ОРИГИНАЛЬНЫЙ РЫЦАРСКИЙ КРЕСТ.

  • ОРИГИНАЛЬНЫЙ РЫЦАРСКИЙ КРЕСТ.
  • ОРИГИНАЛЬНЫЙ РЫЦАРСКИЙ КРЕСТ.
  • ОРИГИНАЛЬНЫЙ РЫЦАРСКИЙ КРЕСТ.
  • Артикул: 13841
  • Нет в наличии

ОРИГИНАЛЬНЫЙ РЫЦАРСКИЙ КРЕСТ. Отличное коллекционное состояние. С экспертным заключением Нимана. Гарантировано подлинный орден.

Эскиз ордена был выполнен собственноручно королём Фридрихом Вильгельмом III, окончательную версию разработал известный немецкий архитектор и художник Карл Фридрих Шинкель.
Форма Железного Креста была умышленно выбрана так, чтобы напоминать крест немецкого (тевтонского) ордена. В противоположность другим наградам, Железный Крест умышленно делался без использования большого количества драгоценных металлов — это было обычное железо в серебряной оправе. Железо, из которого делался орден, должно было отражать дух того времени: Пруссия, собирая средства для финансирования войны с Наполеоном, выменивала у зажиточных и знатных граждан украшения из драгоценного металла на простые стальные (один из лозунгов: Золото для защиты, железо — для чести (нем. Gold zur Wehr, Eisen zur Ehr)).
Железный Крест был первой европейской наградой, которая вручалась вне зависимости от звания или сословия, но только за боевые подвиги, что сильно повысило её популярность.
В нижней части креста всегда указывался год учреждения данной версии ордена (1813, 1870, 1914 или 1939). В 1813 г. верхний луч креста украшали инициалы короля Фридриха Вильгельма III (FW), в центре ордена находилась дубовая ветвь. В 1871 и 1914 г.г. в центре находились инициалы соответственно кайзеров Вильгельма I и Вильгельма II, а в верхней части — стилизованная прусская королевская корона. Адольф Гитлер при возобновлении этого ордена в 1939 г. вместо своих инициалов приказал добавить в центр ордена свастику, чтобы показать, что национал-социалистическое государство является основой этой награды.

К началу Второй мировой войны Адольф Гитлер в последний раз восстановил орден. Железный крест стал толще, получил надпись «1939» на нижнем луче лицевой стороны (на тыльной стороне осталась надпись «1813») и свастику в центре. Была введена рыцарская степень железного креста. Он носился не на традиционной чёрно-белой, а на чёрно-бело-красной орденской ленте.
Приказом за № 102 ч.849 от 10 июня 1940 года введены 5 степеней ордена:
Железный крест 2-го класса (нем. Eisernes Kreuz 2. Klasse)
Железный крест 1-го класса (нем. Eisernes Kreuz 1. Klasse)
Рыцарский крест железного креста (нем. Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes)
Рыцарский крест железного креста с дубовыми листьями (нем. Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit Eichenlaub)
Большой крест железного креста (нем. Großkreuz des Eisernen Kreuzes)
В следующие годы появились новые степени ордена:
Рыцарский крест железного креста с дубовыми листьями и мечами (нем. Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit Eichenlaub und Schwerter)
Рыцарский крест железного креста с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами (нем. Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit Eichenlaub, Schwerter und Brillanten)
Рыцарский крест железного креста с золотыми дубовыми листьями, мечами и бриллиантами (нем. Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes mit goldenem Eichenlaub, Schwerter und Brillanten)
Во время второй мировой войны только в сухопутных войсках было вручено около 2,3 млн. Железных Крестов 2-го класса и 300 тыс. — 1-го класса. Общее количество орденов во второй мировой войне оценивается в 3 млн. Железных Крестов 2-го класса (в том числе 49 женщин, из них 19 — официально подтверждено) и 300 тыс. — 1-го класса (в том числе лётчик-испытатель Ханна Райч и медсестра немецкого красного креста Эльза Гроссман (официально не подтверждено)). Также Железным Крестом награждались два еврея: майор санитарной службы финской армии Лео Скуриник и гауптман Саломон Класс, однако оба отказались от него. Большой крест Железного креста во Второй мировой войне был вручен только один раз — 19 июля 1940 главе люфтваффе рейхсмаршалу Герману Герингу. 25 апреля 1945 г награда была отозвана после того, как Гитлер решил, что он был предан Герингом. Армия США захватила в Австрии в конце войны образцы ещё одной степени — в виде звезды, аналогичной Blücherstern, однако этот орден никогда не вручался.Помнится, десять лет назад некая бойкая молодежная газета писала, что в Германии "празднуют юбилей фашистского Железного Креста". В действительности же эта награда имеет более долгую и интересную историю, а ее учреждение непосредственно связано с освободительной войной немецкого народа против наполеоновской Франции в 1813-1815 гг., которая велась им совместно с русской армией.
До недавнего времени об истории Железного Креста в отечественной литературе можно было прочитать лишь в книге И. Г. Спасского "Иностранные и русские ордена до 1917 г.", и то, как явствует из заглавия, не в полном объеме.
Предлагаемая читателям "Миниатюры" работа хоть и является всего лишь кратким очерком истории этой награды, но тем не менее дает читателю достаточно ясное представление как об истории Железного Креста, так и об эволюции его знака, чему также способствует подобранный автором богатый иллюстративный материал.

