Фото галерея и публикация посвященная легендарному немецкому тяжелому танку.


В августе 1942 года Управление вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) вермахта разработало тактико-техническое задание на тяжелый танк, призванный s перспективе заменить недавно запущенный в производство «Тигр»-Pz.VI Ausf.E. На новой машине предполагалось использовать сконструированную в 1941 году фирмой Krupp 88-мм пушку с длиной ствола в 71 калибр. Осенью 1942 года к проектированию танка приступили фирма Henschel и конструкторское бюро Фердинанда Порше, вновь вступившего в соревнование с Эрвином Адерсом. Надо сказать, что ничего принципиально нового доктор Порше не предложил. Его танк VK 4502(Р)-заводское обозначение Тур 180/181 или Sonderfahrzeug III-представлял собой несколько переработанный применительно к новому тех заданию танк VK 4501(Р). От последнего позаимствовали ходовую часть, силовую установку из двух карбюраторных двигателей Simmering-Graz-Pauker мощностью 200 л.с. каждый и электрическую трансмиссию. В других вариантах проекта, предложенных конструкторским бюро Porsche AG, предполагалось использование иных типов двигателей, в том числе спаренных дизелей мощностью по 370 л. с. каждый или одного Х-образного 16-цилиндрового дизель-мотора мощностью 700 л.с, и гидромеханической трансмиссии. Были разработаны и два варианта компоновки ганка VK 4502(Р): с передним и задним расположением башни. Во втором случае двигатель размещался в средней части корпуса, а отделение управления-спереди. Главными недостатками проекта VK 4502(Р) были недоведенность и низкая надежность электротрансмиссии, дороговизна и невысокая технологичность производства. Шансов на победу в конкурентной борьбе с машиной Э.Адерса у нее практически не было, тем не менее в 1943 году завод Friedrich Krupp AG в Эссене успел изготовить 50 башен для танка Порше. Что касается проекта фирмы Henschel-VK 4503(H), то он в значительно большей степени отвечал требованиям военных. В частности и выдвинутому в феврале 1943 года требованию максимально возможной унификации с танком «Пантера II». Впрочем, создавая новый тяжелый танк, Адерс также не изобрел ничего оригинального: взамен «ящикообразного» корпуса старого «Тигра» в основу его проекта были положены формы и пропорции корпуса и башни «Пантеры». При этом 150-мм лобовую броню корпуса расположили под углом 50° к вертикали, а 80-мм бортовую-25°, 8 ходовой части применили девять сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией. Часть деталей ходовой части {в частности, ведущих колес) заимствовали у "Тигра» и «Пантеры». В наследство от последней новой машине достались 700-сильный двигатель Maybach HL 230P30 и система охлаждения с четырьмя радиаторами, расположенными попарно слева и справа от двигателя. По-«пантеровски» в силовом отделении разместили и вентиляторы. У "Тигра» заимствовали карданный вал, а маску пушки и установку курсового пулемета унифицировали с «Пантерой II». В середине января 1943 года Гитлеру показали модель танка VK 4503(Н). «Игрушка» понравилась и работа пошла полным ходом. При этом, так же, как в случае станком «Тигр», поступило распоряжение фюрера использовать на танке Henschel уже изготовленные башни конструкции Порше. 20 октября на полигоне Арис в Восточной Пруссии фюреру продемонстрировали полнораэмерный деревянный макет новой машины. (8 ноября 1943 года в сборочный цех с фирмы Wegmann поступили первые три полностью скомплектованные башни и началась сборка танков. До конца года были изготовлены три предсерийных образца. Новый танк получил обозначение Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182), позже замененное на Panzerkampfwagen-Tiger Ausf.B или Tiger II. Неофициальное название Konigstiger-«Королевский тигр»-в вермахте использовалось довольно редко, но именно оно стало наиболее популярным у противников Германии. Так, например, в нашей стране словосочетание «Королевский тигр» известно каждому, а «Тигр Б» или «Тигр II» в большинстве случаев вызовет недоумение. Серийное производство началось в январе 1944-го. В соответствии с заказом Управления вооружений предполагалось изготовить 1237 танков «Тигр II» со средним темпом сборки 120 машин в месяц. Однако планам этим с самого начала не суждено было сбыться. Еще 23 октября 1943 года, то есть спустя три дня после показа на полигоне Арис, 486 английских бомбардировщиков бомбили Кассель. Город был разрушен на 80%, досталось и заводам Henschel. В результате к маю 1944 года заводские цеха покинули только 20 серийных «королевских тигров». Своего максимума производство