"Медвежонок". Мануфактура Генриха Гиммлера Аллах.

  • "Медвежонок". Мануфактура Генриха Гиммлера Аллах.
  • "Медвежонок". Мануфактура Генриха Гиммлера Аллах.
  • Артикул: 21415
  • Нет в наличии

  Оригинальное изделие из фарфора. Отличное состояние.

Porzellan Manufaktur Allach (PMA) – проект Рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера, призванный поднять немецкую культуру нового 1000-летнего Рейха на новый уровень, уровень, который должен был стать культурным завещанием для всех последующих поколений. Именно они смогли бы оценить его величие и в искусстве и в людях. Качество изделий фабрики и мастерство скульпторов должны были превзойти все предыдущие усилия немецких изготовителей фарфора, одного из лучших в Европе.


История нем. фарфора, прославившегося продукцией всемирно известного Мейсена, изделиями небольших мануфактур Франкенталя, Людвигсбурга, Хехста и Клостер-Фейльсдорфа, полна драматических легенд. Одна, из которых относиться к той поре, когда прусский курфюрст Фридрих 1, одержимый идеей обрести философский камень и алхимическое золото, приказал схватить алхимика Иоганна Беттгера-бедняга опрометчиво похвалялся в кабаке за кружкой пива, что может получить золото из смеси ртути, серы и солей. Беттгеру удалось скрыться и даже пересечь границу, но он тут же был схвачен другим курфюрстом- Августом 2 Саксонским. Он заковал Беттгера в цепи в замке Кёнингштайн. Вскоре невольника перевезли в Мейсенский замок, где он в 1707 году вместо золота получил рецепт превращения местной глины в фарфоровую массу.

Вскоре тень тиранического произвола неожиданно вернулась в историю немецкого фарфоровой мануфактуры в 20 веке. Речь идёт о частной фарфоровой мануфактуре Генриха Гиммлера, у печей которой трудились узники Дахау.
Она была основана в 1935 году в небольшом городке Аллах в предместье Мюнхена и сперва умещалась в маленьком одноэтажном здании цеха на Линденштрассе. Но вскоре фабрика разрослась и уже к 1сентября 1935 года заняла перестроенное здание учебного лагеря SS в Дахау, сохранив часть керамического производства на Линденштрассе.
Поскольку изучение наследия древней германской культуры, и в том числе развитие традиционных ремёсел находилось в сфере контроля SS и общества «Аненэрбе», мануфактура в Аллахе, хоть и принадлежала чете Гиммлеров, считалась «предприятием SS» Более того она служила наглядным выражением идеологического принципа национал-социализма.
Уже самые ранние изделия Аллаха – керамические вазы, подсвечники, фигурки в народном духе – активно продвигались на рынок и широко пропагандировались. Вскоре в Берлине открылся собственный магазин мануфактуры. Рекламный проспект призывал активных членов SS дарить фарфор Аллаха на праздник зимнего солнцестояния - культовый праздник SS, призванный заменить Рождество.
Новые возможности для расширения фарфорового производства появились с привлечением бесплатного принудительного труда заключённых из системы концлагерей, подчинённых Гиммлеру. Это оказалось удобно, поскольку рядом с Аллахом находился один из первых концентрационных лагерей на территории Германии Дахау, так что «рабочие команды» из заключённых смогли приступить к работе 4 июля 1941 года. С этого момента в Аллахе наступил «экономический бунт»- производство расширилось настолько, что позволило открыть новые магазины в Берлине, Мюнхене и других городах.
Закат аллаховского фарфора связан с возникшими военными трудностями и последовавшим за ним поражением Третьего рейха. На заключительном этапе войны Мюнхен неоднократно подвергался массивным бомбардировкам, при которых погибла не только значительная часть произведений Аллаховской мануфактуры, но и её архивы и документы. Оригинальный перечень работ был уничтожен, и сегодня известен лишь единственный экземпляр каталога 1936 года, находящийся в библиотеке Конгресса США в Вашингтоне и воспроизводящий изображения 40 моделей (наиболее полный список Аллаха насчитывает более 240 изделий).
Начав с производства керамических светильников, мануфактура в Аллахе постепенно освоила производство мягкого, твёрдого и глазурованного фарфора, а так же роспись цветными глазурями и эмалями. Её ассортимент предназначался для украшения кабинетов. Сюжеты скульптур в основном были позаимствованы из наследия великих мастеров прошлого. Это фигуры крестьян и ремесленников в национальных одеждах земель Германии; целый ряд анималистических образов - различные породы лошадей, собак, кошек, птицы и, наконец античные войны и конные амазонки, гренадёры и мушкетёры короля Пруссии Фридриха Великого. Успехи Третьего рейха так же отразились на тематике завода. Это портретные бюсты солдат Вермахта, пилотов Люфтваффе. Тарелки и плакетки заполняет государственная фашистская символика- имперский орёл, свастика, фигуры полководцев. Апофеозом становится – портретный бюст фюрера в натуральную величину.

