Серебряная табакерка или таблетница. Императорская Россия.

  • Серебряная табакерка или таблетница. Императорская Россия.
  • Серебряная табакерка или таблетница. Императорская Россия.
  • Серебряная табакерка или таблетница. Императорская Россия.
  • Серебряная табакерка или таблетница. Императорская Россия.
  • Серебряная табакерка или таблетница. Императорская Россия.
  • Серебряная табакерка или таблетница. Императорская Россия.
  • Серебряная табакерка или таблетница. Императорская Россия.
  • Серебряная табакерка или таблетница. Императорская Россия.
  • Серебряная табакерка или таблетница. Императорская Россия.
  • Серебряная табакерка или таблетница. Императорская Россия.
  • Серебряная табакерка или таблетница. Императорская Россия.

Серебряная табакерка или таблетница. Императорская Россия. 84 проба. С резным цветочным орнаментом в стиле Модерн. Четкое клеймение мастера В.Н. и проба 84. Кнопочный замочек с зеленым камнем.



Согласитесь, приятно чувствовать себя человеком образованным, осведомленным, понимающим. Но иногда предмет понимания может оказаться не так прост,

каким казался. В этой статье, как я надеюсь, вы сможете найти максимально логичную, простую и понятную информацию по сложному вопросу -

Что такое и в чем разница между  МОДЕРНОМ, АР-НУВО И АР-ДЕКО.

ТАК ЧТО ЖЕ С МОДЕРНОМ, АР-НУВО И АР-ДЕКО?????

В 1860—1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. Модерн (от французского moderne – «современный»)
 появился в конце XIX века. В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы.
 В различных странах стиль модерн называется по разному:

Франция, Бельгия - Ар Нуво,
Италия - Либерти,
Англия — модерн стайл,
Шотландия - Макинтош,
Голландия - Nieuwe Kunst,
Щвейцария — еловый стиль,
Германия - Югендстиль,
Испания — модернизм,
Австрия - Сецессион,
США — Тиффани,
Россия - просто - Русский модерн. 

"Начиная с 1890 года, в культуре наблюдаются глобальные изменения, которые касаются всех областей человеческого самовыражения. 
Эпоха Серебряного века в русской поэзии — завораживающая и романтичная, прекрасная и незабываемая, словно поцелуй женщины,
сопровождалась рождением изящного искусства форм во Франции.
"

Стиль Ар–нуво относится к стилю модерн, точнее является его частью.

То есть, художественное решение Ар-Нуво - это составная часть НОВОГО РЕШЕНИЯ, НОВОГО МЫШЛЕНИЯ, называемого и стилем, и эпохой МОДЕРН.

Из-за этого Ар–нуво воспринимают несерьезно и больше обращают внимание на модернистский стиль, что несправедливо.
Стиль Ар–нуво заслуживает отдельных лавров и повествования. Словосочетание L’Art Nouveau впервые начало широко использоваться во Франции в середине 19 века.

L’Art Nouveau переводилось как «новое искусство» и имело прямое отношение к стилю модерн. Однако Модерн и Ар–нуво совсем не одно и тоже. Ар–нуво означает декоративно–орнаментальный

стиль и, как это ни странно, был заимствован из японского искусства. Аналогичного в Японии стиля тогда не существовало. Зато были отдельные элементы характерные японской культуре, которые

как – то присмотрел французский живописец и мастер по керамике Ф. Бракмон. Он увидел японские цветные гравюры, сделанные на дереве. В них заворачивали пачки китайского чая.

Свою находку Ф. Бракмон привез во Францию. Благодаря этому, французские художники начали использовать японские мотивы в своем творчестве, развивая их и видоизменяя. Особенности ар-нуво,

как и модерна в начале его возникновения, это волнистые линии и формы по образцу органических растений (водные растения, магнолия, лилия), также лебедь, аист, пламя, развевающиеся волосы и т. п.