достигло в августе, но и тогда не дотянуло до планового. Еще один крупный удар по немецким танковым заводам авиация союзников нанесла осенью. После этого выпуск «тигров II» сократился почти втрое. С марта 1945 года к их производству должны были подключиться заводы Niebelungenwerke в Сент-Валентине, но по понятным причинам этого не произошло. Таблица производства «королевских тигров» составлена по данным книги немецкого исследователя Вальтера Шпильбергера «Тигр» и его варианты». Другой немецкий автор-Фриц Хан привадит другое число танков, выпущенных в 1945 году,-112. Подобное разночтение не позволяет точно указать общее число этих машин-оно колеблется от 477 до 489, без учета трех прототипов, покинувших заводские цеха в 1943 году. Как уже упоминалось, на первых 50 танках устанавливались башни конструкции Порше. Первые же бои с участием «королевских тигров» выявили у нее ряд недостатков, например, склонность снарядов к рикошету вниз при попадании в лобовую часть, что грозило пробоиной в относительно тонкой крыше корпуса. К маю 1944 года фирма Krupp разработала новую башню, которую стали устанавливать на танки, начиная с 51-й машины. Эта башня имела прямую 180-мм лобовую плиту, исключавшую возможность рикошета - ее больший забронированный объем позволил увеличить боекомплект с 77 до 84 выстрелов. Помимо замены башни, ставшей наиболее крупной модернизацией, в конструкцию танка в процессе серийного производства вносились и другие более мелкие изменения. Была усовершенствована конструкция пушки, усилено бронирование моторного отделения, установлен новый прицел. В конце ноября 1944 года на «королевских тиграх» появилась новая гусеница Kgs 73/800/152, а в марте 1945 года внедрили бескомпрессорную продувку канала ствола пушки. Она осуществлялась воздухом, поступавшим из специального цилиндра, куда нагнеталась с помощью энергии отката орудия. К этому же времени пулеметы MG 34 заменили на MG 42, а шаровую установку курсового пулемета-на установку пистолета-пулемета МР 40. По мере приближения конца войны в конструкцию танка вносилось все больше упрощений. На машинах последних выпусков, например, отсутствовала даже внутренняя окраска. В течение всего периода серийного производства предпринимались неоднократные, но безуспешные попытки усовершенствовать бортовые передачи и двигатель танка. Как и в случае с «Тигром», сборка «королевских тигров» на фирме Henschel теоретически была разделена на 9 этапов (по 6 часов на каждый). В среднем же на сборку одного танка требовалось до 14 дней. При этом от 18 до 22 машин одно временно находилось в сварочном цеху, а 10-в сборочном. Что касается расхода материала, то на изготовление одного «Королевского тигра» уходило 119 798 кг стали (для сравнения: на «Пантеру»-77 469 кг). В начале 1945 года 10 танков с башней Henschel были переоборудованы в командирские. Сократив боекомплект до 63 выстрелов и демонтировав спаренный пулемет, на освободившемся месте разместили радиостанции Fu 5 и Fu 7 (вариант Sd.Kfz.267) или Fu 5 и Fu 8 (вариант Sd.Kfz.268). Переделкой занималась фирма Wegmann. Первая командирская машина Panzerbefehlswagen Tiger l покинула заводской цех 3 февраля 1945 года. Линейным и командирским вариантами, собственно, и ограничиваются все модификации танка «Королевский тигр». Однако существовало несколько нереализованных проектов. В конце 1944 года, в рамках программы перевооружения германских танков фирма Krupp приступила к проектированию танка «Тигр II», вооруженного 105-мм пушкой с длиной ствола 68 калибров. Пушка размещалась в стандартной хеншелевской башне и должна была оснащаться прицелом, стабилизированным в вертикальной плоскости наведения. Бронебойный снаряд массой 15,6 кг покидал ствол с начальной скоростью 990 м/с. В металле эта машина изготовлена не была. В течение 1944 года велось проектирование двух тяжелых самоходно-артиллерийских установок на унифицированном шасси, в котором использовались моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть - Тигра II». Последняя при этом была удлинена до 11 опорных катков на борт. Шасси получило обозначение Geschiitzwagen VI. Сборка самоходки 17 cm K44(Sf)/GwVI велась на полигоне фирмы Henschel в Зеннелагер. Масса машины с экипажем из 8 человек, боезапасом в 5 выстрелов и 30-мм лобовой броней достигла 58 т. Как следует из названия САУ, она должна была вооружаться170-мм пушкой К44. До конца войны почти полностью успели изготовить одну машину без вооружения, которую захватили союзники. Другую машину предполагалось вооружить 210-мм мортирой. Ее масса составляла 52,7 т, а в