил, снизить давление в шинах. Затем определить крутизну подъема и включить ту передачу, которая обеспечивала бы тяговое усилие на колесах на протяжении всего пути к вершине. Траекторию следует выбирать наиболее прямую, без поворотов. Любое резкое изменение на правления приведет к перераспределению нагрузки с одной стороны на другую и, как следствие, к пробуксовке разгруженных колес. Такие ошибки не редкость и совершаются невольно. Еще один очень важный момент. На крутом подъеме, особенно на сыпучем грунте, нельзя останавливаться. Не которая неуверенность, появляющаяся у водителя из-за того, что он не видит дальше гребня перевала, так и подбивает встать, перевести дух, осмотреться. Тем не менее, возьмите себе за правило: на подъеме нужно двигаться вперед во что бы то ни стало. Остановишься - тронуться уже невозможно. Более того, машину может потащить вниз, а иногда и перевернуть со всеми вытекающими отсюда последствиями. — Будем надеяться, все водители знают особенности движения по крутому спуску. Здесь для ЗИЛ -131 действуют те же законы: категорически запрещается выключать двигатель, ставить нейтральную передачу, ехать с выжатым сцеплением... — Все это правильно. Но, коль скоро мы говорим об автомобиле высокой проходимости, я бы дал несколько простых рекомендаций. Трудность на спуске может вызвать неправильный выбор передачи. Ведь при торможении двигателем, особенно если вы ошиблись в ее выборе, может повышаться частота вращения коленчатого вала, что, в свою очередь, вынуждает чаще пользоваться тормозом. На этот случай, определив крутизну спуска, включают ту передачу, на которой бы преодолевали такой же крутизны подъем. На затяжных отлогих участках желательно включать вторую или четвертую передачи, имеющие замки против самопроизвольного выключения.   — Когда много ездишь по бездорожью, так или иначе сталкиваешься с коварством колеи, и наверняка на этот счет есть водительские хитрости. — Колея, действительно, и заманчива и опасна. С одной стороны, зацепившись за нее, можно не беспокоиться, что соскользнешь с дороги, с другой - не исключена неприятность - можно сесть на мосты.  А вся хитрость в том, что надо воспитать в себе привычку - не бояться запачкать ноги. Есть малейшая неуверенность - потрудитесь выйти из машины и хотя бы визуально определите глубину колеи. Кстати, вырулить из нее зачастую не просто. Долго ехать с вывернутыми колесами нельзя, усилитель руля у ЗИЛа надежный, но не вечный. В таких случаях бывалые водители берут в руки лопату (она придается в комплекте к каждому автомобилю) и прокапывают выход для одного переднего колеса. — Продолжая речь о коварстве колеи, вероятно, надо оговориться, что при езде по заболоченным местам ее всячески избегают. Даже двигаться след в след за другим автомобилем небезопасно. — Знаете, езда по болоту вообще дело деликатное. Нельзя допускать сильной пробуксовки. Грунтозацепы шин легко срезают дерн, чуть ли не единственную вашу опору, поэтому действительно не старайтесь следовать впереди идущему автомобилю. Выбирайте дорогу поближе к кустам, тогда можно зацепиться за их корни, не останавливайтесь и не делайте крутых маневров, а уж коль ситуация усложняется, не пытайтесь вырваться из плена на скорости - похороните машину. Это я к тому, что в порыве отчаяния в голову приходят всякие бредовые идеи. Сохраняя спокойствие, сдайте назад и ищите другой путь. И еще помните, что последний ваш шанс выбраться при помощи лебедки потребует надежного за цепа. Не отъезжайте далеко от больших деревьев. — Народная мудрость гласит: "Не зная брода, не суйся в воду". Для водителей ЗИЛ-131 она приобретает самый прямой смысл... — Вот уж что правда, то правда. Только я бы взял на себя смелость несколько уточнить пословицу применительно к теме нашего разговора. Даже зная брод, его надо проверять. Я немножко знаком со службой военных водителей: на учениях и на марше им приходится преодолевать речки в хорошо изученных местах, где вроде и бояться нечего. В этом плане работа испытателей автомобилей высокой проходимости очень схожа. Мы используем известные нам броды, специально промеренные и исследованные, как говорится, по всем статьям. Так вот, послушайте одну историю, послужившую мне уроком на всю жизнь. Если мне не изменяет память, произошло это в Калужской области. Промерили мы одну речушку метровой глубины, через какое-то время возвращаемся и без всяких приготовлений прямо в воду. Тут я чувствую, что вроде поглубже стала речушка. Подумал было остановиться, а уже поздно, машина сама встала. Когда меня вытащили, то ради интереса померили глубину - два метра. Оказалось, что вверх по течению открыли плотину. Бездорожье наказывает, как правило, ленивых и брезгливых. Конечно, кому охота из уютной кабины лишний раз в грязь лезть. Ничего не поделаешь, такая работа. Испытатели иногда шутят: "Машина существует не для того, чтобы разводить в ней цветы". И в этой шутке есть доля правды.

Испытатель производственного объединения "ЗИЛ" В. Шмелев


Рекомендуемые товары


Схожие по цене