Серебреная ложка.

  • Серебреная ложка.
  • Серебреная ложка.
  • Серебреная ложка.
  • Серебреная ложка.
  • Серебреная ложка.
  • Серебреная ложка.
  • Серебреная ложка.
  • Серебреная ложка.
  • Серебреная ложка.
  • 29 000 руб.

Россия. Филигранная перегородчатая эмаль.

Эмаль – одна из ювелирных техник, суть которой заключается в покрытии художественных изделий из металла стекловидной массой. Выделяют расписную эмаль или живописную и перегородчатую эмаль, когда поверхность предмета покрыта тонкими металлическими перегородками, которые образуют рисунок. Пространство между перегородками заполняется стекловидной массой разных цветов. Эмаль — это тонкий слой стеклянного сплава, более или менее легкоплавкого, различных цветов. Ее наносят в порошкообразном состоянии на поверхность изделия и сплавляют непосредственно на нем путем нагрева изделия. Эмаль, кроме декоративного, обладает и защитным, антикоррозионным свойством, что позволяет использовать ее в условиях экстерьера.

 

Изделия с эмалью существовали уже в Древней Греции (1450 г. до н. э.), а также на Кипре (Х в. до н. э.) и в Азербайджане (VII в. до н. э.). В основном эмаль представляла собой расплавленное стекло. По мере развития техники усложнялась и техника эмалирования. В V в. до н. э. у кельтских племен, населявших часть Франции и Британии, появилась выемчатая эмаль. В Византии достигла высокого совершенства перегородчатая эмаль, и именно византийская, а не кельтская, эмаль считается классической. Она достигла расцвета до XII в.

 

Опыт Византии оказал решающее влияние на развитие техники эмалей в Европе в Средние Века; в начале X в. в Киевской Руси получила развитие оригинальная техника перегородчатой эмали.

 

С XII в. церковная утварь украшалась выемчатой эмалью, которой до XVI в. славился французский город Лимож. С XIV в. появилась эмаль по чеканному рельефу: вся поверхность покрывалась эмалью, сквозь которую просвечивало изображение. В эпоху Возрождения (Ренессанса) доминирующей техникой эмалирования стала объемная рельефная эмаль. В XV-XVI вв. Лимож стал центром развития живописной эмали. Особенную известность получила эмаль в стиле гризайль, т. е. эмаль в серых тонах: на пластину, отгрунтованную черной или темной эмалью, наносится изображение белой эмалью; в зависимости от толщины слоя темный цвет просвечивает больше или меньше, что дает серые полутона. Сначала в технике лиможской эмали изображали только библейские сюжеты, но на передний план выдвинулись мотивы итальянского Возрождения. По составу эмаль представляет собой стекловидный твердый раствор кремнезема, глинозема и др. окислов, которые обычно называют «плавнями». Некоторые из них увеличивают легкоплавкость, некоторые — тугоплавкость эмалей.

 

Эмали различают по составу и по технологическим особенностям подготовки металлической основы под эмаль. По составу эмаль разделяют на прозрачные и глухие (непрозрачные). По технологии среди эмалей различают:

 

Выемчатые эмали. Это наиболее древний вид художественной обработки. Для выполнения этого вида эмали на изделии предусматриваются специальные углубления — выемки, которые затем заполняют эмалью; чем глубже выемки, тем цвет получается темнее. Заполнение углублений эмалью может быть различным.

 

Перегородчатые эмали. Перегородчатые эмали с листовыми (ленточными) перегородками: эта разновидность достигла особого расцвета в Византии и домонгольской Руси. На золотом листе продавливается углубление, соответствующее контуру рисунка. К дну углубления припаиваются тончайшие полоски (ленточки), которые образуют перегородки; затем каждое углубление заполняется эмалью.

 

Перегородчатые эмали с перегородками из проволоки: эти эмали по своей технологии отличаются от вышеописанных тем, что перегородки изготавливают не из листового металла, а из волоченой проволоки, чаще серебряной. Материалом для изготовления основы изделия служит также серебро или красная медь. Филигранные перегородчатые эмали. Характерные для древнерусского ювелирного искусства XVI в. и особенно XVII в. Они изготавливаются из золота, серебра и меди. Этим видом эмали украшают самые различные предметы: посуду, ювелирные украшения, ларцы, коробочки, церковную утварь, оклады икон и др. Перегородки делаются из филиграни сученой и вальцованной проволоки, которые набираются по рисунку и напаиваются на изделие. Затем ячейки заполняются цветными эмалями и изделие обжигают.