возимый боекомплект входили только 3 выстрела, САУ 21 cm Mrs.18(Sf)/Gw VI построена не была. Шасси «королевских тигров» планировалось использовать для транспортировки 280-мм железнодорожной пушки К5. Артиллерийская часть (ствол, лафет и опорная плита) в походном положении устанавливались на два специально оборудованных танковых шасси, получивших обозначение Gerat 566. Эти машины, как, впрочем, и Gerat 817-спроектированный из агрегатов «Королевского тигра» самоходный лафет для 305- и 420-мм минометов, остались на бумаге. Описание конструкции Компоновка танка «Тигр» Ausf.B такая же, как и у всех немецких танков периода Второй мировой войны, то есть с передним расположением трансмиссии. Отделение управления занимало переднюю часть танка. В нем размещались главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота. Слева от коробки передач располагались органы управления танком, контрольные приборы и сиденье механика-водителя. Справа-курсовой пулемет, сиденье стрелка-радиста и часть боекомплекта пушки. Радиостанция также находилась в отделении управления-над коробкой передач и правой бортовой передачей. Боевое отделение располагалось в средней части танка. Над ним на шариковой опоре размещалась башня, в которой устанавливались пушка и спаренный с ней пулемет, а слева от пушки-механизмы управления огнем, телескопический прицел, ножные педали для поворота башни от гидропривода и ножной спуск пулемета, сиденья наводчика и командира танка. Справа от пушки находилось сиденье заряжающего. На днище танка под вращающимся полом боевого отделения устанавливался гидропривод поворота башни и размещались два топливных бака. В моторном отделении, в кормовой части корпуса, находились двигатель, вентиляторы и радиаторы системы охлаждения, топливные баки. Между моторным и боевым отделениями имелась перегородка. Силовая установка танка-Тигр» Ausf.B была целиком заимствована у танка «Пантера», а трансмиссия-у танка «Тигр» Ausf.E КОРПУС танка по форме был идентичен корпусу танка «Пантера». Он изготавливался из катаных броневых плит, соединенных в шип и обваренных аустенитовыми электродами (то есть электродами из высокоуглеродистой стали). В корпусе танка использовалось шесть типов плит толщиной от 25 до 150 мм. Верхний лобовой лист корпуса выполнялся сплошным и имел только амбразуру под шаровую установку курсового пулемета. В передней части крыши корпуса были смонтированы смотровые приборы механика-водителя и стрелка-радиста, защищенные броневыми П-образными скобами. В верхней части лобового листа слева сделан вырез, чтобы обеспечить механику-водителю максимальный обзор. Кроме того, в передней части крыши корпуса имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста. Для входа и выхода из танка крышки люков приподнимались вверх и отводились в сторону с помощью специального подъемно-поворотного механизма. Как и на танке «Пантера», люки-лазы были выполнены в крышке люка, предназначенного для монтажа и демонтажа трансмиссии. Между люками-лазами находилось вентиляционное отверстие, закрытое броневым колпаком. Внутренние водонепроницаемые переборки делили кормовую часть корпуса на три отсека. В центральный отсек, где находился двигатель, вода не поступала Два крайних при преодолении водных преград вброд могли заливаться водой-Эти отсеки закрывались сверху броневыми решетками, четыре из них служили для притока охлаждавшего радиаторы воздуха, а две средних-для его отвода. В крыше центрального отсека находился люк, в крышке которого имелись две отдушины для притока воздуха к воздушным фильтрам, а также три отверстия: для заливки воды в систему охлаждения, для доступа к горловине системы питания и для установки воздухоподводящей трубы при подводном вождении танка (системой ОПВТ было оснащено незначительное количество машин ранних выпусков). В днище корпуса были предусмотрены люки для доступа к торсионам подвески, к спускным кранам систем питания, охлаждения и смазки, к водооткачивающей помпе и к спускной пробке картера коробки передач. Перед сиденьем стрелка-радиста в днище был оборудован аварийный люк. Верхняя ветвь гусеницы и вертикальная часть борта корпуса прикрывались 6-мм фальшбортом, который одновременно являлся подкрылком. По немецким данным, за неделю боев с 13 апреля 511 sPzAbt записал на свой боевой счет 102 советских боевых машины! Правда, традиционно не сообщается, сколько из них сгорело, то есть было потеряно безвозвратно. Остатки 505.sPzAbt, приданые остаткам 5-й танковой дивизии, закончили свой боевой путь в Пиллау (ныне г. Балтийск Калининградской области РФ). 