Кофейная чашка. Тончайший дореволюционный расписной фарфор.

  • Кофейная чашка. Тончайший дореволюционный расписной фарфор.
  • Кофейная чашка. Тончайший дореволюционный расписной фарфор.
  • Кофейная чашка. Тончайший дореволюционный расписной фарфор.
  • Кофейная чашка. Тончайший дореволюционный расписной фарфор.
  • Кофейная чашка. Тончайший дореволюционный расписной фарфор.
  • Кофейная чашка. Тончайший дореволюционный расписной фарфор.
  • Кофейная чашка. Тончайший дореволюционный расписной фарфор.
  • Кофейная чашка. Тончайший дореволюционный расписной фарфор.
  • Кофейная чашка. Тончайший дореволюционный расписной фарфор.
  • Кофейная чашка. Тончайший дореволюционный расписной фарфор.
  • Кофейная чашка. Тончайший дореволюционный расписной фарфор.
  • 8 000 руб.




Кофейная чашка. Тончайший дореволюционный расписной фарфор. Оригинальная форма чашки - под фактуру дерева.Т-во М. С. Кузнецова Д. Ф. Российская империя, вторая половина ХIХ века (1870-1889 гг.). На дне синее клеймо: двуглавый орел и надпись Т-во М. С. Кузнецова Д.Ф. 8 см. в высоту. Состояние хорошее.



Кузнецовский фарфор. История успеха

Дулевский фарфоровый завод появился в 1832 г. и к началу ХХ века стал самым крупным в России и одним из лучших в Европе. Его владельцы Кузнецовы, выходцы из гжельских крестьян-старообрядцев, создали к концу XIX века фарфоровую империю с годовым оборотом, составлявшим две трети оборота всей отечественной фарфорово-фаянсовой промышленности на тот момент. Секрет подобного успеха этого фарфорового предприятия скрывался в высоком качестве изготовляемого продукта, отличном знании конъюнктуры рынка и интересе к техническим нововведениям.

Первым представителем самой известной в Российской империи фарфоровой династии был Терентий Яковлевич Кузнецов. В 1832 году он совершил весьма выгодную сделку, купив у обедневших помещиков Владимирской губернии пустошь Дулево. Место это было, на первый взгляд, совершенно бесперспективным - низкие, болотистые земли, покрытые лесами. Однако Терентий Кузнецов сумел разглядеть в нем потенциальные преимущества. В течение двадцати лет он был совладельцем фаянсового завода у себя на родине, в старообрядческой гжельской деревне, и ему хорошо были известны слагаемые успешного посудного производства: дешевизна дров и рабочих рук. И того, и другого вокруг Дулева было в избытке.

Задумка Терентия Кузнецова была весьма амбициозной: он решил построить в Дулеве большой фарфоровый завод. Бывая на базарах и ярмарках, Кузнецов не мог не замечать, что на красивую и аккуратно изготовленную фарфоровую посуду в России был большой и совершенно не удовлетворенный спрос. Продукцию кустарных гжельских мастерских из-за дешевизны раскупали крестьяне, но люди побогаче от нее отворачивались, требуя более тонких и изящных изделий.

Не бросая налаженный фаянсовый завод на родине, Терентий Кузнецов решился строить большую фарфоровую фабрику в Дулеве, понимая, что покупатели на высококачественную продукцию непременно найдутся. Дело оказалось очень прибыльным. На фабрике было заведено разделение труда: по расчетам благодаря специализации рабочих на отдельных операциях — формовке, обжиге, росписи — можно было на четверть увеличить производительность и выход готового товара. Вскоре после открытия нового предприятия Терентий Кузнецов сумел заполучить к себе живописцев с соседнего посудного завода, которые добавили его фарфору прозрачные весенние краски.

Наибольшего расцвета фарфоровая империя Кузнецовых достигла при внуке Терентия Матвее Сидоровиче. Одной из причин его успеха стала готовность к восприятию и внедрению технических новшеств, которые позволяли оптимизировать производство и приносили немалый доход. К 1870-м годам с развитием сети железных дорог в России вдвое подорожали дрова, практически единственное в то время топливо, использовавшееся как в паровозах, так и на фарфоровых и фаянсовых предприятиях. Отечественная добыча каменного угля еще находилась в зачаточном состоянии. Горячие дебаты развернулись вокруг перспективности применения для топки горнов торфа. Дулевский завод, окруженный торфяниками, одним из первых в России перешел на новое топливо, что оказалось очень верным и прибыльным решением.

