Большой крест переливок с энколпиона 15 в .

  • Большой крест переливок с энколпиона 15 в .
  • Большой крест переливок с энколпиона 15 в .
  • Большой крест переливок с энколпиона 15 в .
  • Большой крест переливок с энколпиона 15 в .
  • Большой крест переливок с энколпиона 15 в .
  • 40 000 руб.

Распятие Христово - Богородица Агиосоритисса. Размер 80 х 45мм. Редкий коллекционный крест. Оглавление от него.  На лицевой створке — «Распятие Христово». На оборотной — в центре Богоматерь в рост в трехчетвертном повороте вправо (Агиосоритисса). На концах — поясные изображения святых. Это изображение Богоматери определяется как краткий извод иконографии Покрова Богородицы.


Нательные медные кресты - маленькие памятники истории России

Крест на Русь пришел со времен крещения ее великим князем Владимиром, и быстро распространился на обширных территориях, однако первые нательные кресты были достаточно простыми в исполнении. Их выплавляли из медного сплава, нередко украшали эмалями, но при этом они были очень небольшими по размеру и достаточно схожими в изобразительном исполнении.  Настоящим расцветом медных литниц (меднолитейных мастерских) можно считать 18-19-е столетия. Именно в этот период многочисленные раскольнические общежития включаются в процесс изготовления самых разнообразных религиозных атрибутов из меди и сплавов (бронзы). Пользуясь примитивными, по сегодняшним меркам, технологическими приемами, они достигают невиданных успехов в этом прикладном искусстве и постоянно совершенствуя свое умение, распространяют в среде верующих людей (а таких было абсолютное большинство) многочисленные бронзовые иконы, бронзовые складни, бронзовые киотные кресты, и конечно, нательные кресты (кресты тельники).  Интересно, что со времен крещения Руси мало что сохранилось в первозданном виде (мы имеем в виду те изобразительные образы, которые были присущи домонгольскому периоду в производстве мелкой пластики), кресты тельники стали не только различаться по своей форме, от аскетичной прямоугольной, до вычурной, с множеством завитушек, орнаментов, украшенные многоцветными горячими эмалями, но и получили абсолютно узнаваемую (пусть не гласную) градацию по принадлежности к полу человека. Так, абсолютными рекордсменами по количеству выпущенных изделий стали в 19-м веке прямоугольный крест, предназначавшийся мужчинам, и крестик-листик (еще его называют крестик листок, это связано с его характерной ажурной формой, напоминающей очертаниями лист березы), который приобретался для ношения женщинами. Причем интересен и тот факт, что при полностью повторяющейся изобразительной содержательной форме, именно эти два вида нательных крестиков предлагались в большом ассортиментном ряду размеров! Совсем небольшие из них предназначались для младенцев и детей, а более крупные - для взрослых. Маленькие крестики 18-19 веков едва достигают двух сантиметров по высоте, но встречаются и совершенно уникальные крестики, размер которых переваливает за 6 -7 сантиметров, это эдакие гиганты, в сравнении с которыми все остальные тельники кажутся миниатюрными, небольшими.  Ассортимент крестиков разнообразится еще и наличием и количеством эмалей. Старинному покупателю предоставлялась возможность выбирать, причем ясно, почему это делалось: каждый мог приобрести крестик себе и по вере, и по возрасту, и по эстетическому чувству и по кошельку!  Материалом для изготовления огромной массы нательных крестиков был и оставался медный сплав. Справедливо будет сказать, что можно употреблять ныне как словосочетание медный крестик, так и бронзовый, так как состав сплава, скорее всего, не контролировался строго и потому ныне можно встретить в антикварных магазинах и городских барахолках крестики, несколько отличающиеся по своему внешнему виду. Встречаются еще и тельники из оловянистой бронзы - материала, в котором больше присутствует олова, нежели меди.  Если говорить о том, какие материалы использовались для производства крестов-тельников, то, как мы уже сказали, это были разнообразные сплавы меди, а также серебро и золото. Если говорить о соотношении выпускаемых из разных материалов, крестиков, то примерно на двести штук медных крестов изготавливался один серебряный, золотые кресты же большая редкость и связано это не только с тем, что золото было слишком дорого, а с традиционным предубеждением изготавливать религиозные предметы из этого металла.  Кресты тельники были в те времена ходовым товаром, поскольку их очень часто теряли и каждый раз приходилось покупать новый. Хоть сегодня нам могут показаться смешными копеечные цены на нательные крестики двухвековой давности, простым жителям 18-19 века было совсем не до смеха.  