Это период свободного всплеска в художественном искусстве после сакраментального, статичного восприятия обществом человека и его окружающего мира нашел свое выражение в интерьере и

ознаменован появлением стиля ар нуво, который позже проявился во множественных интерпретациях и жанрах. Рождение этого стиля исторически связано с промежутком времени, когда окончательно

утвердились промышленные технологии изготовления продуктов потребления в результате господствующей в то время промышленной революции.

Итак, основа стиля модерн – это символ. Вообще, не стоит забывать, что Серебряный век был поистине утончен и романтичен – и как раз этими качествами был наделен новый
архитектурный стиль, получивший название модерн.
Символ модерна и, так сказать, фирменный знак - орнамент Германа Обриста "Удар бича"

Девиз модерна (в начальной форме - Ар-нуво) - "Назад к природе",
В архитектурных формах и живописи преобладают:
- извилистые линии,
- необычное сочетание дорогих и экзотических материалов,
- изображение фантастических существ,
- формы волны, раковины, драконов и павлинов, лебединых шей и томных женщин.

В формах — подчеркнутая асимметрия.
Листья, цветы, стволы и стебли, так же как и контуры тела человека или животного с присущей им асимметрией являются руководством к действию и источником вдохновения.
В основе стиля — тезис, согласно которому форма в искусстве важнее содержания.
Любое самое прозаическое содержание может быть представлено в высокохудожественной форме. Источником этой «новой формы» стали природа и женщина. Этому стилю свойственны
изысканность, утонченность, одухотворенность, изменчивость. Из этого следовал определенный набор цветов — блеклые, приглушенные; преобладание плавных, сложных линий.
Набор символов — причудливые цветы, морские редкости, волны.
Стилевые свойства модерна иногда сопоставляют с пластической системой барокко, справедливо усматривая между ними некоторое сходство в желании художников использовать
 в качестве выразительных средств формы органической природы. Многое модерн также взял от искусства стран Азии.
Цвета - природные оттенки в сочетании с золотом и серебром.

МОДЕРН пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии,
opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти.

Обязательным атрибутом этого стиля стали великолепные изделия из чугуна и кованого железа. Металлические ограды и навесы особняков начала XX века привлекают наше внимание и сегодня.
Особенно великолепно смотрится гармоничное сочетание плавности, романтичности, легкости и превосходного внешнего вида.

 Главная деталь модерна – натуральное дерево. Но особенной популярностью в этом стиле пользуется камень и гипс, являющиеся частью природы.
 Следует также отметить, что особенной ценностью становится стекло, на котором художники выполняли свои превосходные работы. Нередко в интерьерах использовались венецианское
стекло, вазы с изображением диковинных растений, хрусталь. Таким образом, стекло стало главной составляющей интерьера в стиле модерн. Насыщенностью красок, цветов и
творческой ценностью поражали великолепные расписанные витражи, украшающие шкафы, двери и многие другие предметы.

Обои, выполненные в эпоху модерна, вобрали в себя и элементы обоев и росписи, носившей символический характер.
Следует привести несколько примеров, а именно:
колокольчик -  символизировал желание,
кувшинка – тревогу.

Художественный стиль Ар-Нуво активно развивался с 1880 года вплоть до 1905, после стал второстепенным составным
компонентом коммерческого дизайна, который известен под названием модерн.

Особенно популярной в это время становится стеклянная, керамическая и из других материалов мозаика. Из мозаики выкладывались превосходные
картины, служащие украшением стен комнат и других помещений. Особенно ценится в модерне то, что в этом стиле отлично гармонируют между
собой совершенно разные материалы, в числе которых можно назвать металл и камень, дерево и стекло, роспись и обои.
Основными цветами этого стиля являются естественные природные оттенки,  придающие интерьеру легкость и романтичность.
Освещение в помещениях, выполненных в стиле модерн, стараются выполнять нежно приглушенным, которое создает атмосферу романтики и уюта.
Потолки комнат в стиле модерн поражают своеобразием оформления - тонкие, темного дерева балки, обрамляющие белые штукатуренные кессоны,
или легкая лепнина, имитирующая ряску заросшего  пруда, или причудливо изгибающиеся линии с витражными вставками. Впрочем, это может быть
и гладкий открашенный потолок с какой-нибудь изысканно-процветшей витражной люстрой. Интерьер помещения, созданного в данном стиле,
представляет собой единое целое – различные узоры повторяются в очертаниях мебели, изображены на тканях и могут повторяться в аксессуарах.
Стиль ар-нуво благодаря своей вычурности и изяществу до сих пор вдохновляет современных дизайнеров на создание различных роскошных имитаций.