По сложившейся традиции изготовление, например, конных фигур входило в компетенцию главного модельмейстера и художника фабрики Т. Кэрнера. это была его любимая тема. Все работы до 1943 года сделаны им и только в 1944г. появилось несколько моделей сделанные его учеником - Ричардом Фёрстером. Кавалерист SS считается наиболее редким и желанным для коллекционера произведением Аллаха. Известно из сохранившихся документов , что с 1938 по 1939 год были выпущенны только 2 версии расписанных кавалеристов SS.
К примеру, фигурка офицера кирасир (Н-31см) выпускалась ограниченным количестве по личному распоряжению Гиммлера и использовалась исключительно для подарков. В 1938 г. изготовленно 19 фигур, в 1939г.- 30. Во время войны единичные экземпляры. Так в 1944г. только 2 фигурки. Фигурка Фехтовальщик (автор модели О. Обермайер Бисквит, Н-32см) являлась спортивным призом. Подобные фигуры вручались в качестве награды победителям состязаний. В глазах современников эта фигура ассоциировалась с образом Рейнхарда Гейдрика. Он был единственным среди партийной верхушки эталоном чистоты нордической расы . Фигурка мальчик с рыбками (Н-25см.) была сделанна на заказ рейхсфюрером SS Гимлером в подарок шефу Главного управления безопасности рейха Рейнхарду Гейдриху на его 35- летие.

Официальными членами-учредителями были: Франц Надь как руководитель предприятия, Теодор Кернер (Theodor Kärner) как скульптор, Карл Дибич как живописец и Бруно Галке (Bruno Galke) как торговый агент. Неофициальным владельцем фабрики был Генрих Гиммлер. Прежде всего фабрика ориентирована на производство декоративного и художественного фарфора, в том числе спецзаказов от самого Рейхсфюрера, мечтавшего «воспитать и развить новый немецкий художественный вкус». Эту же цель преследовал и более массовый выпуск домашней керамики и организация специальной секции посуды. Общепризнано, фарфор – один из лучших материалов («наиблагороднейший») по части художественных возможностей. Знаменитые немецкие фарфоровые мануфактуры Берлина, Мейсена и Дрездена покорили мир изяществом и непревзойдённым качеством своих изделий со времён расцвета эпохи Барокко, когда немецкими принцами были основаны первые производства. Следуя исторической традиции, фарфор фабрики Allach должен был олицетворять искусство Третьего Рейха и организацию СС в частности. К работе на фабрике были привлечены лучшие мастера своего времени: профессора Theodor Kärner и Richard Förster, Benno v. Arent, Ottmar Obermaier, Franz Nagy, Carl Diebitsch, Adolf Röhring и другие. Высочайшее качество и красота поистине настоящих произведений искусства, выпускавшихся в Аллахе, скоро сделало его любимейшим детищем Гиммлера. Окончательно став экономическим концерном СС, предприятие было включено в Главный Департамент Администрирования и Экономики в 1939 г. В 1940 году фабрика приобрела завод в Богемии, Bohemia Keramische Werke AG, а также владела контрольным пакетом акций «Porcelain Radiators GmbH».

«Идеологический фарфор» адресовался высокопоставленным чинам СС и полиции, а также особо отличившимся рядовым членам организации СС. Избранные произведения, предназначавшиеся для самых высоких лиц, утверждались лично Гиммлером: «Финский Медведь», «Знаменосец СС». В этом ряду особо выделяется пара фигур в народных костюмах из серии Siebenburgische Trachtenfiguren, сопровождающаяся поздравительной открыткой «В честь дня рождения соратника», которая была подписана лично Гиммлером...



Увы…. Большинство этих произведений погибло в огне войны.
Главным модельмейстером завода на протяжении всех лет существования был Теодор Кэрнер (1884-1966) – известный скульптор и мастер по фарфору. С 1905 по 1918 год он работал на фарфоровой мануфактуре в Нимфенбурге под Мюнхеном, а затем с момента основания аллаховской фабрики и вплоть до 1945года- на фарфоровой мануфактуре SS. После окончания войны Кэрнер использовал многие не несущие политического подтекста скульптурные формы Аллаха на фарфоровой фабрике в Эшенбахе, куда он перешёл работать. Поэтому целый ряд аллаховских фигур выпускается до настоящего времени под другой маркой.

Написать отзыв

Пожалуйста авторизируйтесь или создайте учетную запись перед тем как написать отзыв

Рекомендуемые товары


Схожие по цене