502-й (бывший 102-й) и 503-й (бывший 103-й) тяжелые танковые батальоны СС участвовали в обороне Берлина. Последний «Королевский тигр» был подбит в Берлине 2 мая 1945 года в районе моста Шпандау. К сожалению, в немецкой статистике последнего месяца войны дэклея объединенные данные по обоим типам «тигров», поэтому указать точное количество «королевских тигров» на том или ином театре военных действий не представляется возможным. По состоянию на 28 апреля 1945 года на Восточном фронте находилось 149 «тигроа» обоих типов (из них боеготовых-118), в Италии-33 (22), на Западе-18 (10). В настоящее время «королевские тигры» имеются в экспозициях Saumur Musee des Blindes во Франции, RAC Tank Museum Bovington (единственный сохранившийся экземпляр с башней Порше) и Royal Military Colledge of Science Shrivenham в Великобритании, Munster Lager Kampftruppen Schule в Германии (передан американцами в 1961 году), Ordnance Museum Aberdeen Proving Ground в США, Switzerlands Panzer Museum Thun в Швейцарии и Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке под Москвой. Оценка машины В целом ряде источников, как зарубежных, так и отечественных, довольно усердно культивируется идея о том, что, дескать, «Королевский тигр» создавался тогда, когда потребность в быстроходных танках отпала, и задача заключалась в том, чтобы удержать в руках то, что уже было захвачено. Поэтому и было, якобы, разработано техническое задание на менее скоростной, но зато лучше защищенный и вооруженный, чисто оборонительный танк. Так ли это на самом деле? Техническое задание на будущий «Королевский тигр» было выдано в августе 1942 года. В этот период немецкие войска, находившиеся в Африке, стояли у Эль-Аламейна, на Восточном фронте шло стремительное наступление на южном фланге-на Сталинград и Кавказ. Тогда же началось производство «Тигра», полным ходом шли испытания «Пантеры» и отступать в рейхе никто не собирался. Однако сразу возникает вопрос: зачем понадобилось начинать проектирование еще одного тяжелого танка? Ведь и «Пантера», и «Тигр» по своим боевым возможностям заметно превосходили все танки стран антигитлеровской коалиции. Ответ прост-«Королевский тигр» создавался... под пушку. Признаться, случай в истории танкостроения редчайший. Обычно было наоборот. Действительно, к тому времени на основе зенитной пушки Flak 41 была разработана противотанковая пушка Рак 43. Сразу возникла идея установить ее на «Тигр». Но попытка не удалась из-за недостаточных размеров его башни. В итоге это орудие стали устанавливать на САУ «Фердинанд». Но от мысли разместить его в танке не отказались. И Гитлера, и генералов, по-видимому, гипнотизировали исключительные баллистические качества орудия. Тогда-то, судя по всему, и появилось предложение о создании мощной, лучше всех вооруженной и самой неуязвимой боевой машины. Придание ей каких-либо «оборонительных» свойств изначально не предусматривалось. В создании танка, как известно, участвуют три стороны. Заказчик определяет тип танка с учетом вероятного противника и экономических возможностей страны, конструктор реализует заказ в чертеже, а изготовитель воплощает задуманное в металле. Роль заказчика при этом самая важная, его ошибки не смогут исправить ни конструктор, ни производитель. Рассмотрим три основных оценочных параметра «Королевского тигра»-огневую мощь, броневую защиту и подвижность. Компоновки танка касаться не будем, поскольку ничего нового по сравнению с «Пантерой» в нее внесено не было, более того-даже забронированный объем «Королевскоготигра» оказался почти таким же, как у «Пантеры» (18,7 и 17,2 м3 соответственно). Что касается вооружения, то, на первый взгляд, тут все в порядке: 88-мм пушка Рак 43 считается одним из лучших и мире танковых орудий Второй мировой войны. На дальности 1500 м ее бронебойный снаряд пробивал 215-мм броню, то есть в пределах дистанции прямого вые грела (для центральноевропейского ТВД это 180.0 м) был способен поразить любой советский, американский или английский танк. Но достаточно взглянуть на ТТХ этих боевых машин, чтобы увидеть, что ни одна из них такой броней никогда не защищалась. И тут напрашивается вопрос: зачем нужна пушка, возможности которой чуть ли не вдвое перекрывают возможность цели ей противостоять? (Примерно в аналогичной ситуации, то есть при отсутствии адекватного противника, отечественная 57-мм противотанковая пушка ЗИС-2 в 1941 году была просто снята с производства, которое возобновилось только в 1943 году.) Вплоть до конца войны эта задача успешно решалась 88-мм пушкой KwK 36 L/56, 75-мм KwK 42 L/100 и даже 75-мм