Крест 2-ого класса. 3 РЕЙХ

  • Крест 2-ого класса. 3 РЕЙХ
  • 11 000 руб.

Магнитная железная сердцевина креста в оригинальном черном окрасе, без потертостей и царапин. Это коллекционный орден в практически идеальном состоянии ("неврученка"), в комплекте с оригинальной лентой (полноценный размер, не укорочена) и конвертом.




1 сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу. В тот же день А. Гитлером было подписано постановление о возобновлении Железного креста, получившего статус ордена. Отличие Железных крестов 1939 года от крестов времен Первой мировой войны состоит в том, что на их лицевой стороне в центре креста изображена свастика, на нижнем плече приведен год третьего возобновления Железного креста - 1939, а на оборотной стороне крестов 2-го класса, Рыцарского и Большого только указан на нижнем плече год первоначального учреждения Железного креста - 1813. Следует также отметить, что, согласно постановлению, Большой крест должен был иметь золотую оправу вместо серебряной, характерной для Больших крестов предшествующих периодов и Железного креста вообще.

ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ
Своим возникновением награда обязана королю Пруссии Фридриху Вильгельму III, учредившему её 10 марта 1813 г., в период войны с Наполеоном. Идея заимствована от французского ордена Legion d'honneur. Внешняя форма Железного креста была определена эскизом, выполненным самим Фридрихом Вильгельмом III. В соответствии с этим эскизом известный немецкий архитектор Карл Фридрих Шинкель (1781 - 1841 гг.) создал окончательный вид этого знака, отличающегося своей строгостью и простотой. Награда имела два класса и Большой крест. Имеются сведения, что Фридрих Вильгельм III предполагал учредить 3-й класс знака отличия Железного креста в виде железной медали в серебряной оправе, однако этому не суждено было сбыться. Согласно статусу Железный Крест был боевой наградой и потому вводился только с началом крупной войны (1813 г. - война за свободу (Befreiungskrieg), Франко-Прусская война 1870-1871 гг., Первая Мировая война 1914-1918 гг.) в мирное же время им никто не награждался. В 1939 г. награда была восстановлена Гитлером (Сам Адольф Гитлер во время 1-й Мировой войны стал кавалером Железного Креста, который, кстати, так и остался его единственной наградой. Сначала в декабре 1914 г. он был награжден Железным Крестом 2-го класса, а затем 4 августа 1918 г. - 1-го класса, за захват в плен вражеского офицера и 15 солдат), как дань храбрости немецким воинам эры Бисмарка и Первой Мировой войны, правда, с изменением статута: к существовавшим ранее степеням ордена был добавлен Рыцарский крест, к 1945 г. число степеней которого возросло до пяти. Награждённые рыцарскими крестами, стараниями министерства пропаганды, становились национальными героями. Списки представленных к награде ежемесячно печатались в специальных проспектах, об их подвигах можно было прочитать в любой газете, их снимали для пропагандистских киножурналов. Награжденными могли быть все солдаты и офицеры немецкой армии, и союзники. Железный крест, первоначально учрежденный как награда за храбрость на поле боя очень скоро стал наградой и для полувоенных организаций: полиции, пожарных и железнодорожных частей, гитлерюгента. Хотя декларировалось, что им мог быть награждён любой солдат Рейха, шансы получить награду у военнослужащих элитных частей были на порядок выше. Это в первую очередь касалось войск СС. В соответствии с традицией, для того, чтобы получить следующую степень награды необходимо было быть уже награждённым предыдущими, при этом Железные кресты разного достоинства могли носиться одновременно. Очень часто кавалеры железного креста заказывали за свой счёт официальные копии и носили их.
Железный крест 2 класса (das Eiserne Kreuz 2. Klasse (сокр. EKII)) вручался личному составу армии, флота или партийных организаций за проявленные храбрость и героизм в отдельно взятом боевом эпизоде, или действий не входящих в обязанности. Эта награда присуждалась также гражданам других стран, воевавшим на стороне Германии. Крест состоял из трех частей: железной, зачерненной, основы а также лицевой и наружной рамок. Данная оправа в большинстве случаев изготавливалась из серебра, а также так называемого «немецкого серебра» - сплава меди, цинка и никеля. Некоторые же последние военные экземпляры содержали только цинк. Основа выполнялась из чистого железа, за исключением морских наград (последние изготавливались из черненой латуни или меди, для ношения в условиях морского климата). Крест имел диаметр 44 мм и миниатюрную свастику, располагавшуюся в центре схождения лучей. На нижнем луче был выбит год основания награды в третьем рейхе - 1939. На обратной стороне - год первоначального учреждения - 1813. По правилам, крест носился на бело-красной орденской ленте, символизировавшей цвета нового Рейха, на шее. На практике же, на ленте крест носился только на официальных