Однако архитекторы «нового стиля» придавали флореальным формам более сложное значение, выходящее за рамки простой стилизации растений.

Очертания зданий расплываются,амебообразно вдавливаются, образуют спиралевидныепланы или аморфные фигурации, выступающих в самых

неожиданных местах внутрь или наружу. Иногда даже превращаются в структурную бесформенность.

Сложной является и конструкции крыш: складчатые, изломанные, растресканные, изогнутые, висячие и в виде оболочки. На основе изогнутых линий

они разрабатывали концепцию непрерывного «перетекающего» пространства, объединяющего утилитарную функцию архитектурных сооружений, мебели,

бытовых предметов с их конструкцией, внешним декором и технологией обработки материала. Эта новаторская концепция обусловила целостность и

органичность Ар-Нуво.

В рисунках и расцветках интерьера в стиле Ар–нуво преобладают цвета, которые существуют в природе и рисунки – геометрические фигуры, формирующие природные образы.

Это могут быть зигзаги, треугольники, овалы и т.д. Особое предпочтение отдается кругу.

«Символ солнца» можно встретить в этом стилевом дизайне интерьера намного чаще, чем другие фигуры.

Так Ар-нуво связывается с авторами:

дизайна мебели — Эмилем ГаллеО КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИИ СЕРЕБРЯНЫХ ИЗДЕЛИЙ



СТОИМОСТЬ СЕРЕБРЯНЫХ ИЗДЕЛИЙ зависит от рыночной цены драгоценного металла.
Соответственно обладание функциональными и декоративными серебряными предметами (не говоря уже о золотых) испокон века рассматривалось как показатель уровня достатка. Более того, поскольку изделия можно продавать на вес для переплавки в слитки, серебро также представляет капиталовложение "на черный день".

Однако при определении коллекционной ценности и стоимости серебряных изделий коллекционеру важны иные достоинства, а именно - художественный уровень дизайна и мастерства, равно как форма и декор, хотя оценка последнего зависит от личных пристрастий и постоянно меняющейся моды.
О многом говорит патина на поверхности металла, однако решающее слово принадлежит клеймам с именем мастера и датой. Умение распознать наличие или отсутствие этих характеристик дает ключ к успешному коллекционированию серебра. Как "смотреть" серебро

КАК СТАРАЯ ПОСЛОВИЦА " Не все то золото, что блестит" остерегает потенциальных покупателей этого драгоценного металла, так же и клейма на серебре остерегают коллекционера, поскольку они могут ввести в заблуждение. Как-то меня попросили идентифицировать серебряный бочонок с клеймом "EPNS". "Ведь это чистое английское натуральное серебро и, вероятно, дорого стоит?" К сожалению, мне пришлось огорчить ее. Бочонок был из накладного никелевого серебра и, разумеется, стоил гораздо дешевле чисто серебряного.

Мечта коллекционера обрести серебряный предмет в отличном первоначальном состоянии осуществляется редко. Поэтому следует внимательно изучать изделия, сопоставляя поверхность, стиль и декор с информацией, предоставляемой клеймами, и решать, связаны ли несоответствия с починкой или подделкой.

