Известные марки (бренды) второй мировой войны.

  • Известные марки (бренды) второй мировой войны.

Поставщики техники и вооружения для армии Третьего Рейха.

"Кому война, а кому мать родна" - приходит на ум пословица, когда изучаешь историю прошлого века многих европейских концернов.  Теперь это солидные фирмы, дорожащие своей репутацией, что это не помешало многим из них поработать на военную машину Третьего Рейха. Возникающий вопрос о том, что привело их в стан пособников нацизма и могли ли они отказаться, лежит в другой плоскости и требует отдельного исследования. Важно то, что эти компании сделали свой посильный вклад в строительство вооруженных сил и военной инфраструктуры Германии в 1930-е — 1940-е гг. В статье будет рассказано о тех фирмах, которые изготавливали военную продукцию, снабжая ей немецкую армию. Для сравнения будут упомянуты товары, которые производятся ими в настоящее время и присутствуют на отечественном рынке, а также то, что изготавливалось ими в войну.   Важной проблемой, при создании армии, является проблема формы, которая должна быть надежна, в меру «красива» и не вызывала бы стыда перед соседями, с которыми предстоит воевать. Сейчас под торговой маркой Нugo Boss («Хьюго Босс») выпускается элегантная одежда, дорогая парфюмерия, а накануне и в период Второй мировой войны эта фирма была поставщик обмундирования для армии. На мощностях Нugo Boss производилась униформа для частей Вермахта, войск СС и рабочего персонала нацисткой Германии. Одежда выпускалась многомиллионными партиями и использовалась армией в течение всей войны. Немецкие солдаты смогли продемонстрировать «новинки компании» во многих странах, промаршировав по всей Европе и северу Африки. Другой немецкой фирме Аdidas (Адидас), которая известна тем, что сейчас выпускает спортивную одежду, обувь и разнообразный инвентарь, повезло меньше. Руководители компании — братья Дасслеры — были убежденными нацистами. Первоначально это вселяло веру в безоблачные перспективы компании. Победы спортсменов на Олимпийских играх 1932 и 1936 гг. в обуви от Дасслеров лишь укрепляли ее авторитет. Все изменилось в 1939 г. С началом войны предприятие было конфисковано, а сами производители обуви отправлены на фронт. На одной из фабрик было решено наладить производство ручных противотанковых гранатометов. Впрочем, мощности и оборудования Аdidas были к этому не приспособлены и очень скоро на них вновь стали производить спортивную тренировочную обувь для солдат Вермахта. В непосредственном сотрудничестве с «оружейниками» работали другие производители. Так, оружейные стволы винтовок Маuser изготавливались предприятиями компании Daimler-Benz (Даймлер-Бенц). Сейчас это крупная фирма по производству автомобилей, силовых установок и многого другого, что связано с транспортом. 70 лет назад она производила отличные двигатели, которые стояли на многих самолетах Люфтваффе (большинстве модификаций Ме-109, Ме-110, Аг-240 и многих других), на подводных лодках Германии. Один из основных танков начального периода войны — Рг. Крfw. III (более известный как Т-3) — разрабатывался и выпускался на предприятиях этой фирмы. С 1940 г. на его основе начали производить Stug III — самоходное штурмовое орудие. Продукция Daimler-Benz была высокого качества, а потому танковые клинья Гудериана и Майнштейна, волчьи стаи подводных лодок Деница успешно выполняли свои боевые задачи. Также фирмой производились штабной бронеавтомобиль Sd.Kfz. 247 и колесно-гусеничный тягач Sd.Kfz. 8. На базе последнего была разработана самоходная противотанковая установка, вооруженная 88-мм зенитной пушкой Flac-18. На ниве изготовления продукции для подводного флота Германии подвизалась и фирма VАRТА (Варта нем. Verrieb, Aufladung, Reparatur Treansportabler Akkumulatoren -- Распространение, зарядка и восстановление портативных элементов питания). Ее название говорит само за себя — это современный производитель элементов питания. Батареи и аккумуляторы VАRТА активно использовались не только на подводных лодках различных серий Кригсмарине, но и в технике Вермахта, и в частях Люфтваффе.   