мероприятиях. Для каждодневного ношения использовалась только орденская ленточка, продетая в отверстие второй пуговицы мундира - в традиционном прусском стиле. В случае получения пристежки 1939 г., которая носилась слева на нагрудном кармане, обязательно добавлялась наградная лента, продетая через вторую петлицу униформы. Награда доставлялась несколькими способами. Либо в голубом бумажном конверте с названием награды, написанным готическими буквами (Eisernes Kreuz 2nd Klasse), либо в специальной кожаной коробочке (последний способ применялся для лиц достаточно высокого звания). Награжденный получал соответствующие запись и штамп в свою солдатскую книжку, а также сопроводительные документы. Документ мог быть написан готическим или обычным шрифтом с указанием имени, звания, названия части и класса присвоенной награды. Обычно не записывалось, за что была присвоена данная награда, но в редких случаях описание помещалось на обратной стороне документа, где еще раз проставлялись подпись и печать. Точная дата первого награждения Железным крестом 2 класса неизвестна, однако это произошло в первые дни польской кампании. Всего же награду (включая пристежку для нее) получили более 3 млн. человек, из которых 39 женщин. Самым юным из представленных к Железному кресту 2 класса был 12-летний Альфред Зек (Alfred Zek), участвовавший в марте 1945 г. в боях у реки Одер. Он был награжден за спасение 12 немецких солдат, которых вынес из-под тяжелейшего артобстрела. Кроме того, известны случаи коллективного награждения, как, например, награждение сразу 1300 человек 1 апреля 1941 г. Пристежка к награде была введена для тех, кто уже получал ранее Железный крест 2 класса 1914 г., но вновь отличился во время Второй Мировой войны. Первоначально награда изготавливалась из серебра, однако с дальнейшим ходом военных действий серебро заменили вначале на металл, покрытый серебром, а затем просто на цинк. Пристежка имела форму орла с распростертыми крыльями, держащего в когтях свастику. Ниже свастики на пластинке в форме трапеции проставлена дата - 1939. С обратной стороны планки имелось 4 крепёжных зубца, использовавшихся для крепления к Имперской ленте. Размеры награды 32х31 мм. В дополнение к оригинальной награде получатель мог заказать ее уменьшенную копию 25х25 мм. Существует вариант Железного Креста 2-го класса, так называемый "Shinckleform". Его части состояли из механически обработанного Imperial EK, и имели более узкие лучи, а также более мелкое изображение свастики и цифр года. Показанным образцом, в январе 1940 года, был награждён Marine Oberstabsarzt Cornelius Buchler, во время его службы корабельным доктором на корабле поддержки линкора Deutschland, вышедшим в море незадолго до нападения Германии на Польш. Железные Кресты 2-го класса также выпускала Испания в ходе и после Второй Мировой Войны. Качество этих крестов было гораздо худшим, чем у германских образцов. Изготавливались они с помощью различных технологий и из большого спектра материалов. Железный крест 1-го класса (das Eiserne Kreuz 1. Klasse (EKI)). Им награждался личный состав Вермахта, войск СС, нацистских партийных организаций, или иностранцы ранее представленные к награждению Железным крестом 2-го класса или пристежкой этого класса, за выполнение от 3 до 5 особо трудных заданий и проявления отваги в бою. Для офицеров Кригсмарине, помимо вышеуказанных условий, существовало еще одно - потопление кораблей общим водоизмещением не менее 50 тыс. тонн; для офицеров Люфтваффе - накопление 5 баллов: 1 балл за уничтожение одномоторного самолета, 2 балла - за уничтожение двухмоторного самолета и З балла - за четырехмоторный самолет. Все баллы удваивались за боевые действия в ночное время. Точная дата награждения первого награждения Железным крестом 1 класса не известна. Общее количество награжденных от 300 до 575 тысяч человек (включая награжденных пристежкой для этой награды) из них две женщины. (Одна из них - пилот-инструктор Ханна Рейч (Hanna Reitsch). Ей принадлежало множество европейских авиарекордов. В марте 1941 г. была награждена ЕКII, а в октябре 1942 г. - EKI. В 1944 г. Рейч прошла подготовку для полетов на ракетном истребителе Ме-163, но в последний момент по личному приказу Геринга была отстранена от полетов на нем. Умерла в 1979 г). Крест имел диаметр 44 мм и миниатюрную свастику, располагавшуюся в центре схождения лучей. На нижнем луче был выбит год основания награды в Третьем рейхе - 1939 год. Пристежка полностью повторяла форму своего аналога для награды 2-го класса, однако в данном случае размах крыльев у орла был несколько шире (44 мм). Награда вручалась в коробочке, обтянутой черной кожей, с изображением креста на крышке. Внутри крышка коробочки была отделана белым атласом, крест же в свою очередь размещался в углублении, обтянутом бархатом. Сопроводительные документы не отличались от документов для креста 2-го класса. Железный крест носился слева на