Изменения и починка могут иметь место, но отражаются на цене. Учитесь распознавать пивные кружки, переделанные в кувшины (добавлен носик), и ранние предметы с поздним декором (чаще всего викторианского периода). Старые выгравированные гербы и инициалы часто стирали и наносили новые, - серебро делалось таким тонким, что прогибалось при легком нажиме. Иногда эти тонкие участки закрывали "заплаткой" или, что сложнее определить, стертый участок вырезали и вставляли новый, а швы скрывали под гравировкой.

Особенно важное значение имеет цвет серебра. Я всегда тру поверхность мягкой тряпочной, чтобы проверить цвет. С течением времени антикварное серебро приобретает голубой оттенок, а современное имеет яркую зеркальную поверхность. Остерегайтесь яркой сверкающей поверхности на антикварных предметах; возможно, слой серебра скрывает свинцовый припой. Один из способов отыскать следы реставрации, скрытые под сияющей полировкой, - слегка подышать на подозрительное место, и все огрехи тут же "высветятся".

Возьмите с собой карманные весы: стоимость зависит от веса. Магнит поможет выявить посеребренные железо или сталь, а сквозь карманное увеличительное стекло вы будете рассматривать клейма.

Хороший указатель клейм поможет индентифицировать английское серебро; не стоит выучивать все литеры, обозначающие дату, и клейма мастеров - их слишком много. В Англии существует подробнейшая система клейм, но у большинства стран имеются специфические клейма (в том числе и России).

После изучения клейм следует проверить их подлинность, проще подделать клеймо, чем все изделие. Фальшивые клейма, штампованные из мягкого металла, имеют более мягкий очертания, чем подлинные стальные клейма.

Еще один ключ к определению фальсификата - расположение клейм, меняющееся в зависимости от года производства. Верное расположение подробно описано в хорошем справочнике. Один из известных трюков - взять набор подлинных клейм с небольшого предмета (ложки) и припаять его на крупное изделие. Фальшивые клейма выдают скученность расстановки и следы пайки по контурам клейма. Клейма

Серебро - мягкий металл, редко употребляемый в чистом виде; в серебряные сплавы добавляется медь. Тем не менее количество чистого серебра в изделиях варьировалось вплоть до 1300г., когда Эдуард I установил систему клеймения английского серебра, приведя его к общему стандарту. По стандарту серебро должно было составлять в сплаве 92,5% (7,5 отводилось меди), чтобы официально называться "стерлинговым" и иметь право на клеймо с головой леопарда.

Клеймо мастера вводится в 1363 г., лишив возможности фальсификаторов чеканить голову леопарда. Литера с указанием года пробы добавилось в 1478 г., и наконец, в 1544 г. идущий лев подтвердил королевский контроль над пробирной палатой. Это основная система английских клейм, к которым время от времени добавлялись другие.

Пробирные клейма означали город, где серебро проверялось на чистоту. С 1478 г. пробирные мастера (проверявшие и клеймившие серебро) обязывались делать это в здании Гильдии золотых дел мастеров, чтобы предотвратить незаконное клеймение некачественных изделий. Лондон, первый английский центр клеймения, сначала не имел пробирного клейма. В 1544 г. голова леопарда (изначально - клеймо стерлингового серебра) стала клеймом лондонской пробирной палаты. С конца ХVII в. были учреждены другие пробирные палаты. Каждый центр имел свое клеймо: Честер (1686-1962) - меч и три снопа пшеницы; Эксетер (1701-1883) - замок с тремя башнями; Ньюкасл (с1702) - три замка; Бирмингем (с 1773) - якорь и Шеффилд (с 1773) - корону.

Клеймо мастера. С 1363 г. клеймо мастера, "именник", было его символом (многие тогда не умели читать). В конце ХVII в. к символу добавились инициалы мастера. На протяжении следующего века символы вышли из употребления, и клеймо состояло из инициалов имени и фамилии мастера. В период британского стандарта (1697-1720) мастеров обязывали зарегистрировать новые знаки, состоящие из первых двух литер их фамилии.