KwK 40 L/48! Логичнее было бы использовать Рак 43 как противотанковое орудие особой мощности в буксируемом и самоходном вариантах (что, в общем-то, на практике и делалось), а не на массовом тяжелом танке (первоначально план по выпуску «королевских тигров» превышал 1500 единиц). Что касается броневой защиты, то «Королевский тигр», безусловно, самый толстобронный танк Второй мировой войны, причем с ярко выраженным дифференцированным бронированием. Однако стремление к абсолютной неуязвимости новой машины привело к непомерному росту ее массы. Результат же оказался не таким, каким ожидался. О различных способах борьбы с «королевскими тиграми» говорилось выше, но похоже, что при его проектировании не один из них конструкторами в расчет не принимался. Создается впечатление, что заказчик представлял себе поле сражения в виде огороженного забором большого плаца. Но советские танкисты и артиллеристы на Сандомирском плацдарме, подпустившие «тигров» вплотную, а затем в считанные минуты превратившие самые толстобронные танки в решето, и американские парашютисты под Бастонью, в упор расстреливавшие «тигры» из «базук», по-видимому, ничего об этих представлениях немцев не знали. Идея сработала бы только при условии навязывания противнику огневого боя на большой дистанции. Только в этом случае преимущества «Королевского тигра» в вооружении и броневой защите оказались бы реализованными. Но для этого было необходимо постоянное и интенсивное маневрирование на поле боя, а вот это-то и не обеспечивалось ни моторно-трансмиссионной группой, ни ходовой частью танка. Показатели, характеризующие маневренные качества «Королевского тигра», не такие уж плохие. Исключение составляет только удельная мощность. Однако в данном случае на ошибку заказчика наложилась и ошибка конструктора. С одной стороны, из-за отсутствия агрегатов, соответствовавших массо-габаритным характеристикам «Королевского тигра», на нем использовали таковые от «Пантеры» и «Тигра», с другой-применили новую схему ходовой части с двумя рядами катков и сверхширокими гусеницами (отсюда и удельное давление меньше, чем у «Тигра»). О том, что получилось в итоге, можно судить по выводам, сделанным после испытаний трофейных танков, проведенных в СССР в 1944 году: 1.Танк, вследствие поспешности выпуска, имеет большое количество конструктивных недостатков, главными из которых являются: 1. Бортовая передача разрушается полностью через 250-350 км пробега вследствие недостаточной механической прочности подшипников. 2.Зубцы венцов ведущих колес, ввиду применения двойного трака с одной цевкой, изнашиваются полностью через 250-350 км и к дальнейшей эксплуатации не пригодны. Кроме того, выход зуба венца из цевки гусеницы не отработан, в результате чего гусеница наматывается на ведущее колесо или проскакивает. 3.Направляющие гребни заклиниваются между дисками опорных катков, так как не учтено изменение профиля между дисками катков, вызванное деформацией резины внутренней амортизации катков. 4.Коробка перемены передач и механизм поворота перегреваются; наспех поставленный резервуар с водой для охлаждения масла КПП, при отсутствии циркуляции воды, не оправдывает своего назначения. 5.Двигатель, благодаря большому весу танка, перегружен и также имеет тенденцию к перегреву и заклиниванию вала, в результате чего на машине введен ряд предохраняющих приспособлений. Что касается «поспешности» выпуска, то наши специалисты тогда еще просто не знали, что разработка «Королевского тигра» началась в 1942 году, и времени у немецких конструкторов было достаточно, У них не было агрегатной базы для танка такой массы, о чем заказчик не мог не знать. Теперь уже можно смело утверждать, что «Королевский тигр» оказался самым бесполезным немецким танком периода Второй мировой войны. И не по причине небольшого числа выпущенных машин (почти 500 единиц-это немало!), а из-за мизерного количества этих танков, участвовавших в боевых действиях. Большинство «королевских тигров» постоянно находилось в ремонте. Кроме того, львиная доля безвозвратных потерь приходится на машины, просто-напросто брошенные экипажами из-за технических неисправностей. Таким образом, заказчик совершил грубую ошибку, и при оценке вероятного противника, и при учете экономических возможностей страны, в итоге неправильно выбрав тип танка. Здравый смысл был принесен в жертву чисто пропагандистской идее создания «неуязвимого оружия возмездия», достигшей своего апогея при создании сверхтяжелого танка «Маус».

Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо

Рекомендуемые товары


Схожие по цене