Победа России в Отечественной войне 1812 года явилась важнейшей предпосылкой для развертывания в Германии мощного национально-освободительного движения за освобождение ее от господства наполеоновской Франции, начала освободительной войны немецкого народа.

Для награждения лиц, отличившихся в этой войне как на поле сражения с неприятелем, так и у себя на родине во имя свободы и независимости отечества, 10 марта 1813 года прусским королем Фридрихом Вильгельмом III (1770-1840) был учрежден знак отличия - Железный крест, ставший в те годы национальным символом справедливой освободительной войны.

Он имел два класса и Большой крест. Имеются сведения, что Фридрих Вильгельм III предполагал учредить 3-й класс знака отличия Железного креста в виде железной медали в серебряной оправе. Однако этому не суждено было сбыться.

Железный крест был одной из самых демократичных наград того времени: его могли быть удостоены и солдат, и генерал. В соответствии с положением награждение должно было производиться в порядке старшинства классов, начиная со 2-го. Это не касалось Большого креста, который предназначался для награждения военачальников "...исключительно только за выигранное решающее сражение, после которого неприятель вынужден был покинуть свои позиции, за взятие важной крепости или за стойкую защиту крепости, которая не попала в руки неприятеля".

Внешняя форма Железного креста была определена эскизом, выполненным самим Фридрихом Вильгельмом III. В соответствии с этим эскизом известный немецкий архитектор Карл Фридрих Шинкель (1781 - 1841) создал окончательный вид этого знака, отличающегося своей строгостью и простотой.

Железный крест 2-го класса представляет собой железную пластину черного цвета, выполненную в форме креста и заключенную в серебряную оправу. Согласно положению лицевая сторона креста гладкая, а на оборотной стороне на верхнем плече изображен вензель "FW" (Фридрих Вильгельм III) под королевской короной, в центре - три дубовых листа, а на нижнем плече приведен год учреждения Железного креста - 1813. Однако уже во время походов 1813-1815 гг. кресты часто самовольно носились оборотной стороной вверх. Официальное разрешение на такое ношение было принято лишь 19 апреля 1838 года. На верхнем плече креста имеется ушко для круглого кольца, через которое продевается лента для ношения креста на груди. При этом лица, отличившиеся непосредственно в бою с неприятелем, носили крест на черной ленте с узкой белой полосой и черным кантом по краям, в иных случаях - на белой ленте с узкой черной полосой и белым кантом по краям. Это правило в основном сохранилось и для Железных крестов более поздних периодов вплоть до первой мировой войны включительно. Размер Железных крестов 2-го класса лежит в пределах 39-42 мм. Однако встречаются кресты уменьшенного размера (около 33-34 мм). Такие кресты являются дубликатами, которые заказывались частным образом и предназначались, как правило, для ношения в больших орденских колодках. Это характерно и для Железных крестов более поздних периодов.

