Пано с православными крестами 18-19 век

  • Пано с православными крестами 18-19 век
  • Пано с православными крестами 18-19 век
  • Пано с православными крестами 18-19 век
  • Пано с православными крестами 18-19 век
  • Пано с православными крестами 18-19 век
  • Пано с православными крестами 18-19 век
  • Пано с православными крестами 18-19 век
  • 17 000 руб.

Киотный крест с фрагментами белой эмали конец 18 века или начало 19 века. Целая походная ладанка образок в левом верхнем углу. Хороший коллекционный образок из оловянистой бронзы с Николаем Чудотворцем. Хорошее коллекционное состояние.
Киотный крест отличается от нагрудных крестов большими размерами и не имеют ушка для шейного шнура. Помещались на специальных полочках (киотах) среди святых икон в красном углу, прикрепляли на косяки дверей жилища. Ими венчали домашние иконостасы, брали с собой в странствия, походы, поездки для устроения временных алтарей.


Для людей, исповедующих православие, носимый на груди крест - личная святыня, способ постоянной связи с другими верующими и Богом, знак устремления к духовной и эстетической цельности. Крест символизирует подвиг Христа и Его Воскресение. Выставка из собраний Российского этнографического музея посвящена исторической символике, а также типологии, формам бытования нагрудных крестов у православных мирян России, в различных этнокультурных традициях.  Тельники и более крупные кресты, носимые поверх одежды, получили широкое распространение уже с первых веков крещения Руси. В ХII-ХIII вв. преобладающим типом нагрудного креста были энколпионы - двустворчатые кресты-мощевики. Разнообразны формы четырехконечных киевских энколпионов: с округлыми, трапециевидными концами; со средокрестием, образованным дугами или уподобленным квадрату, ромбу. Иконографическая композиция обычно объединяла створы: на лицевой стороне помещалось изображение Распятия (без показа Голгофского креста), на оборотной - Богородицы, святых. В это же время появляются энколпионы с изображением русских святых, князей Бориса и Глеба. В XV-XVI вв. наряду с энколпионами весьма распространены производные от них кресты - повторяющие их форму (квадрифолий и др.), но монолитные и с более подробным изображением обстоятельств Распятия и более широким представлением святых. На верхнем конце креста нередко воспроизводился один из ключевых христианских сюжетов - Спас Нерукотворный, Престол Уготованный и др. На кресте появляются надписи: ЦРЬ СЛВЫ ("Царь славы") и NИK



Крест киотный сформировался в связи с развившейся на Руси традицией осенять Крестом ворота города и ворота двора, вход в любой дом, перекрестья и повороты улиц и дорог. Киотные Кресты врезались также в деревянные могильные кресты, в поклонные и обетные кресты на святых местах или просто дорогах. Киотные уличные Кресты чаще всего делались литыми из меди, бронзы, спруды, покрывались цветными эмалями и специальной черной патиной, предохраняющими металл от коррозии. Восьмиконечная форма киотного креста получила своеобразное развитие: между главным перекрестьем и нижней косой перекладиной помещались по бокам Креста две пластины с изображением предстоящих - Девы Марии, Марии Магдалины, Иоанна Богослова и Лонгина Сотника. Средняя часть Креста таким образом получала форму прямоугольника или квадрата.. Вокруг верхней же перекладины располагались изображения Херувимов. В целом такой Крест приобретал храмоподобный силуэт, как бы являя любому путнику всю полноту благодати Христовой Церкви и ее благословение.


Рекомендуемые товары