Фарфоровый молочник с крышкой. Цветная роспись. Завод Гарднера.

  •  Фарфоровый молочник с крышкой. Цветная роспись. Завод Гарднера.
  • Артикул: 22364
  • Нет в наличии


Цветная роспись. Завод Гарднера. Хорошее коллекционное состояние.

Завод Гарднера Фарфоровый завод Гарднера в XIX веке.

Частный фарфоровый завод Гарднера Один из первых частных фарфоровых заводов, основанных в России в 60-х гг. XVIII века. Завод просуществовал под именем гарднеровского до 1892 года, когда он был продан М.С. Кузнецову, и вошел в состав Товарищества М.С. Кузнецова. После революции 1917 года завод в Вербилках был переименован в Дмитровский Государственный фарфоровый завод. Предметы из чайного сервиза. 1820-е гг. Завод Гарднера. Еще в XVIII веке продукция завода Ф.Я. Гарднера успешно конкурировала с дорогими изделиями Невской порцелиновой мануфактуры, которая при Екатерине II получила название В XVIII веке на заводе Гарднера были выработаны несколько видов клейм, которыми метили изделия, а также определенный круг орнаментального и цветочного декора, по которому изделия этого завода всегда узнавались. При основателе предприятия Ф.Я. Гарднере и при его сыне Ф.Ф. Гарднере завод переживал период расцвета. К началу XIX столетия управление заводом перешло к вдове Ф.Ф. Гарднера. В первом десятилетии века предприятие находилось в невыгодном положении: из-за низких ввозных пошлин иностранные фирмы активно ввозили в Россию фарфор, фаянс, стекло, создавая конкуренцию русским частным заводам. Война также отрицательно сказалась на производстве гарднеровского фарфора: на предприятии работали крепостные крестьяне, часть из которых покинула завод в результате рекрутских наборов. Значительный ущерб производству был причинен вторжением французов в Россию и пожаром Москвы, где у Гарднеров были собственные лавки и дом. Упадок деятельность объясняется и неумением руководства оперативно изменить стиль выпускаемой продукции. Однако, несмотря на трудное время на фабрике Гарднера и в это время выделывалось большое количество посуды, которая продавалась в столице.

В период упадка производства некоторые служащие-иностранцы покинули фабрику: в 1801 году комиссионер Гарднера К Милли организовал собственную фабрику в селе Горбуново, которая в 1806 году перешла к А. Попову, а в 1809 году точильщик Кобоцки и арканист Рейнер положили начало заводу Ауэрбаха в деревне Кузнецово. Оба эти предприятия стали впоследствии сильными конкурентами гарднеровской фабрики. С 1812 года владельцами Вербилок числились сыновья С.А. Гарднер А.Ф. и П.Ф. Гарднеры, которые постепенно восстановили и укрепили фабрику. Производство фарфора начало расширяться, количество рабочих на предприятиях увеличилось. В конце 20-х гг. гарднеровская фабрика снабжала своими изделиями не только внутренний рынок, но и работала на экспорт. Гарднеровский фарфор первой трети XIX века, как и фарфор Императорского фарфорового завода по формам и декору соответствовал господствовавшему в России в это время ампиру. Обилие скульптурных элементов и позолоты, удлиненные формы, копирование произведений живописи характерны для посуды завода Гарднера первой трети XIX века. Кроме того, на фарфоре появляются жанровые сцены и сцены войны 1812 года, в которых французы часто изображались в карикатурном виде. В 1820-х гг. выпускаются заказные сервизы с портретами, русскими пейзажами, в т.ч. видами усадеб. Образцом портретного сервиза может служить сервиз князей Долгоруких. Все свободные от живописи части предмета покрывались сплошным матовым золотом. Поздний классицизм, получивший в русской трактовке своеобразное толкование, становится господствующим в изделиях частных фарфоровых заводов.

В первом десятилетии XIX века на гарднеровском заводе продолжают создавать фарфоровую скульптуру по образцам XVIII века. В конце второго десятилетия фабрика в Вербилках приступила к выпуску фигурной пластики на русские сюжеты и добилась в этом успеха. В 1817 году на петербургском книжном рынке появилось иллюстрированное издание Волшебный фонарь или зрелище С-Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных верною кистию в настоящем наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию. Ежемесячное издание на 1817 год. Издание было снабжено гравюрами К.А. Зеленцова. Шумный успех Волшебного фонаря навел владельцев завода на мысль приступить к изготовлению фарфоровых статуэток по этим гравюрам. Статуэтки завода Гарднера пользовались успехом у покупателей, и в середине XIX века их ассортимент расширяется с помощью модных картинок из Дамского журнала Московского телеграфа и других изданий. Появляются фигуры франтов, щеголих и проч. Небольшим тиражом производились различные Соблазнительные сюжеты или, как их еще называли Офицерские сюжеты обнаженные дамы по французским образцам.