Авиация была одним из основных потребителей продукции различных немецких фирм. Помимо уже упомянутых Daimler-Benzи VАRТА продукция для летных соединений Германии изготавливалась на заводах фирмы ВMW (нем. Bayerische Motorenverke — Баварские моторостроительные заводы). На предприятиях автомобильного гиганта производились двигатели для самых разных типов самолетов — для истребителей (FW-190), бомбардировщиков (Оо-17), разведчиков (Ju-388), транспортных (Ju-52). Это далеко не полный перечень образцов немецкого авиапрома, на которых стояли двигатели из Баварии. Не осталась в стороне фирма и при серийном производстве реактивных истребителей Не-162 «Salamander», зенитных управляемых ракет НS-117. Также на предприятиях ВМW был налажен выпуск мотоциклов с колясками и без, которые наравне с «Цундапами» (нем. Zundap) широко использовались мотострелковыми частями немецкой армии. Фирма Volkswagen (Фольксваген в переводе с нем. «Народный автомобиль») также принимала активное участие в изготовлении военной техники. У ее истоков стоял не только конструктор Фердинанд Порше, но и небезызвестный Адольф Гитлер. С 1939 г. завод полностью переключился на производство техники для воюющей армии. Volkswagen был перепрофилирован для выпуска легкого армейского автомобиля Кubelwagen (сейчас бы его назвали Джип, а в переводе в немецком это означает «Открытый вездеход»), а также амфибии Schwimmwagen. Они повсеместно использовались в частях и как средство доставки пехоты, и как штабные машины. Производством автомобилей для армии Volkswagen не ограничивался, не зря Фердинанда Порше называли «Отец танков». В течение войны ему пришлось поучаствовать в проектировании нескольких бронированных монстров. Прежде всего, это Pz. Крfw. VI «Тiger II» (Королевский тигр), самоходное орудие «Ferdinand» (названное так в честь создателя, а позже переименованное в «Слон» нем. «Еlefant») и сверхтяжелый танк «Маus» (с нем. Мышонок). Последний проект стал символом гигантомании, которая на поздних этапах войны овладела умами танковых конструкторов нацисткой Германии. Кроме того, при изготовлении опытных образцов «Мышонка» в наиболее полном объеме проявилась кооперация немецких промышленников. При создании этого танка, помимо Volkswagen, приняли участие Daimler-Benz (двигатель), Siemens (агрегаты электротрансмиссии), а также ряд других фирм. В производстве бронетехники принимала участие и другая немецкая фирма — МАN.(нем. Маschinenfabrik Augsburg Nurnberg «Машинная фабрика Аугсбург-Нюрнберг»). Ныне она известна тем, что выпускает автобусы, грузовые автомобили, дизельные двигатели. В период власти Гитлера ее производственные возможности были направлены сначала на изготовление танка Рг. КрМН (более известного как Т-2), а позже «Пантера», серийное изготовление которого продолжалось с 1943 г. и до конца войны. Из-за нехватки мощностей к производству были привлечены и ряд других фирм, в том числе Daimler-Benz. Также МАМ занималась производством дизельных двигателей для автомобильного транспорта Вермахта, дизельных силовых установок, используемых на различных типах подводных лодок Германии, а также крупных надводных кораблях, таких например, как тяжелый крейсер «Дойчланд». Моторизация частей, высокая оснащенность танковой, автомобильной и гусеничной техникой немецкой армии позволили до поры до времени осуществлять стратегию Блицкрига. Не последнюю роль в этом сыграли двигатели от Мауbach, которые стояли на многих образцах техники: полугусеничных тягачах Denmag D7, Sd.Kfz.7, тягаче-амфибии LWS, целом ряде модификаций немецких танков — от Pz. Kpfw.I до Рz. Кр. В настоящее время Мауbach нашла свое призвание в производств двигателей, а также дорогих автомобилей.  Аudi, по прихоти новых властей Германии, еще до войны потеряла независимость. Вместе с рядом других фирм, таких как DKW, Wanderer, Ноrсh, она была объединена в компанию под названием Аuto Union («Объединенные автомобили»). Собрав под одним крылом нескольких производителей, Аuto Union удалось максимально сконцентрировать усилия на производстве автомобильной техники для нужд армии. Под маркой Ноrсh выпускались средние легковые автомобили Ноrсh 901, легкие разведывательные автомобили ЗSd.Kfz. 200-й серии. Одним из немногих производителей, кому удалось сохранить свою специализацию, была фирма Ореl (Опель). В 1940 г. она была взята под контроль нацистскими властями и начала снабжать вооруженные силы Германии 3-х тонными грузовыми автомашинами — «Опель-Блитц», а также штабными легковыми автомобилями. На базе бронетранспортеров от Ореl — Sd.Kfz.4 выпускались самоходные пусковые 10-ствольные установки. Сегодня Volkswagen, Аudi, ВМW, Ореl — это крупные производители автомобильной техники Германии.   