12 марта 1814 года Фридрихом Вильгельмом III был издан указ о наследовании Железного креста 2-го класса. В соответствии с этим указом лица, отличившиеся в освободительной войне и представленные к награждению Железным крестом 2-го класса на черной ленте с узкой белой полосой и черным кантом по краям, но его не получившие, имели право на получение креста после смерти его прежнего владельца. При этом крест должен был оставаться в воинской части, где он был заслужен, и переходить от офицера к офицеру и от солдата к солдату.

Всего Железным крестом 2-го класса было награждено около 10 тысяч человек, а с учетом унаследованных крестов - около 16 тысяч.

Железный крест 1-го класса первоначально выполнялся согласно положению в виде сложенных крестом и сшитых между собой кусков черной шелковой ленты с узкой белой полосой и черным кантом по краям и носился на левой стороне груди. Однако такое исполнение боевой награды, носимой в тяжелых походных условиях, было непрактичным. Поэтому 16 июня 1813 года Фридрихом Вильгельмом III было принято решение изготовлять Железный крест 1-го класса аналогично кресту 2-го класса, т.е. из железной пластины, заключенной в серебряную оправу. Лицевая сторона такого креста гладкая, а на его оборотной стороне первоначально имелось четыре, а затем восемь петель, с помощью которых крест крепился к одежде, и, наконец, у более поздних экземпляров - булавка с крючком. Железные кресты 1-го класса, как правило, имеют несколько выпуклую форму, а их размер лежит в пределах 41-42 мм. За заслуги в освободительной войне 1813-1815 гг. было пожаловано 675 крестов 1-го класса.

Большой крест Железного креста аналогичен кресту 2-го класса, но большего размера (около 63 мм) и с расположением ушка для кольца с лентой своей плоскостью в плоскости креста. Этот крест носился на шее на более широкой, чем у креста 2-го класса, черной ленте с узкой белой полосой и черным кантом по краям.

За заслуги в освободительной войне Большим крестом были награждены генерал-фельдмаршал Блюхер, генералы Бюлов, Тауентцин и Йорк, шведский наследный принц Карл Юхан (бывший французский маршал Бернадот и будущий король Швеции Карл XIV Юхан). Сведения о том, что дополнительно Большой крест был пожалован генералу Клейсту и русскому генералу Остерман-Толстому за отличие в сражении под Кульмом (29-30 августа 1813 года) документального подтверждения не получили. За победу союзников над французами при Ватерлоо генерал-фельдмаршал Блюхер 26 июля 1815 года был удостоен особой награды - Железного креста с золотыми лучами, так называемой "Звезды Блюхера".

Для награждения лиц, отличившихся во франко-прусской войне 1870-1871 гг., завершившейся объединением Германии под гегемонией Пруссии и возникновением Германской империи, прусским королем Вильгельмом I (1797-1888) 19 июля 1870 года был возобновлен знак отличия - Железный крест.

Отличие Железных крестов обоих классов и Большого креста 1870 года от крестов 1813 года состоит в том, что на их лицевой стороне на верхнем плече изображена корона, в центре - вензель "W" (Вильгельм I), а на нижнем плече приведен год возобновления Железного креста - 1870. При этом кресты 1-го класса выполнены плоскими, а их оборотная сторона имеет булавку с крючком для крепления к одежде. Встречающиеся кресты этого класса выпуклой формы являются дубликатами, которые заказывались награжденными частным образом. Размеры Железных крестов обоих классов 1870 года в основном аналогичны размерам крестов соответствующих классов 1813 года, а размер Большого креста около 60 мм.

18 августа 1895 года по случаю 25-летия побед во франко-прусской войне императором Вильгельмом II были учреждены серебряные дубовые листья с числом "25" к Железному кресту 2-го класса для еще здравствующих награжденных крестом этого класса.