Буквенные годовые клейма. Означающая дату литера, появившаяся на лондонском серебре в 1478 г. и используемая до сих пор, указывает год пробирования предмета в пробирной палате. Литера изменялась ежегодно, так как поначалу пробирные мастера ежегодно сменялись. Литеры (обычно в алфавитном порядке) в каждой пробирной палате различные. Буква заключена в щиток, также ежегодно меняющий форму.

Клеймо стерлингового серебра. В Англии серебро, соответствующее требуемому высокому стандарту, клеймилось головой леопарда. Так как этот знак восходил к королевскому гербу, его называли "королевским клеймом". Когда клеймом стерлингового серебра стал идущий лев (1544), голова леопарда стала клеймом лондонской пробирной палаты. Клеймо "идущий лев" сменилось клеймом британского стандарта (1697-1720).

Британский стандарт. Во время гражданской войны в Англии (1649-1660) огромное количество стерлингового серебра было переплавлено в монеты для выплаты жалованья солдатам. После реставрации монархии (1660), когда на престол вступил Карл II, спрос на домашнее серебро возрос настолько, что монеты пустили на переплавку для производства необходимой домашней утвари. Делалось это нелегально, и для уничтожения этой практики в 1697 г. был введен британский стандарт: 95,8 % беспримесного серебра. Для контроля над системой установили новые клейма. Идущий лев сменился фигурой женщины, олицетворяющей Британию, а львиная голова - головой леопарда в короне (клеймо лондонской пробирной палаты того времени). Стерлинговый стандарт был вновь принят в 1720 г.

Налоговое клеймо. Впервые налог на серебро стал взиматься в Англии в 1720 г. Расходы Англии в период Американской войны за независимость (1775-1783) увеличили потребность в финансовых средствах, что привело к увеличению налога. В 1784 г. использовалось клеймо с профильной головой монарха, свидетельствующее об уплате налога во время пробирования. Профили монархов появлялись на английском серебре до 1890 г., когда серебряных дел мастера добились отмены налога.

Юбилейные клейма. По просьбе мастера пробирное управление на определенный период может легализовать клеймо в честь важного события или юбилея. Эти клейма не являются обязательными. В Англии среди юбилейных клейм - "Золотой юбилей" Георга V и королевы Марии (1935), коронация Елизаветы II (1953) и ее "Серебрянный юбилей" (1977).

ЕВРОПЕЙСКИЕ КЛЕЙМА

франция
С ХVI в. гильдия серебряных дел мастеров, La Maison Commune, клеймила французское серебро литерой под короной. Контроль за пробированием и клеймением серебра перешел от гильдий к государству после Французской революции (1789). В 1797 г. были установлены два стандарта серебра - 95% и 80% чистого серебра - обозначавшиеся французским петухом в щитке и цифрами 1 или 2 - для более высокого или более низкого стандарта соответственно. С 1833 г. для крупных предметов использовалось клеймо Минервой.

Россия
Пробирные палаты были основаны в Москве и Санкт-Петербурге в ХVII в., на серебре ставились городское и пробирное клейма, а также "именник" мастера. Изначально московским городским клеймом был двуглавый орел. В 1741 г. его сменил Георгий Победоносец на коне, пронзающий копьем змия. Стандартизированная система клейм появилась в России в 1896 г.

Германия
До создания единого немецкого государства в конце ХIХ в. гильдии торговцев контролировали стандарт серебра, и предметы метились городским клеймом и клеймом мастера. Такие города, как Дрезден и Нюрнберг, также имели систему клейм с литерами, обозначающими дату. В 1888 г. клеймо с короной и полумесяцем обозначало беспримесное серебро от 80%. Точная пропорция чистого серебра указывается цифрой. К примеру, число - 800, обозначало 800 частей чистого серебра к тысячи.

Испания
В Испании с ХVI в. серебро имело клеймо мастера и городское. Клеймо Мадрида - башня; цифра внизу - годовое клеймо. Пробирный мастер также добавлял свое клеймо.