груди. Большинство солдат заказывало так называемую официальную копию награды, с тем, чтобы сохранить оригинал в первоначальном виде. Существовала также разновидность награды с винтовым креплением вместо булавки. Данный вариант был более популярен в регулярных войсках. Вместо булавки, эти кресты имели по центру штырь с резьбой, который протыкал форму и фиксировался навинчивающейся колодкой. Небольшая булавка на обратной стороне предохраняла крест от вращения вокруг своей оси. Первоначально некоторые изготовители производили выпуклые разновидности крестов (популярные в Первую Мировую войну) но эта практика была официально прекращена к маю 1941 г. Пристежку получали лица, имевшие орден Железного креста за Первую Мировую войну и награжденные этим орденом во время Второй мировой. Первоначально она изготавливалась из высококачественного посеребренного белого металла, к концу войны планки стали делать из цинка покрытого серебром или краской. Носилась на груди над крестом 1914 г. Железные Кресты 1-го класса выпускались также в Японии и Испании. Японские предназначались для моряков, дислоцировавшихся в Японии. Эти кресты были выпущены в малом количестве и на сегодняшний день являются большой редкостью. Крестами, выпущенными в Испании, награждался личный состав Испанской Голубой Дивизии и Голубого Легиона. Следует заметить, что в Испании свастика после окончания Второй Мировой Войны не была поставлена вне закона, так что производство Германских Железных Крестов там продолжалось и после войны. Качество Железных Крестов, выпущенных в Испании, варьировалось от очень высокого до очень низкого. Большой Крест Железного Креста - GroBkreuz zum Eisernen Kreuz (GK). Награда существовавшая со времён Железного Креста, вновь учреждёна 1 сентября 1939 г. Крест имел те же самые характеристики, что и Рыцарский Крест, но был намного большего размера (63х71 мм). Внешнюю рамку предполагалось делать из чистого золота, но это решение было отменено прежде, чем вознаграждение когда-либо представлялось. К шейному кресту прилагалась золотая восьмиконечная звезда со знаком ордена в центре. Большой Крест носился на шее, на широкой 57 мм. ленте, имеющей те же цвета, что и лента у Рыцарских Крестов 1-ой и 2-ой степеней. Предполагалось, что им будут награждаться высшие офицеры генштаба, за выдающиеся стратегические решения, повлиявшие на ход войны. Всего же было произведено только одно награждение - Главнокомандующего Люфтваффе Германа Геринга. Награждение состоялось в Рейхстаге 19 июля 1940 г., одновременно он получил звание рейхсмаршал. Награда была получена за успехи и вклад Люфтваффе в успешное завершение операции блицкриг 1940 г. во Франции и других странах. (Оригинал Великого креста, которым был награждён Геринг, был уничтожен при бомбардировке его дома в Берлине. Геринг имел несколько копий награды, одну из которых, с платиновой рамкой, он носил во время пленения в 1945 г.) Всего же, за историю своего существования, Большой Крест получили три человека: генерал-фельдмаршал Гебхард Леберехт фон Блюхер князь Вальдштадт («Звезда Блюхера»), участвовавший в разгроме Наполеона под Ватерлоо (1815г.); генерал-фельдмаршал Поль фон Гинденбург («Звезда Гинденбурга» - 1918 г.), прославившийся на Русском фронте в Первую мировую войну; и рейхсмаршал Герман Геринг (1940 г.). Рыцарский Крест к Железному Кресту - Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes (сокр. RK). Был учрежден Гитлером в сентябре 1939 г., для заполнения промежутка между Железным крестом 1-ого класса и Великим Крестом. Новой наградой предполагалось награждать только за очень значительные поступки, но война шла, и храбрецов становилось всё больше. Таким образом, стали появляться и более престижные градации - рыцарский крест с дубовыми листьями, рыцарский крест с дубовыми листьями и мечами, рыцарский крест с лавровыми листьями, мечами и бриллиантами. Критерии награждения изменялись в соответствии с ходом войны. В любом случае для награждения необходимо было иметь все предыдущие степени награды (Железный крест 1 и 2-ого классов) и продемонстрировать уникальный вид доблести. Гитлер, который сам рассматривал представления к награждению, формулировал, что Крест будет распределен равномерно среди рангов, в принципе так и было: только 7 % генералов были представлены к Рыцарскому кресту. Награда вручалась как за особые личные достижения, так и за особо успешное руководство подчинёнными. Для Люфтваффе была разработана специальная рейтинговая система, по которой пилот мог рассчитывать на рыцарский крест только после сбитых лично 20 и более самолетов противника (1941 г.), но бывали случаи (Старший лейтенант Отто Кейтель) когда рыцарский крест не давали вплоть до его 123-ей воздушной победы в 1943 г. Командующие подводными лодками могли быть представлены на награждение Рыцарским крестом после потопления судов общим водоизмещением более 100,000 тонн.



Рекомендуемые товары


Схожие по цене