За отличие во франко-прусской войне 1870-1871 гг. Железным крестом 2-го класса было награждено около 47 тысяч человек, 1-го класса - 1313. Большого креста были удостоены прусский наследный принц Фридрих Вильгельм (будущий император Фридрих III), прусский принц Фридрих Карл, саксонский наследный принц Альберт (будущий король Саксонии), генерал-фельдмаршал Гельмут Мольтке, генералы Мантейфель, Гоебен и Вердер. По просьбе своих генералов император Вильгельм I возложил Большой крест на себя как главнокомандующего 16 июня 1871 года по прибытию немецких войск в Берлин. Позднее Большой крест был им пожалован мекленбург-шверинскому великому герцогу Фридриху Францу II.

С началом 1-ой мировой войны 1914-1918 гг. Железный крест пережил свое третье рождение. Он был возобновлен 5 августа 1914 года германским императором Вильгельмом II (1859-1941) для награждения лиц, отличившихся в этой войне.

Железные кресты обоих классов и Большой крест 1914 года отличаются от крестов 1870 года тем, что на их лицевой стороне на нижнем плече приведен год второго возобновления Железного креста - 1914. При этом вензель "W" в центре креста имеет новое содержание, указывая на имя германского императора Вильгельма II. Кресты 1-го класса, как правило, имеют плоскую форму и булавку с крючком для крепления к одежде, хотя встречаются кресты и выпуклой формы, а также со штифтом и гайкой для крепления.

Размер Железных крестов обоих классов в основном лежит в пределах 41-43 мм, а размер Большого креста около 60 мм.

В соответствии с постановлением от 16 марта 1915 года Железного креста могли быть удостоены наряду с подданными всех немецких государств, входящих в Германскую империю, также подданные союзных с ней государств (Австро-Венгрии, Болгарии, Турции). Ранее такие награждения не были предусмотрены, хотя, как исключение, имели место.

Согласно постановлению от 4 июня 1915 года лица, награжденные Железным крестом 2-го класса 1870 года и отличившиеся в 1-ой мировой войне, вместо креста 2-го класса 1914 года получали специальную серебряную пряжку с уменьшенным Железным крестом 1914 года, которая прикреплялась к ленте креста 1870 года.

За заслуги в 1-ой мировой войне Железным крестом 2-го класса было награждено около 5 млн. 200 тыс. человек, крестом 1-го класса около 220 тысяч. Большого креста были удостоены генерал-фельдмаршалы Гинденбург, баварский принц Леопольд и Макензен, а также генерал пехоты Людендорф. По просьбе Гинденбурга император Вильгельм II возложил Большой крест на себя как главнокомандующего.

Второй раз в истории Железного креста 24 марта 1918 года генерал-фельдмаршалу Гинденбургу был пожалован Железный крест с золотыми лучами, так называемая "Звезда Гинденбурга", за успешное начало большого наступления на западном фронте 21 марта 1918 года.

1 сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу. В тот же день А. Гитлером было подписано постановление о возобновлении Железного креста, получившего статус ордена.

В соответствии с этим постановлением Железный крест имел следующие степени и последовательность награждения:
* Железный крест 2-го класса;
* Железный крест 1-го класса;
* Рыцарский крест Железного креста;
* Большой крест Железного креста.

В ходе войны к Рыцарскому кресту были учреждены дубовые листья (3 июня 1940 года), дубовые листья с мечами (первое награждение 21 июня 1941 года, а официальное учреждение 28 сентября 1941 года), дубовые листья с мечами и бриллиантами (первое награждение 15 июля 1941 года, а официальное учреждение 28 сентября 1941 года) и, наконец, золотые дубовые листья с мечами и бриллиантами (29 декабря 1944 года).

Согласно постановлению Железный крест 1939 года мог быть пожалован "...исключительно за особую храбрость перед врагом и выдающиеся заслуги в руководстве войсками". При этом Большой крест - за заслуги, повлиявшие на ход войны.

Отличие Железных крестов 1939 года от предшествующих состоит в том, что на их лицевой стороне в центре креста изображена свастика, на нижнем плече приведен год третьего возобновления Железного креста - 1939, а на оборотной стороне крестов 2-го класса, Рыцарского и Большого только указан на нижнем плече год первоначального учреждения Железного креста - 1813. Следует также отметить, что, согласно постановлению, Большой крест должен был иметь золотую оправу вместо серебряной, характерной для Больших крестов предшествующих периодов и Железного креста вообще.