КЛЕЙМА США
В США никогда не было универсальной системы клеймения. Однако многие американские мастера клеймили изделия инициалами имени и полной фамидией, а не инициалами, как в Англии. Большинство мастеров ставили на изделиях свое имя или название компании, сокращенно или полностью. Это помогает определить, где и когда был сделан предмет, так как дизайн зависит от места и времени производства. Некоторые фирмы также применяли собственную систему датировки изделий. Например, фирма "Горэм" из Провиденса (штат Род-Айленд) обозначала каждый год разными символами. История светильников

ХОТЯ СВЕЧИ СЛУЖИЛИ ИСТОЧНИКОМ СВЕТА со времен Средневековья, первоначально подсвечниками пользовались только церковь и состоятельные люди. Производимые в огромных количествах с ХVIII в., подсвечники в ХIХ в. стали покрываться роскошным декором. По сей день подсвечник - один из самых излюбленных предметов коллекционирования.

В Средние века, до появления свечей, использовались масляные лампы. Ранних подсвечников сохранилось очень немного, так как во время войн их переплавляли на монеты. После реставрации монархии в 1660 г. подсвечники ковали из тонкого листового металла.

К концу ХVII в. искусные мастера-гугеноты, бежавшие из Франции от религиозных преследований, ввели в практику литье подсвечников из цельного серебра. Цоколь, стоян (ножка) и сам свечник отливались по отдельности, а потом спаивались. Литые подсвечники были тяжелые, прочные, часто со сложным рельефным декором.

Мода начала ХVIII в. на простые, минимально декорированные подсвечники сменилась в 1730-х гг. более богатой орнаментикой. Некоторые талантливые мастера переняли пышный стиль французского рококо. Наиболее изящные подсвечники того времени представляют искусно отлитые стояны в виде женских фигур, держащих над головой розетки для свечей. К 1780 г. модная вычурная орнаментика уступила место сдержанному декору неоклассического периода. В то же время рост таких промышленных центров, как Бирмингем и Шеффилд, обеспечивал массовое производство подсвечников. Теперь их чеканили из листового серебра, а полые части для устойчивости заполняли смолой, деревом, иногда металлом.

Для производства менее дорогих подсвечников в Бирмингеме и Шеффилде применялся процесс механической чеканки с закладыванием листового серебра в пресс-форму с рельефным узором (с 1760-х гг.).

Как и подсвечники, канделябры часто были парными. Они вошли в обиход с середины ХVII в., однако большинство сохранившихся экземпляров относится к ХVIII - ХIХ вв. Сначала канделябры делали с двумя простыми рожками. Количество рожков увеличивалось с конца ХVIII в., когда обеденное время переместилось с дневного на вечернее.

Масса полезных принадлежностей, включая щипцы для снятия нагара и подсвечники для тонких свечей, также изготовлялась из серебра. Щипцы для снятия нагара со свечи - инструмент с двумя кольцами, как у ножниц, с небольшой коробочкой, применялись для подрезания прогоревшего фитиля до изобретения самопоглощающего фитиля в 1820-х гг. Маленькие подсвечники предназначались для тонких свечек, от которых прикуривали трубку, освещали письменные столы или расплавляли сургуч для запечатывания писем.

В ХIХ в. декоративный стиль в соответствии с викторианским вкусом обрел преувеличенную вычурность. В последние годы века к литью прибегали редко, поскольку этот прием обработки серебра стал непомерно дорогим, а механизация производства предполагала выпуск не парных подсвечников или канделябров, а больше наборов.

В конце ХIХ - начале ХХ в. многие серебряных дел мастера противились массовому производству. Они сосредоточились на работе в стиле средневекового ручного ремесла с использованием первосортных материалов и простого дизайна в духе японского искусства. От стилей "Искусства и ремесла" и ар нуво до ар деко мастера ХХ в. сумели охватить и возрождение исторических стилей, и минималистский современный дизайн. История сосудов для питья

В СТАРИНУ СТОПЫ, кружки и стаканы были приблизительно одной формы. В начале ХVIII в., когда привозные чай, кофе и шоколад отодвинули пиво на второй план, пивные кружки превратились в декоративный предмет для подарков. Потребовались сосуды для подачи экзотических напитков, какими считались тогда чай и кофе, и появились серебряные чайники и кофейники.