Известный современный производитель колесной техники: грузовых автомобилей, экскаваторов, бульдозеров — фирма Hanomag (нем. Наnnoverische Маschinenbau АG — «Ганноверское машиностроительное акционерное общество») — в войну прославилась тем, что выпускала зенитные пушки Flak-40 и была основным производителем бронетранспортеров Sd.Kfz.251 и Sd.Kfz.11. Sd.Kfz. 251 (или просто «Ганомаг») был рабочей лошадкой немецких моторизованных частей на протяжении всей войны. Его использовали дня транспортировки пехоты и тяжелого вооружения (минометов, крупнокалиберных пулеметов, устанавливали пушки, огнеметы и пусковые ракетные установки). На его базе создавались санитарные, штабные машины и машины связи. На «Ганомаге» и на более компактной модели бронетранспортера Sd.Kfz.250 «Greif» стояли генераторы фирмы Воsch (Бош), выпускающей в настоящий момент широкий спектр бытовой техники. Одним из слагаемых успеха немецкой армии в войне была широкая оснащенность военной техники высокоточными приборами и хорошим оптическим оборудованием. И сегодня оптика фирмы Carl Zeiss AG («Акционерное общество Карл Цейсе») широко используется при производстве фотоаппаратов, микроскопов, биноклей и многих других приборов, в которых используются линзы. Во Вторую мировую войну эта компания, уже зарекомендовавшая себя на рынке, выпускала бинокли для армии, оптические прицелы для снайперских винтовок, а также многочисленные модификации и типы смотровых приборов, которые использовались в пехотных частях, танковых войсках, артиллерии, авиации и флоте Германии. Отличные характеристики оптических приборов не раз выручали, например, немецких танкистов, вступающих в противоборство с советскими тяжелыми танками. Последние на заключительных этапах войны обладали толстой броней, мощным артиллерийским вооружением и могли легко поражать вражеские боевые машины. Но из-за недостаточного качества оптического оборудования на танках СССР немецким танкистам удавалось подбивать советские боевые машины с предельных дистанций, исключая противоборство в ближнем бою. По иронии судьбы, после окончания войны продукция Карл Цейсе стала широко использоваться уже в Советском Союзе. Предприятие располагалось в ГДР, и около 2/3 продукции предприятия поставлялось в СССР. Основным потребителем выступала Советская армия — бинокли, прицелы, оптическое оборудование для различных образцов военной техники. Помимо оптики, фирмой Цейсе в ходе войны была изготовлена партия активной поисковой системы для авиации — FuG280 «Кiel» Z.   Серьезных успехов на ниве изготовления радиопоисковых систем добилась фирма Siemens (Сименс) — современный производитель бытовой техники, радиооборудования, телефонов сотовой связи. В войну она занималась изготовлением электрооборудования и приборов связи. Телекоммуникационные системы Siemens, изготавливаемые на мощностях фирмы, использовались в основном в авиации: приборы наведения и навигации, альтиметры и т.д. Также фирмой изготавливалась радиолокационная техника для сухопутных сил Германии, флота, а также средства борьбы с аналогичными вражескими системами. Так, в 1943 г. компания начала поставки радарной системы Siemens Jagdschlob, первой подобной радарной системы с обзорным сканированием. Siemens производила РЛС дальнего обнаружения самолетов противника и наземного управления действиями ночных истребителей — FuMG402 «Wassermann» («Водолей»). Поступали заказы Siemens и от представителей Кригсмарине. Фирма снабжала флот Германии (в основном подводные лодки разных типов) электродвигателями. Сервомоторы Siemens стояли на зенитных управляемых ракетах «Wasserfall» (Водопад). Одним из мощнейших конкурентов Siemens на рынке коммуникационного оборудования выступала фирма Теlefunken («Телефункен»). Сейчас это известный производитель в сфере компьютерных и телекоммуникационных технологий, а также радио. В войну Теlefunken работал над многочисленными модификациями систем РЛС для бомбардировочной и истребительной авиации: бортовых активных поисковых систем FuG 200-й серии, которая обладала различными характеристиками и радиусами действия. Также Теlefunken производила оборудование систем автоматического управления огнем, средства радиоэлектронной борьбы. В ходе самой войны фирмой была разработана и запущена в серию наземная РЛС FuMo51 (для Люфтваффе) и FuMo52 «Маmmut» (для Кригсмарине).