Кресты 1-го класса, как правило, выполнены плоскими и имеют с оборотной стороны булавку с крючком для крепления к одежде на левой стороне груди. Однако встречаются кресты этого класса и выпуклой формы, а также со штифтом и гайкой для крепления.

Размер крестов 1-го и 2-го классов около 44 мм. Рыцарского - около 48 мм и Большого - около 63 мм.

Дубовые листья и дубовые листья с мечами изготовлялись из серебра. Лицам, удостоенным дубовых листьев с мечами и бриллиантами, обычно выдавались два экземпляра: один - выполненный из платины и "белого золота" (сплава золота с палладием) с бриллиантами на листьях и рукоятях мечей, другой - выполненный из серебра со стразами вместо бриллиантов и предназначенный для повседневного ношения. Золотые дубовые листья с мечами и бриллиантами изготовлялись из золота с бриллиантами на листьях и рукоятях мечей.

Для ношения Железного креста 2-го класса на груди, Рыцарского креста, его разновидностей и Большого креста на шее предусматривалась различной ширины (30, 45 и 60 мм) красная лента с белой и черной полосами по краям.

Согласно постановлению о возобновлении Железного креста от 1 сентября 1939 года лица, награжденные Железным крестом 1914 Года одного или обоих классов и удостоенные Железного креста 1939 года, вместо этого креста получали специальную серебряную пряжку повторного награждения к соответствующему кресту 1914 года. При этом пряжка к Железному кресту 2-го класса 1914 года носилась на его ленте, а пряжка к Железному кресту 1-го класса прикреплялась непосредственно над этим крестом.

Имеются сведения об изготовлении образцов Железного креста 1939 года с золотыми лучами. Один из таких образцов был обнаружен американцами в Австрии и в настоящее время находится в США в музее военной академии в Вест-Пойнте.

За заслуги во 2-ой мировой войне около 3,2 млн. человек было награждено Железным крестом 2-го класса и пряжкой к Железному кресту 2-го класса 1914 года, около 420 тысяч человек - Железным крестом 1-го класса и пряжкой к Железному кресту 1-го класса 1914 года, около 7400 человек - Рыцарским крестом. Дубовых листьев к Рыцарскому кресту были удостоены около 890 человек, дубовых листьев с мечами -160 человек, дубовых листьев с мечами и бриллиантами - 27 человек. Высшая боевая награда - золотые дубовые листья с мечами и бриллиантами к Рыцарскому кресту Железного креста, число награждений которыми было ограничено 12, были пожалованы только полковнику штурмовой авиации Руделю 1 января 1945 года, совершившему за время войны 2530 боевых вылетов.

Одно единственное награждение было и Большим крестом Железного креста. Он был вручен Гитлером 19 июля 1940 года на торжественном заседании рейхстага по случаю победы над Францией главнокомандующему ВВС Германии Герману Герингу с одновременным присвоением ему звания рейхсмаршала. Вопреки постановлению о возобновлении Железного креста от 1 сентября 1939 года этот крест имел вместо золотой традиционную для Железного креста серебряную оправу. По всей видимости, Гитлер не захотел нарушать сложившуюся более чем вековую традицию в исполнении Железного креста.

Следует отметить, что во время 2-ой мировой войны Железного крест были удостоены не только представители вермахта и войск СС, но и лица, принадлежащие к иностранным добровольческим формированиям, а также к армиям союзных с Германией государств (Италии, Румынии, Финляндии, Японии, Испании, Болгарии, Хорватии и Словакии).

В послевоенной Германии ношение Железного креста 1939 года, как и других наград с нацистской символикой, было запрещено. В соответствии с законом ФРГ о титулах, орденах и знаках отличия от 26 июля 1957 года было разрешено ношение Железного креста 1939 года в новом виде - без свастики. Она была заменена на традиционные три дубовых листа. Появился и новый вид пряжки, ставшей единой для крестов обоих классов 1914 года и похожей на пряжку к Железному кресту 2-го класса 1870 года.