До ХIХ в. фарфоровые, стеклянные и серебряные сосуды оставались привилегией высших сословий. В богатых домах пили только из серебра. Емкости для пунша, вина и крепких напитков также были серебряными, повторяя разнообразные формы керамической или оловянной утвари.

Простая цилиндрическая стопа с простой гравировкой - один из ранних видов серебряных питьевых сосудов, сохранившиеся экземпляры которых относятся к ХV в. Устойчивые пивные кружки с откидной крышкой к концу ХVI в. стали производиться, по ранним деревянным образцам, из цельного серебра. Наравне с этим популярными сосудами делали кружки, чаши и кубки. На больших застольях подавались "заздравные чаши" - высокие кружки с деревянными колышками внутри, указывающий меру питья на одного человека, и шотландские низкие чары с двумя ручками. Кувшины для напитков также делались из серебра. К середине ХVIII в. надобность в емкостях для экзотических чая, кофе и шоколада создала большое поле деятельности для серебряных дел мастеров. Чайники, кофейники и шоколадницы стали основными изделиями нового производства. В течение ХVIII в. серебряных дел мастера производили столовые принадлежности, в том числе сахарницы, корзинки для печенья, сливочники и чайницы, совочки для сухого чая. Большие серебряные чайники-бульотки и кофейники с подставками подавались на стол вместе со спиртовками.

Обычай подавать к столу вино способствовал появлению бутылочной, а также рюмочной передачи для охлаждения напитков. Со времен Средневековья лед хранили в переносных емкостях, специально сделанных для охлаждения фляг, бутылок и стаканов. Серебряные полоскательницы, ведерки для охлаждения вина и чаши для пунша занимали почетное место в буфете, демонстрируя богатство их обладателя. Среди других изделий - кубки, бытовавшие с ХVI в., ярлыки-пластинки с названием вина, подвешивавшиеся на горлышко бутылки или графина, воронки, подносы для стаканов, графины и кувшины. для приготовления пунша требовались ситечки для процеживания лимонного или апельсинового сока и терки для мускатного ореха.

До конца ХVIII в. большинство сосудов сохраняло форму ранних образцов. Развитие механизированного производства в ХIХ в. и расширившееся использование листового серебра позволили производить цилиндрические и овальные чайные и кофейные принадлежности. Более поздние викторианские изделия имели форму луковицы.

С конца ХIХ в. сосуды для питья делались в различных стилях. В ХХ в. новые идеи способствовали широкому развитию производства в стилях ар нуво, ар деко и модернистском. Некоторые английские ювелиры отвергали механизацию и работали в русле движения "Искусства и ремесла", черпая вдохновение в далеком прошлом.


КОФЕЙНИК

Первые кофейники появились в самом конце ХVII в., когда кофепитие вошло в моду. Кофейники того времени имеют прямые или восьмигранные тулова, крышку в форме купола или конуса, прямой или граненый носик. Их можно отличить по скупому декору: простой гравированный герб или рельефный декор вокруг носика или основания. К 1750-м гг. форма сменилась балясовидной или грушевидной, появилось фигурное основание. Образцы того времени имеют изогнутый носик и чеканный или гравированный декор. С приходом неоклассицизма предпочтение было отдано форме урны. Изогнутые ручки сделаны из дерева или слоновой кости. Многие стили
ХVIII в. имитировались в ХIХ - ХХ вв., поэтому клейма очень важны при определении даты производства.