В 1830-50-х гг. изделия завода Гарднера продолжают пользоваться значительным успехом у потребителя. Фабрика следит за техническим прогрессом, там появляется паровой двигатель и другие новшества. В декоративном оформлении фарфора со второй трети XIX века господствуют сменяющие друг друга исторические стили. Гарднеровский завод подражает западноевропейскому фарфору второй половины XVIII века: изогнутые линии, выпуклый золоченый орнамент, пестрые цветочные букеты и гирлянды становятся характерными для изделий фабрики в эти годы. Кроме того, как дань времени в фарфоре появляются изображения военных парадов, батальных сцен; широко используются для декора виды Москвы и Петербурга, разные архитектурные памятники этих городов. Широко применяется подражание бронзе и полудрагоценным камням, а также сплошное крытье посуды голубой, зеленой, красной красками и кобальтом, с золочением сверху. В это время ощутимо и увлечение Китайщиной

В 60-70-е гг. XIX века на заводе продолжают выпускать посуду в разных стилях, а также создают новую серию художественных статуэток, уже в духе картин передвижников. Это различные сюжеты из жизни крестьян: труд в поле, отдых, пьянка, драка и проч. Большим успехом пользовались статуэтки гарднеровского завода, изображающие персонажей Гоголя. Кроме того, на фабрике выпускались стандартные этнографические группы и домашние животные. В 1878-79 гг. русское правительство резко снизило ввозной таможенный тариф, многие частные фарфоровые заводы, в том числе производство Гарднера, стали испытывать серьезные затруднения со сбытом продукции. В результате разногласий в семье Гарднеров произошел раздел имущества. В 1880-х гг. на заводе все еще продолжается активный выпуск фарфоровой продукции, изделия расходятся по азиатским и русским рынкам, но предприятие работает уже по инерции: в то время как керамическая техника в Европе совершенствуется, в Вербилках все остается по старому. В 1892 году владелица завода Е.Н. Гарднер продает его М. Кузнецову.