Такова краткая история популярнейшей в Германии массовой боевой награды - Железного креста, ставшего как национальным символом справедливой освободительной войны, так и символом агрессивного немецкого империализма и милитаризма.


Использованная литература:

1. Jorg Nimmergut, Das Eiserne Kreuz 1813 - 1939. Edition Deutsches Ordensmuseum, 1990.
2. Friedhelm Heyde, Preussen-Sammlung Мах Aurich - Das Eiserne Kreuz 1813 / 1870 / 1914. Biblio Verlag, Osnabruck, 1980.
3. John R. Angolia, For Fuhrer and Fatherland - Military awards of the Third Reich. San Jose, USA, 1976.

Ряд производителей Железного креста 1914 года. Сокращения фирм.

Наименование

Название фирмы

Местонахождение.

A

F. ватт. Ассманн и сыновья

Люденшейд

АP

неизвестно

неизвестно

AWS

А. Вернер и сыновья

Берлин

B

неизвестно

неизвестно

Т.

неизвестно

неизвестно

S

неизвестно

неизвестно

CD

неизвестно

неизвестно

CR

неизвестно

неизвестно

D

неизвестно

неизвестно

Deschler и сын

Deschler и сын

Мюнхен

D.R.G.M. 653 146

Немецкий образец Имперского качества, "знак качества"653 146 (Пауля Меибауера)

Берлин

DRP

Немецкий патент империи


E

неизвестно

неизвестно

F

неизвестно

неизвестно

FO

Фридрих Орт

Вена

Франки

Friedländer

Берлин

ФРАНКИ

Франк и Зрелое

Штутгарт

ФРАНКИ. SEDLATZEK BLN S.W. 68

Фридрих Зедлацек

Берлин

FW

Франц Xaver узел

Мюнхен

G

Godet и сын

Берлин

GD

Godet и сын

Берлин

GODET Берлин

Godet и сын

Берлин

H

Hossauer

Берлин

HB

неизвестно

неизвестно

HBG

неизвестно

неизвестно

H.B.O.

неизвестно

неизвестно

Й.Г. ВЕРНЕР БЕРЛИН

J. H. Вернер

Берлин

JW

Иоганн Вагнер и сын

Берлин

JWS

Иоганн Вагнер и сын

Берлин

K

неизвестно

неизвестно

K5

неизвестно

неизвестно

K.A.G.

неизвестно

неизвестно

KAW

неизвестно

неизвестно

KS

неизвестно

неизвестно

KD

неизвестно

неизвестно

K.M.S.T.

Военное министерство

Берлин

KO

Королевский монетный двор

Штутгарт

Л

неизвестно

неизвестно

LM

неизвестно

неизвестно

LR

неизвестно

неизвестно

LV

неизвестно

неизвестно

LV8, LV10, LV17, LV26, LV65, LV75

неизвестно

неизвестно

LW

неизвестно

неизвестно

M. HANSEN D.R.G.M. 650 006

M. Hansen Немецкий образец Имперского качества, "знак качества" 650 006


М

неизвестно

неизвестно

N

Новый дом и сыновья

Берлин

О

неизвестно

неизвестно

OSM

неизвестно

неизвестно

P

неизвестно

неизвестно

Пауль Х.

Пауль Хосзауер

Берлин

R

Альфред Реснер

Дрезден

RW

неизвестно

неизвестно

S

Генрих Шнайдер

Дрезден

S-W

Сай и Вагнер

Берлин

ВАТТ

Вагнер

Берлин

Wa

Вагнер

Берлин

we

неизвестно

неизвестно

Вена

неизвестно

неизвестно

Wilm

H. джоуль. Wilm, придворная кузница и серебряных дел мастера

Берлин

WMS

неизвестно

неизвестно

WS

Вагнер и сын

Берлин

W*S

Вагнер и сын

Берлин

Wu-S

Вагнер и сын

Берлин

Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо

Рекомендуемые товары


Схожие по цене