ЧАЙНИК

Активная торговля с Китаем в ХVII в. способствовала импорту чая в Европу. Сначала только состоятельные люди могли позволить себе новый напиток - по причине его дороговизны. Первые европейские чайники были миниатюрными, так как их использовали не для заварки, а для кипятка, которым заливали листья чая в чашке. Они были шарообразной или грушевидной формы, а иногда - восьмигранной, напоминавшей форму кофейника. Сферический чайник в форме ядра вошел в моду в 1720-х гг. и был очень популярен в Шотландии на протяжении последующих 40 лет. Другие формы чайников - урна, ваза и барабан - использовались в неоклассический период в Европе и США, а чайники в форме ладьи были модны в период регентства. Викторианская эпоха возродила все дизайны.


ПИВНЫЕ КРУЖКИ

С конца ХVII в. пивные кружки были самой распространенной посудой для питья в Англии. Ранние образцы, как правило, имели цилиндрическую форму, плоскую ступенчатую крушку с одной или несколькими ободками и изогнутую, почти без декора ручку. Когда к концу ХVIII в. вошло в обычай пить вино, кружками стали пользоваться гораздо реже, превратив их, по сути, в сувенирные - массивные, тяжелые и пышно украшенные. Плоские крышки сменились куполообразными, многие поздние экземпляры покрывали позолотой. В ХIХ в. на простые кружки ХVII в. и георгианского периода часто наносили чеканный и гравированный декор в угоду викторианским вкусам; к некоторым кружкам припаивали носики, превращая их в кувшины.

История столовых приборов

СТОЛОВОЕ СЕРЕБРО представляет отличный объект коллекционирования. Ложки использовались с древних времен и служили подарками со времен Средневековья; вилки же вошли в обиход только в ХVI в. Традиция подавать к столу приборы берет начало в ХVII в. Позднее столовое серебро определяло достаток и статус хозяина.

До ХVI в. еду брали руками или ложкой, и когда на континенте появилась вилка - до того ее использовали только для десертов - она стала самым употребимым прибором. Двор Карла II приобщился к еде вилкой во время изгнания во Франции и привез эту практику в Англию после Реставрации (1660).

После возвращения Карла II французское серебро вошло в обиход в фешенебельных английских кругах. Среди новых моделей - усовершенствование ранней, более простой английской модели, стебель которой завершается теперь плоским расширяющимся черенком с тремя фестонами.

На одной распространенной модели с "кружевным" узором ложка имела декоративные завитки на выпуклой стороне чашечки. К концу ХVII в. фестончатый край вилок и ложек превратился в волнистый. У столовых вилок было два-три зубца. Ранние вилки были довольно маленькими. В то время столы сервировали по французской моде - ложки клали чашечкой вниз, в вилки - черенками вверх, чтобы продемонстрировать гербы владельце.

Под влиянием моды на столовое серебро в едином стиле в ХVIII в. сильно возросло производство приборов. Однако лишь единичные комплекты сохранились полностью. Первая модель называлась "ганноверской", с плоским закругленным, загнутым вверх концом стебля и рубчиком по черенку.

С 1760-х гг. "ганноверская" модель переродилась в "староанглийскую". Ее стебель имел простой закругленный конец, загнутый вниз, а не вверх, в соответствии с новой модой класть столовые приборы лицевой стороной вверх. Примерно в то же время появились вилки с четырьмя зубцами вместо трех. С развитием столового этикета появились позолоченные приборы для десерта.

С конца ХVIII в. разработка механизированного производства в Шеффилде позволила выпускать столовое серебро разнообразнейших моделей. Самыми популярными в конце ХVIII - ХIХ вв. были модели "Скрипка", а также "Король" и "Королева" (с начала ХIХ в.) с узором раковин и лиственных завитков. С этого времени приборы ценятся значительно выше, если продаются в специальных ящиках для столового серебра.

Американские столовые принадлежности ХIХ в. не уступали европейским. В США производили десертные приборы оригинальных моделей. Часто применялась позолота, чтобы подчеркнуть рисунок изделий. Также серебро комбинировали с медью и бронзой для создания высокохудожественных дизайнов в стиле "Эстетического движения" 1870-х гг.

источникhttp://antiqueshop.ru



Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо
  • 26 000 руб.