Кроме указанных металлов крестики делали и из дерева, но к сожалению, совсем мало резных нательных крестиков по понятным причинам, дошло до наших дней: сама природа этого материала такова, что потерянный крест просто безвозвратно портился в земле.  А вот старинный медный нательный крестик сегодня стало возможным отыскать при помощи металлоискателя. Миллионы увлеченных металлопоиском, граждан России барражируют по полям и лесам, в большом количестве обнаруживая не только старинные медные и серебряные монеты, но и те самые крестики тельники, о которых мы говорим!  Но обратимся к тем временам, откуда они пришли, эти маленькие великолепные памятники истории Церкви. Как мы уже сказали, само производство медных изделий было очень примитивным по своей оснастке. В качестве формы использовалась смесь мелкого песка и глины, секретом которой владел чаще всего хозяин мастерской, выполняющий самые ответственные подготовительные работы. Первые крестики, и даже кресты 14-16 веков могли быть односторонними, то есть форма, в которую наливался расплавленный металл, была открытой. Двухсторонние формы встречаются и тогда, но именно в 18-19-х веках удалось поставить производство двухсторонних крестиков тельников, киотных крестов, складней и икон на поток. Конечно, это не было массовым производством в нынешнем понимании этого словосочетания, но крупная мастерская могла за день работы (который начинался рано утром и заканчивался поздно вечером) выпустить до пятиста штук тельников, предметы крупнее, такие как иконы, или складни, выпускались поштучно, так как требовали и большей подготовительной работы, так и больше места для их размещения, тельники же в этом смысле становились самым простым изделием.  "Старинный" покупатель был неприхотлив, об этом можно судить по тем нательным крестикам, которые можно увидеть в музеях и на прилавках "антикварок": частенько они получались кривобокими, с непроливами, со "смазанным" и невнятным текстом молитвы, с заусенцами. Человеку некогда было задумываться над эстетической составляющей (к чему тяготеют некоторые нынешние покупатели, выбирая себе нательный крест больше из эстетических соображений, нежели из соображений веры), крест был неотъемлемой частью их жизни, вещью утилитарной, а посему они руководствовались основной мыслью о том, что крест на шее обязан был быть, а уж какой именно - дело десятое.  Однако цветные эмали, которые применялись для декорирования нательных крестиков, не были случайными, они несли совершенно определенную смысловую нагрузку. Белый цвет эмали символизировал чистоту, святость и невинность души, это цвет преображенного Христа, цвет ангельских одежд. А вот цвет апостольских одежд, цвет Божественной тайны - это синий, им выделяли Голгофский крест на тельниках.  Цветом голубым подчеркивалось мастерами желание совершения покаяния, соблюдения целомудрия. Вечная жизнь, победа над смертью, вечная весна обозначались зеленым цветом. Желтый цвет эмали на старинном кресте тельнике - позитивный цвет золота, а черный признак скорби и отречения от мира. Но не только чистые цвета имели смысловое значение: их сочетания также могли придавать некий смысл изображению.  Интересен и тот факт, что в восемнадцатом столетии производство меднолитых икон, складней и крестиков было практически монополизировано старообрядцами, которые обосновались в труднодоступных районах русского севера, скрываясь от санкций властей. Два больших завода, один из которых - знаменитый Выг не могли удовлетворить спроса на кресты тельники, и средние и мелкие литейки работали, не покладая рук, а России требовалось более нескольких сотен тысяч этих изделий.  Сегодня медные старинные крестики коллекционируют, собирают, берегут, и мы видим в этом особый смысл, ведь в них не меньше Божественного смысла, чем в любом другом религиозном предмете, они разнообразны, красивы, они вызывают чувство законного восхищения мастерством людей, которые, используя простые средства, достигали столь высоких художественных высот в своем нужном деле. История русского православного нательного крестика не окончена, она продолжается. Крест получает новые виды исполнения, хотя стоит отметить, что медное литье нательных крестиков ныне полностью забыто и утрачено. На смену меди и бронзе пришел алюминий и его сплавы, прочно обосновалось золото и серебро, делают крестики и из платины.  Медные старинные кресты тельники так и останутся уникальным явлением старообрядческой производственной деятельности, результатами которой пользовалась вся империя.


Рекомендуемые товары