 

Оконная эмаль. Возрождение этой разновидности эмалевой техники относится к XIX в. Она представляет собой миниатюрный цветной витраж, работающий на просвет. Оконная эмаль применяется в ювелирных украшениях и в украшениях абажуров, фонарей и лампад. Основой служит ажурная филигрань, просветы в которой заполняются эмалевой массой. После сплавления эмаль превращается в стекло, вправленное в просвет металлического кружева. Такие изделия очень эффектно смотрятся на просвет.

 

Сплошные эмали. Эмаль сплошь покрывает металлическую основу, изготовленную из черных и цветных металлов, имеющую лишь конструктивное значение.

 

Гладкие эмали. Наводятся на изделия в целях предохранения их от коррозии и почти не имеют эстетического значения; такими эмалями покрывают холодильное и кухонное оборудование, торговое оборудование, сантехнику.

 

Расписные и живописные эмали (финифть). Это тончайшая миниатюрная живопись эмалевыми красками на металлической основе, имеющая много общего с живописью по фарфору. Этот прием разработал Жан Тутен в 1632 г. В процессе своего развития миниатюра по эмали стала самостоятельным видом живописи.

Во второй половине XVIII в. распространился гильошированный рисунок: на фабриках на табакерки, ювелирные изделия, корпуса часов наносили и обжигали прозрачные эмали светлых тонов. Геометрический рисунок основы просвечивал сквозь эмаль, которую украшали живописным фрагментами или вплавляли золотые блестки.

 

Эмаль с накладками из металла (проволока, зернь, вырезки из листа) известна с XVI в. Русским вариантом этой техники являются устюжские эмали. В 1781 г. в Великом Устюге была открыта фабрика братьев Поповых, которая выпустила большое количество различных изделий — подносы, ларцы, коробочки табакерки и др. предметы, многие из которых хранятся в музеях России. Статья взята с сайта www.ostmetal.info.

История Эмали в России

Первое упоминание о Русских перегородчатых и выемчатых эмалях встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года. В те времена все виды Русских художественных эмалей назывались "финифть" и только в XIX веке старинное название "финифть", сменилось на новый термин "эмаль".

Эмаль представляет собой стекловидный порошок, получаемый измельчением стекловидных пластин до необходимой фракции. Измельченная в порошок эмаль смачивается водой до нужной консистенции и наносится в ячейки. Работа обжигается в печи или производится локальный обжиг эмали в каждой ячейке посредством газовой или бензиновой горелки.

Разные виды и цвета эмали требуют и разную температуру обжига, которая колеблется в диапазоне от 700 до 900 градусов по Цельсию. После обжига, порошок эмали сплавляется в цветной стекловидный слой, в зависимости от типа эмали: прозрачный, или так называемый "глухой" - цветной непрозрачный слой эмали.

Во время обжига эмалевый слой подвергается усадке, будучи насыпан до обжига по верхний край перегородки, он "опускается", становится ниже перегородки. Для полного заполнения ячейки, поэтому требуется неоднократный обжиг и пополнение обжигаемой эмали в ячейке. В зависимости от сложности композиции и задач, стоящих перед мастером, работа подвергается от 5 до ста обжигам. Мастер не имеет возможности вмешиваться во взаимодействие эмали и высокой температуры, он может лишь основываясь на опыте и интуиции регулировать время и температуру обжига. Именно это и формирует уникальность каждого произведения из эмали, повторить его не в силах даже автор. Каждое произведение существует лишь в одном экземпляре, оно уникально.

В последние десятилетия ХХ века техника горячей эмали вышла за рамки традиционного круга своего применения. Соединяя в себе ювелирную драгоценность материала со свободой станковой живописи, этот вид искусства не имеет широкого распространения и является элитарным. Горячая эмаль сочетает в себе много различных техник и способов обработки, как металла, так и самой эмали, дающих возможность разнообразных решений, как декоративных, так и сложно-живописных.



Рекомендуемые товары


Схожие по цене


Рекомендуемые товары