Одной из ведущих компаний по производству вооружений для немецкой армии в период Второй мировой войны было монополистическое объединение из Эссена — Кrupp (с нем. «Крупп»). Концерн включает мощные металлургические и машиностроительные предприятия, заводы по производству оборудования, боеприпасов и т.д. Фактически Кrupp мог осуществлять полный цикл производства от выплавки стали до изготовления готовой высокотехнологичной продукции. В наше время на рынке России можно встретить немало металлоизделий этого промышленного гиганта Германии. В период Второй мировой Кrupp производил фактически весь спектр вооружений, использующихся немецкой армией.  Одним из важных направлений деятельности концерна было производство сухопутных артиллерийских орудий. Кrupp производил противотанковые орудия (РаK43/41), 150-мм гаубицы образца 1918 г., осадные 211-мм орудия (К-38). Ко всем видам пушек Кrupp огромными партиями выпускались боеприпасы. Другой важный аспект деятельности монополии — это производство 150-мм зенитных пушек Flak 50/60, а также 88-мм зенитных пушек. Последняя стала настоящей легендой в немецкой армии. После первых опытов ее использования как средство борьбы против танков, она стала пушкой двойного назначения — гроза вражеской авиации и колесно-гусеничной техники. Уже в ходе самой войны конструкторами были внесены ряд изменений, и 88-мм пушку начали выпускать в нескольких вариантах, в том числе смонтированной на специальной мобильной платформе. Широко ее использовали при вооружении танков «Тигр», «Королевский Тигр»; самоходной установке «Nashorn» (Носорог), истребителях танков «Jagdpanter» (Ягдпантера) и «Еlefant» (Слон). Также весьма распространен в немецкой армии был 3-х осный грузовой автомобиль L2H143 от Кrupp, который применялся как тягач легких орудий, основа для зенитных пушек и транспорт для пехоты.   Большой задел у Кrupp был в области военно-морских вооружений. Наряду с целым рядом крупных судостроительных компаний концерн получил заказы на строительство подводных лодок I, II, X, XVII, XVIII и др. классов. Всего на верфях Кrupp было изготовлено 130 лодок. Важным этапом сотрудничества металлургической фирмы с флотом было изготовление орудийных систем для крупнейших надводных кораблей немецкого флота (380-мм корабельные пушки SKC-34, которые стояли на вооружении линкоров «Бисмарк» и «Тирпиц»).   Модификация этого крупнокалиберного орудия под названием «Зигфрид» использовалась как береговая артиллерия. Наиболее известна батарея «Тодта», располагавшаяся недалеко от Кале, ее пушки стреляли по Дуврскому проливу. Вероятно, наравне с Кrupp крупнейшей немецкой монополией, которая сделала существенный вклад в развитие немецких вооружений, было химическое объединение компаний IG Farben (также «И.Г.Фарбениндустри», нем. Interessen-Gemeinschaft Farbenindustrie АG -- «Концерн производителей красильных материалов»). В объединение входила известная ныне фирма ВАSF («Басф», нем. «Вadische Anilin und Soda Fabrik» — «Бадовская фабрика по изготовлению анилина и соды»). В настоящее время она занимается производством различной химической продукции, участвует на территории России в проектах разработок полезных ископаемых. Кроме того, ВАSF известна на нашем рынке как производитель носителей информации (видеокассет, дисков). Также в концерн входила фирма АGFА («Агфа»), в настоящий момент занимающаяся производством и распространением товаров для создания, обработки и воспроизведения изображений. Кроме того, в IG Farben были включены и ряд других производителей. Одной из наиболее известных была Вауеr АG («Байер АГ») — фармацевтический гигант, производящий широкий спектр лекарственных препаратов. В канун войны объединенные химические предприятия поставляли существенную долю продукции для вооруженных сил Германии. К1938 г. на предприятиях концерна работали 218 тыс. чел., IG Farben уступала по этим показателям только железнодорожной отрасли и почте. С началом мирового конфликта деятельность химического концерна еще более активизировалась. Армии требовалось все больше продуктов химической промышленности: синтетическое топливо, целый спектр изделий из резины, каучука, которые применялись в технике. Нужны были химикаты, шедшие на производство готовой продукции, изготовление взрывчатых веществ. Особое место в концерне IG Farben уделялось производству отравляющих веществ, в т.ч. и «знаменитого» газа для концлагерей — «Циклон-Б».  


Рекомендуемые товары


Схожие по цене