Помимо различных нововведений в технической сфере, Кузнецов искал для своих предприятий и высококачественных специалистов, стараясь заполучить не только талантливых художников, но и хороших администраторов. Он понимал, что секрет успеха зависит прежде всего от работников, поэтому при нем плата рабочим и служащим была увеличена, питейные заведения удалены от фабрики, устроено жилье для рабочих, открыты школа, больница и библиотека.


История Российского фарфора По мнению большинства, оно произошло от арабского слова «фахфури», что значит императорский, - так на Востоке называли лучший по качеству фарфор, предназначавшийся для царствующих особ. До появления собственного фарфора Россия, как и Европа, покупала диковинный «звонкий товар» у иноземных купцов. Отдельные образцы китайского фарфора появились в России, по-видимому, в то же время, что и в европейских странах, в XIII-XIV веках. Об этом свидетельствуют черепки разбитых блюд и кувшинов, найденные в разное время в старых культурных слоях на территории Московского Кремля. С открытием Мейсенской мануфактуры в обиходе русской знати стал преобладать саксонский фарфор. Рубеж между XVII и XVIII веками – период резкого перелома в истории России, она становилась на путь промышленного развития. Тогда же, при Петре I, были сделаны попытки наладить и производство фарфора. Производство фарфора в России неразрывно связано с историей Ломоносовского завода. Это один из немногих сохранившихся заводов, которому удалось пережить катаклизмы революций и войн, целые исторические эпохи, и при этом на протяжении почти трех веков постоянно создавать «фарфоровую летопись» Северной Пальмиры В 1744 в Санкт-Петербурге была основана Порцелиновая мануфактура, где через три года Д. И. Виноградов открыл способ получения твердого фарфора из местных материалов. Успехи Виноградова по изготовлению фарфора на порцелиновой фабрике в это время были уже столь значительны, что 19 марта 1753 г. в “Санкт-Петербургских ведомостях” появилось объявление о приеме заказов на фарфоровые “пакетовые табакерки” от частных лиц. Помимо разработки рецептуры фарфоровых масс и исследования глин различных месторождений, Виноградов разрабатывал составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решал многие смежные проблемы. Можно сказать, что весь технологический процесс производства фарфора ему пришлось разрабатывать самому и, кроме того, одновременно же подготавливать себе помощников, преемников и сотрудников различной квалификации и профиля. В результате “прилежного труда” (так он сам оценил свою деятельность), был создан самобытный русский фарфор. Создан независимо от заграницы, не случайно, не вслепую, а путем самостоятельной научной работы. Фабрика достигла больших успехов, как по качеству фарфора, так и по разнообразию изделий из него, и русский фарфор уже при Виноградове занял подобающее ему место. В 1736 г. Д.И. Виноградов со своими товарищами - М. В. Ломоносовым и Р. Райзером - по представлению Петербургской Академии Наук и по императорскому указу был послан “в немецкие земли для изучения между прочими науками и художествами особливо и главнейшие химии и металлургии к сему тому, что касается до горного дела или рукописного искусства”. С 1765 Порцелиновая мануфактура стала называться Императорским фарфоровым заводом. Предприятие выпускало простые и изящные по форме вазы, сервизы, табакерки и другие изделия. Со дня основания завод работал по заказам императорского двора. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому. В первые годы на Невской порцелиновой мануфактуре изготавливали мелкие вещи, в основном табакерки для Императрицы Елизаветы Петровны, которые она, в свою очередь, дарила приближенным и отправляла в качестве дипломатических подарков. С 1756 года, когда Виноградову удалось построить большой горн, стали изготавливать более крупные предметы. К этому времени относится и создание первого сервиза "Собственного", принадлежавшего лично Императрице. С 50-х годов начали делать фарфоровые "куклы" - фигурки людей и животных. Несмотря на увеличение производства фарфора, изделия были доступны лишь узкому кругу приближенных. В ХVIII веке фарфор держали для престижа, в специальных кладовых, наряду с другими драгоценными вещами, и только спустя десятилетия им стали сервировать столы. Русский фарфор не столько прославлял деяния императора, а явился отражением национальных тем и сюжетов в искусстве, как , например, "Гурьевский" сервиз, ставший одой народу - победителю в Отечественной войне 1812 года. Отечественная война послужила и рождению серии "военных тарелок", изображавших солдат и офицеров в мундирах всех родов войск. Широкое распространение получила и портретная живопись. На Императорском заводе вошло в обычай изображать на чашках коронованных особ и известных деятелей того времени. Особенно прославленных полководцев. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах. Первенство завода в живописи по фарфору было подтверждено получением дипломов на всемирных выставках в Лондоне, Париже и Вене. Цепь русских революций начала ХХ века надолго развела жизнь России на два исторических периода. И если предыдущие 150 лет Императорский фарфоровый завод шел в направлении развития европейских королевских и национальных мануфактур, то революция 1917 года в Петрограде коренным образом изменила ситуацию. Кроме достижений в области художественного фарфора, на заводе успешно развивалось производство химического и технического фарфора, впервые здесь было получено оптическое стекло. И поэтому не случайно в 1925 году, в связи с 200 - летием Российской Академии наук, заводу было присвоено имя гениального русского ученого М. В. Ломоносова. На протяжении десятилетий повышенным спросом пользуется фирменный сервиз завода «Кобальтовая сетка», удостоенный золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе. В настоящее время завод выпускает более 500 наименований изделий, включая чайные, кофейные и столовые сервизы, отдельные предметы посудного назначения, сувенирно-подарочные изделия, жанровую и анималистическую скульптуру, вазы, декоративные блюда, тарелки и т.д., из твердого, мягкого и костяного фарфора, декорированные надглазурной и подглазурной росписью ручным, механизированным и комбинированным способами с использованием в декоре красок и редких драгоценных металлов. Изделия с маркой "ЛФЗ" можно встретить в коллекциях крупнейших музеев России: Эрмитаже, Русском музее Санкт-Петербурга, Государственном историческом музее в Москве. В музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Метрополитан музее в Нью-Йорке и других музеях по всему миру. В банкетных залах Кремля и в резиденции Патриарха Русской Православной Церкви, их вручают как правительственные подарки главам зарубежных государств и как призы на соревнованиях и фестивалях. Продукция ЛФЗ экспортируется в десятки стран мира, включая Германию, США, Англию, Швецию, Норвегию, Канаду и др. За многолетнее плодотворное сотрудничество в области коммерческих и культурных связей Ломоносовский фарфоровый завод удостоен Международной премии "Золотой Меркурий". В 1766 в селе Вербилки близ Дмитрова под Москвой была основана частная фабрика Ф. Я. Гарднера (ныне фабрика «Фарфор Вербилок»), где изготовлялись великолепные «орденские» сервизы по заказу императорского двора, статуэтки, вазы, сервизы, в которых сочетались ампирные формы с жанровой трактовкой изобразительных мотивов. В селе Горбуново Московской губернии завод А. Г. Попова выпускал жанровые фигурки, пользовавшиеся большой популярностью и отличавшиеся хорошим вкусом, легким народным юмором. Наиболее крупным предпринимателем был М. С. Кузнецов, который скупил фабрики Гарднера, фабрики в Дулеве под Москвой (основана в 1832), Конакове и др. Кузнецовский фарфор отличается безупречным техническим исполнением и изысканным, но эклектичным декором. Фабрики Кузнецова выпускали также фаянс. Традиции старинного народного промысла фарфоровых изделий в настоящее время продолжают мастера Петербургского государственного фарфорового завода имени М.В. Ломоносова, Дулевского фарфорового завода и Вербилковского (Дмитровского) фарфорового завода. Художественное направление Вербилковского завода - народное. Эта народность была заметна и в старых вещах того периода, когда завод принадлежал Гарднеру. Кроме того, здесь стали работать художники с завода А. Попова, расположенного неподалеку и затем закрытого. А поповский фарфор славился своим ярким, праздничным русским характером. В советское время народная линия еще больше укрепилась в силу того, что художественное руководство было поручено К. Тихонову, глубоко ценившему национальные традиции. В свою очередь, Тихонов воспитал отличную смену. Сейчас главный художник - Е.Смирнов. Вместе с группой старых и молодых художников - А.Чекулиной, В.Лосевым, В.Папихиным и другими - он продолжает традиционную линию. Народная основа в современном понимании - вот тот плодотворный принцип, которому следуют заводские художники-фарфористы из Вербилок. В их рисунках может почудиться и цветочный узор из старых басен, и заметна народная трактовка изобразительных элементов, народная манера в мазке и т.д. Но вместе с тем это вещи, лишенные аляповатого "украшательства", они современны и отличаются высоким вкусом. В настоящее время производство фарфора по числу предприятий и объему выпускаемой продукции занимает одно из первых мест среди предприятий народных художественных промыслов...

Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо

Рекомендуемые товары


Схожие по цене