История Российского фарфора По мнению большинства, оно произошло от арабского слова «фахфури», что значит императорский, - так на Востоке называли лучший по качеству фарфор, предназначавшийся для царствующих особ. До появления собственного фарфора Россия, как и Европа, покупала диковинный «звонкий товар» у иноземных купцов. Отдельные образцы китайского фарфора появились в России, по-видимому, в то же время, что и в европейских странах, в XIII-XIV веках. Об этом свидетельствуют черепки разбитых блюд и кувшинов, найденные в разное время в старых культурных слоях на территории Московского Кремля. С открытием Мейсенской мануфактуры в обиходе русской знати стал преобладать саксонский фарфор. Рубеж между XVII и XVIII веками – период резкого перелома в истории России, она становилась на путь промышленного развития. Тогда же, при Петре I, были сделаны попытки наладить и производство фарфора. Производство фарфора в России неразрывно связано с историей Ломоносовского завода. Это один из немногих сохранившихся заводов, которому удалось пережить катаклизмы революций и войн, целые исторические эпохи, и при этом на протяжении почти трех веков постоянно создавать «фарфоровую летопись» Северной Пальмиры В 1744 в Санкт-Петербурге была основана Порцелиновая мануфактура, где через три года Д. И. Виноградов открыл способ получения твердого фарфора из местных материалов. Успехи Виноградова по изготовлению фарфора на порцелиновой фабрике в это время были уже столь значительны, что 19 марта 1753 г. в “Санкт-Петербургских ведомостях” появилось объявление о приеме заказов на фарфоровые “пакетовые табакерки” от частных лиц. Помимо разработки рецептуры фарфоровых масс и исследования глин различных месторождений, Виноградов разрабатывал составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решал многие смежные проблемы. Можно сказать, что весь технологический процесс производства фарфора ему пришлось разрабатывать самому и, кроме того, одновременно же подготавливать себе помощников, преемников и сотрудников различной квалификации и профиля. В результате “прилежного труда” (так он сам оценил свою деятельность), был создан самобытный русский фарфор. Создан независимо от заграницы, не случайно, не вслепую, а путем самостоятельной научной работы. Фабрика достигла больших успехов, как по качеству фарфора, так и по разнообразию изделий из него, и русский фарфор уже при Виноградове занял подобающее ему место. В 1736 г. Д.И. Виноградов со своими товарищами - М. В. Ломоносовым и Р. Райзером - по представлению Петербургской Академии Наук и по императорскому указу был послан “в немецкие земли для изучения между прочими науками и художествами особливо и главнейшие химии и металлургии к сему тому, что касается до горного дела или рукописного искусства”. С 1765 Порцелиновая мануфактура стала называться Императорским фарфоровым заводом. Предприятие выпускало простые и изящные по форме вазы, сервизы, табакерки и другие изделия. Со дня основания завод работал по заказам императорского двора. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому. В первые годы на Невской порцелиновой мануфактуре изготавливали мелкие вещи, в основном табакерки для Императрицы Елизаветы Петровны, которые она, в свою очередь, дарила приближенным и отправляла в качестве дипломатических подарков. С 1756 года, когда Виноградову удалось построить большой горн, стали изготавливать более крупные предметы. К этому времени относится и создание первого сервиза "Собственного", принадлежавшего лично Императрице. С 50-х годов начали делать фарфоровые "куклы" - фигурки людей и животных. Несмотря на увеличение производства фарфора, изделия были доступны лишь узкому кругу приближенных. В ХVIII веке фарфор держали для престижа, в специальных кладовых, наряду с другими драгоценными вещами, и только спустя десятилетия им стали сервировать столы. Русский фарфор не столько прославлял деяния императора, а явился отражением национальных тем и сюжетов в искусстве, как , например, "Гурьевский" сервиз, ставший одой народу - победителю в Отечественной войне 1812 года. Отечественная война послужила и рождению серии "военных тарелок", изображавших солдат и офицеров в мундирах всех родов войск. Широкое распространение получила и портретная живопись. На Императорском заводе вошло в обычай изображать на чашках коронованных особ и известных деятелей того времени. Особенно прославленных полководцев. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах. Первенство завода в живописи по фарфору было подтверждено получением дипломов на всемирных выставках в Лондоне, Париже и Вене. Цепь русских революций начала ХХ века надолго развела жизнь России на два исторических периода. И если предыдущие 150 лет Императорский фарфоровый завод шел в направлении развития европейских королевских и национальных мануфактур, то революция 1917 года в Петрограде коренным образом изменила ситуацию. Кроме достижений в области художественного фарфора, на заводе успешно развивалось производство химического и технического фарфора, впервые здесь было получено оптическое стекло. И поэтому не случайно в 1925 году, в связи с 200 - летием Российской Академии наук, заводу было присвоено имя гениального русского ученого М. В. Ломоносова. На протяжении десятилетий повышенным спросом пользуется фирменный сервиз завода «Кобальтовая сетка», удостоенный золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе. В настоящее время завод выпускает более 500 наименований изделий, включая чайные, кофейные и столовые сервизы, отдельные предметы посудного назначения, сувенирно-подарочные изделия, жанровую и анималистическую скульптуру, вазы, декоративные блюда, тарелки и т.д., из твердого, мягкого и костяного фарфора, декорированные надглазурной и подглазурной росписью ручным, механизированным и комбинированным способами с использованием в декоре красок и редких драгоценных металлов. Изделия с маркой "ЛФЗ" можно встретить в коллекциях крупнейших музеев России: Эрмитаже, Русском музее Санкт-Петербурга, Государственном историческом музее в Москве. В музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Метрополитан музее в Нью-Йорке и других музеях по всему миру. В банкетных залах Кремля и в резиденции Патриарха Русской Православной Церкви, их вручают как правительственные подарки главам зарубежных государств и как призы на соревнованиях и фестивалях. Продукция ЛФЗ экспортируется в десятки стран мира, включая Германию, США, Англию, Швецию, Норвегию, Канаду и др. За многолетнее плодотворное сотрудничество в области коммерческих и культурных связей Ломоносовский фарфоровый завод удостоен Международной премии "Золотой Меркурий". В 1766 в селе Вербилки близ Дмитрова под Москвой была основана частная фабрика Ф. Я. Гарднера (ныне фабрика «Фарфор Вербилок»), где изготовлялись великолепные «орденские» сервизы по заказу императорского двора, статуэтки, вазы, сервизы, в которых сочетались ампирные формы с жанровой трактовкой изобразительных мотивов. В селе Горбуново Московской губернии завод А. Г. Попова выпускал жанровые фигурки, пользовавшиеся большой популярностью и отличавшиеся хорошим вкусом, легким народным юмором. Наиболее крупным предпринимателем был М. С. Кузнецов, который скупил фабрики Гарднера, фабрики в Дулеве под Москвой (основана в 1832), Конакове и др. Кузнецовский фарфор отличается безупречным техническим исполнением и изысканным, но эклектичным декором. Фабрики Кузнецова выпускали также фаянс. Традиции старинного народного промысла фарфоровых изделий в настоящее время продолжают мастера Петербургского государственного фарфорового завода имени М.В. Ломоносова, Дулевского фарфорового завода и Вербилковского (Дмитровского) фарфорового завода. Художественное направление Вербилковского завода - народное. Эта народность была заметна и в старых вещах того периода, когда завод принадлежал Гарднеру. Кроме того, здесь стали работать художники с завода А. Попова, расположенного неподалеку и затем закрытого. А поповский фарфор славился своим ярким, праздничным русским характером. В советское время народная линия еще больше укрепилась в силу того, что художественное руководство было поручено К. Тихонову, глубоко ценившему национальные традиции. В свою очередь, Тихонов воспитал отличную смену. Сейчас главный художник - Е.Смирнов. Вместе с группой старых и молодых художников - А.Чекулиной, В.Лосевым, В.Папихиным и другими - он продолжает традиционную линию. Народная основа в современном понимании - вот тот плодотворный принцип, которому следуют заводские художники-фарфористы из Вербилок. В их рисунках может почудиться и цветочный узор из старых басен, и заметна народная трактовка изобразительных элементов, народная манера в мазке и т.д. Но вместе с тем это вещи, лишенные аляповатого "украшательства", они современны и отличаются высоким вкусом. В настоящее время производство фарфора по числу предприятий и объему выпускаемой продукции занимает одно из первых мест среди предприятий народных художественных промыслов

Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо

Рекомендуемые товары


Схожие по цене